ср, 19/10/2022 - 18:22

Как ЧП на Крымском мосту сказалось на ассортименте в магазинах полуострова

Торговые сети ищут местную замену «материковым» продуктам, но паники нет.

Крымский мост закрыт для движения фур. Они или переправляются на паромах, завися от погодных условий, или доставляют груз «в объезд» через перешеек. Как это сказалось на объёмах товаров и ассортименте в торговых сетях и магазинах Крыма, разбирался ForPost.

Полки «похудели», но дефицита нет

Изменения на полках в магазинах жители Крыма и Севастополя начали замечать в последние дни. Дело в том, что большое количество товаров с материка теперь задерживается и привычные логистические сроки приходится сдвигать, ориентируясь на ситуацию.

«Были вчера в нашем любимом магазине — там почти пустые полки. Спрашиваю кассиршу, в чём дело? Говорит, наши фуры стоят с той стороны, ждут паром в очереди», — поделился своими наблюдениями в беседе с ForPost житель Керчи.

Опустевшие полки отметили и жители Симферополя: особенно это коснулось магазинов, которые большими партиями поставляли материковую продукцию. Как пояснили корреспонденту ForPost в одном из гипермаркетов крымской сети, из-за задержек с поставками с полок временно пропали некрымские молочные продукты, сыр, часть мясной продукции и напитки.

«А у кого сейчас нет проблем с доставкой?» — философски отметила сотрудница магазина.

Некоторые продукты с материка задерживаются, крымское поступает на полки без изменений.

Читайте по теме: Как подрыв Крымского моста сказался на поставках продукции в Севастополь 

Впрочем, речь всё же больше о единичных ситуациях, поводов для паники нет, ажиотажного спроса тоже не наблюдается. Фуры в Крым так или иначе едут, а скоропортящиеся продукты производят и на полуострове. Сейчас магазины ищут альтернативы у местного производителя, рассказали в одной из торговых сетей.

«Поставки с материка идут, но не в прежнем количестве. Есть крымские поставщики. Сейчас мы стали заказывать больше продукции у них. Делаем всё, чтобы у нас пустых полок не было при любом сценарии», — рассказала коммерческий директор одной из крымских торговых сетей Татьяна Пикалова.

Замещение российского ассортимента крымскими производителями касается в первую очередь молочки, колбас и подобной продукции.

«Караваны» с охраной

Скоропортящиеся продукты доставляют паромы. Такие грузовики пропускают вперёд вне очереди, если работать переправе позволяет погода. Однако есть и альтернативный маршрут — сухопутный, через Перекопский перешеек.

«Фуры идут колоннами. В эти колонны записываются, а когда они сформированы, выдвигаются, насколько знаю, в сопровождении Росгвардии. Решение ждать паром или ехать лишние 1,1 тысячи километров принимают перевозчики», — пояснила Татьяна Пикалова.

Появление такого маршрута привело к тому, что цены на транспортные услуги взлетели в два и более раза, отметил председатель ассоциации «Торговля Крыма» Сергей Макеев.

«Это связано с неопределённостью, перевозчики не знают, сколько простоят на переправе. Логистика перевозок через Перекоп только отрабатывается. Но на сегодня, по моим наблюдениям, на ассортименте в магазинах Симферополя ситуация особо не сказалась», — сообщил Сергей Макеев.

На полках крымских магазинов по-прежнему есть из чего выбирать.

Обычные граждане последствий скорее всего не ощутят, считает эксперт. А вот торговым сетям приходится решать относительно мелкие, но досадные логистические проблемы.

«Привыкли доставлять грузы большими фурами. Всё заточено под это. Допустим, технология выгрузки. Есть технологическое оборудование для выгрузки из фур. Если доставляют на другом транспорте, это оборудование использовать не получится. Всегда можно разгружать вручную — но это, как минимум, надо нанимать грузчиков», — отметил Сергей Макеев.

Уже могут, но ещё не едут

Режим досмотра по очевидным причинам после подрыва Крымского моста усилили. Это касается и самого моста, и паромов.

«В связи с этим нужен проход между паллетами в фуре. Чтобы досматривающие могли пройти внутрь со служебными собаками. Это безусловно необходимо, поскольку касается безопасности. Но есть побочный эффект — для перевозчика это значит изменение технологии загрузки паллетов. И в итоге уменьшится количество груза в фуре», — пояснил Сергей Макеев.

Казалось бы, мелочь — но она напрямую сказывается на окупаемости перевозки. Поэтому допуск на мост хотя бы части грузов в рамках малотоннажных перевозок стал бы серьёзным подспорьем во временных решениях логистических сложностей, добавил председатель ассоциации.

Читайте по теме: Почему кориандр и томатную пасту запретили провозить в Крым на паромах

Впрочем, есть надежда, что в ближайшее время ситуация может измениться. Как заявил на днях вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин, грузовой транспорт до 40 тонн уже может проезжать по Крымскому мосту. Многие на радостях поспешили трактовать это заявление как то, что движение грузовиков открыли. Однако это пока не соответствует действительности.

«Пока что грузовики не пустили. Речь идёт о том, что мост уже готов к такому шагу», — уточнили ForPost этот нюанс в пресс-службе ФКУ Упрдор «Тамань».

По словам главы Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов республики Анатолия Цуркина, такие «бодрые» заявления чиновников только «будоражат перевозчиков и общественность».

«Прозрачные намёки чиновников на открытие сообщения через мост, ранее озвученные и не сбывшиеся 16, 17 и 18 октября, только создают ажиотаж на рынке ценообразования в сфере доставки грузов», — написал Цуркин в своём Telegram-канале.

Читайте по теме: Пассажирские автобусы вернулись на Крымский мост

Андрей Петров

Фото: Пелагея Попова|ForPost

Читайте также: