Севастополь
Имени героя. Улица Астана Кесаева в Севастополе
ЕВГЕНИЙ НИПОТ, корреспондент: «Эта улица в Гагаринском районе Севастополя нитью связывает два проспекта - Столетовский и проспект Октябрьской революции. Названа она в честь легендарного подводника, героя советского союза Астана Николаевича Кесаева. Будучи командиром субмарины «М-117», он не только защищал Севастополь, дерзкими атаками сминая конвои противника, но и участвовал в освобождении Крыма».
Эта Малютка под командованием тридцатилетнего капитана вселяла суеверный страх в сердца немецких моряков. Родом из Северной Осетии, Астан Николаевич Кесаев ушел служить на флот 19-летним юношей. К началу войны он уже командовал субмариной «М-117».
ЛАРИСА КЕСАЕВА, дочь Астана Кесаева: «Она была рассчитана максимум на сутки, а иногда они не всплывали по двое и трое суток. И тогда был приказ – всем спать. Только дежурный, а остальные, чтобы меньше тратить кислорода».
В мае 42 года «Малютка» близ Балаклавской бухты в одиночку атаковала конвой, шедший под охраной 20 катеров. Головное судно было потоплено снайперским ударом, в ответ сотни бомб обрушились на лодку, но команда ушла из пекла. Своими бойцами Астан Николаевич гордился.
ЛАРИСА КЕСАЕВА: «Кто-то из команды был нездоров - списали, но ему предложили выбирать. И где он их выбрал? На губе! Вот эти мне подходят. Это были нормальные ребята, просто каждый с характером, но сильные духом».
За бесстрашие и выучку командира и беззаветную смелость экипажа «М-117» была удостоена ордена Красного знамени. За время войны подводники «Малютки» потопили 9 фашистских кораблей.
АНАСТАСИЯ СУХАНОВА, научный сотрудник Музея героической обороны и освобождения Севастополя:
«Командующий ЧФ Филипп Сергеевич Октябрський говорил, что Астан Кесаев что знает Черное море лучше, чем свою квартиру, любит экипаж, а экипаж любит его. Это не фигура речи, а факт – по цвету воды и воздуху Астан Кесаев мог определять нахождение лодки с точностью в пределах пяти миль».
В боекомплекте - только две торпеды. На одной экипаж писал «За Родину», на второй: «За Валю» - супругу героя. До конца войны Астан Николаевич был уверен, что жену расстреляли. После войны истощенная, но несломленная, она вернулась из немецкого плена.
ЛАРИСА КЕСАЕВА:
"Вы согласитесь, что у любого человека бывает, но он как человек оптимистичный и опытный с детства учил так. Если что-то случилось, какие-то неприятности, сложности – надо остановиться, подумать, поднять высоко голову, улыбнуться, и идти вперед. И он считал, что завтра будет обязательно лучше, чем сегодня".
После войны он преподавал в Севастопольском Высшем военно-морском инженерном училище, делясь бесценным опытом с молодыми черноморцами.
Евгений Нипот, Денис Александрович, «Севинформбюро»
Обсуждение (8)
Горжусь улицей, на которой живу!
Здорово! Мы гордимся!
А мне давно и безнадёжно стыдно за то, что улица, названная в честь героя подводника, находится в таком неприглядном состоянии. Асфальт изрыт так, как будто его бомбили, участок вдоль забора УВД Гагаринского р-на вообще НИКОГДА не был заасфальтирован. Можно было бы хоть гравием (обломками снесённой 16-тиэтажки) отсыпать...
to Валерий Борягин (Севастополь)
А Вам не кажется, что все улицы такие? Не только Кесаева. Порядок должен быть везде.
"Порядок должен быть везде" - бесспорно. Чтобы он (порядок) был, его нужно наводить. Если я не могу что-то сделать самостоятельно, то логично напомнить о необходимости это делать городской власти. Сегодня я напомнил про беспорядок на улице А. Кесаева. Завтра кто-то другой напомнит про беспорядок на своей улице... А если мы с утра до вечера будем только гордиться, то у власти может сложиться устойчивое заблуждение на предмет состояния города и настроения горожан. Вам так не кажется?
to Валерий Борягин (Севастополь)
Мне конечно кажется, но именно здесь мы говорим о герое и думаю неуместно его подвиг смешивать с разрухой на улице.
Вся страна гордится такими героями!
Жаль, что эта очень важная улица (слава герою Астану Кесаеву!) за столько лет так и не достроена. Она должна быть закончена красивой площадью в районе УВД и непонятной стоянкой возле сильпо. Сейчас там тихий ужас.