пт, 24/03/2023 - 18:25

Готовы ли россияне отдыхать в Крыму — или у них пропал дух авантюризма?

​Эксперты нарисовали портреты туристов, которые приедут на полуостров при любых проблемах с транспортом.

Предстоящий курортный сезон в Крыму не будет простым для местной туротрасли. Многие жители РФ не готовы ехать сюда на отдых: уровень бронирования мест размещения на полуострове в 2023-м упал на 35–70% по сравнению с 2022 годом, сообщила Ассоциация туроператоров России со ссылкой на компании, обслуживающие туристов.

По основным крымским курортам действительно наблюдается снижение бронирования, подтвердил ForPost Алексей Черепахин, генеральный директор российского сервиса бронирования жилья для отдыха Твил.ру. По его данным, этот показатель уменьшился на 50–70%.

«Хотя есть, конечно, курорты, которые повысили свою популярность. Так, Курортное (посёлок в составе Феодосии — прим.) по сравнению с результатами прошлого года показывает рост на 60%. А популярность Стерегущего (села в Раздольненском районе — прим.) увеличилась почти в шесть раз», — уточнил Черепахин.

Россияне с материка отказываются от Крыма из-за отсутствия прямого авиасообщения с регионом и сложившегося общественного-политического фона вокруг него, написало агентство URA.RU, опираясь на данные турагентов.

Международный аэропорт Симферополь — единственный на полуострове. Его работу, как и ряда других воздушных гаваней Юга России, приостановили в феврале 2022 года из-за ситуации на Украине. «Эхо» проводимой там специальной военной операции — налёты и приплывы украинских беспилотников, усиление режима безопасности на полуострове.

Без авиарейсов надежда на спасение турпотока в регион была на железнодорожное сообщение, которое с грехом пополам усилили. Билеты на поезда, которые не резиновые и не могли вместить всех желающих отправиться в Крым, в курортный сезон-2022 разлетелись как горячие пирожки.

Поэтому россияне садились или на автобусы, поездки в которых — то ещё испытание, или на свои машины, чтобы добраться до полуострова.

В итоге: Крымский полуостров принял порядка 6,93 миллиона туристов в 2022 году. Для сравнения: в регионе побывало более 10 миллионов отдыхающих в 2021-м.

С одной стороны, россиянина, привыкшего к пакетным турам и «ол инклюзивам» зарубежных курортов, можно понять.

Зачем искать возможности добраться до Крыма, изучать места размещения в поисках лучших предложений и хороших хозяев, выяснять, где лучше поесть, в каком месте купаться?

Если есть та же Турция: и доставят туда, и поселят с системой «всё включено», и детьми займутся. Все условия, чтобы «тюлениться» на лежаке возле бассейна в отеле или на худой конец на пляже.

С другой стороны, может, как говорил герой фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром», россиянин скучно живёт? Может, в нём пропал дух авантюризма, он перестал не только лазить в окно к любимой женщине и делать большие хорошие глупости, но и отдыхать «с огоньком» в Крыму?

Читайте также: Владимир Путин попросил позаботиться о крымском туризме

Минус семьи с детьми

Что касается духа авантюризма, у Крыма всегда были свои поклонники, отметил Алексей Черепахин, гендиректор Твил.ру. И добавил: они не оставят полуостров в любых случаях, даже при более сложных, чем сейчас, проблемах с транспортом.

Тем более с восстановлением Крымского моста — после ЧП в октябре 2022 года — можно попасть в регион на машине, как личной, так и арендованной.

«Но туристов, готовых на приключения и не обременённых семейными обстоятельствами, не так много», — обратил внимание Черепахин.

Он рассказал, что специалисты компании, проанализировав туристические заявки, определили портрет крымского туриста летом 2023 года.

В основном полуостров предпочитают семьи — на них пришлись 36% летних бронирований жилья, а также пары — 33%.

«Если семьи с детьми, они скорее предпочтут морской курорт, куда добираться гораздо проще, чем в Крым. Тем более таких курортов на Черноморском побережье достаточно много», — сказал Алексей Черепахин.

Он отметил: туристов в Крым может привлечь цена отдыха — по сравнению с теми же курортами Краснодарского края она выросла в сезон-2023 не сильно. Стоимость общего прайса увеличилась только на три процента.

Но количество человек в заявке на размещение уменьшилось на семь процентов, если сравнивать с 2022 годом, что показывает переориентацию семей на другие направления.

«Что касается одиночных туристов, то доля этих туристов <в крымском направлении> в 2023 году — девять процентов», — уточнил гендиректор Твил.ру.

Он добавил: самые популярные среди туристов курорты в Крыму в этом году — Ялта, на которую приходятся 23% всех летних бронирований, потом Феодосия с 20%, а затем Алушта — 15%.

Читайте по теме: Есть ли угроза срыва курортного сезона-2023 в Крыму?

Близость к зоне СВО

Безусловно, крымское направление испытывает трудности в этом году из-за близости к зоне СВО, особенно это касается западной части полуострова. Такое мнение высказал Валерий Фетисов, кандидат экономических наук, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ.

Он напомнил, что по итогам 2022 года прирост турпотока показали Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Ставропольский край, Дагестан, Алтай, Тульская и Иркутская области:

«Что отразило желание людей выбирать для отдыха регионы вдали от проведения СВО».

И отсутствие авиасообщения с Крымом — немаловажный фактор, который будет тормозить приток туристов на полуостров, считает Фетисов:

«Международный аэропорт Симферополь в 2021 году обслужил 6,83 миллиона человек, установив исторический максимум. Сейчас немногие из этого количества решатся или смогут поехать в Крым на поезде или машине. Согласитесь, что разные вещи — два часа полёта, допустим, из Москвы и поездка по живописным просторам страны более 27 часов. Последнее — удовольствие для любителей, особенно если ехать с детьми, на что не каждый пойдёт».

Кроме того, продолжил экономист, открытые зарубежные направления также оттягивают на себя часть туристов.

Но заграничные курорты были всегда, и нельзя сказать, что они — основная причина низкого уровня бронирования в Крыму, уточнил он.

«При выборе туристской дестинации учитываются главные факторы: сервис и инфраструктура, особенно транспортное сообщение. Именно они и будут влиять на заполняемость коллективных средств размещения полуострова.

Сейчас для туристов важна не цена, а возможность спланировать отпуск, а также неопределённость в ситуации на Украине. Думаю, уже ближе к курортному сезону — при спокойной обстановке — люди выберут крымский берег с его прекрасной природой и отличными пляжами», — сказал старший преподаватель Финансового университета при Правительстве России.

И в заключение подтвердил: Крым — не для ленивых, которые хотят лежать на шезлонге. А для активных, желающих полазить по горам, вновь открыть для себя дореволюционные дворцы, пройти по тропе Голицына в Новый свет или Солнечной тропе к Ливадийскому дворцу.

Читайте ещё: Алкоголь — неограниченно. Отелям «всё включено» ввели новый стандарт

Дело — в психологии людей

Низкая готовность россиян ехать на отдых в Крым связана прежде всего с проблемным транспортным сообщением материковой России с полуостровом.

Так считает Наталья Киселёва, социолог и руководитель симферопольского филиала Фонда развития гражданского общества.

«Далёко не каждый готов преодолевать большое расстояние, тратя на это долгие часы и даже дни», — сказала она.

Отсутствие «духа авантюризма» и общественно-политический фон вокруг Крыма также могут влиять на людей при выборе места отдыха, полагает Киселёва.

«Есть у части наших сограждан некая избалованность определённым уровнем обслуживания. Соответственно, их не устраивает средний уровень на полуострове. Да, в регионе есть места размещения с высоким уровнем сервиса, но это, увы, сразу предполагает и очень высокие цены на услуги. И не каждый может себе позволить потратить такие средства на отдых в Крыму, а другой уровень обслуживания его не устраивает. И такая дилемма — чего хочется и что можется — приводит к тому, что появляется категория туристов, отказывающаяся от отдыха на полуострове», — пояснила собеседница ForPost.

При этом, обратила внимание она, общественно-политический фон, как показали те же зимние праздники, не особо довлел над россиянами: они ехали отдыхать на полуостров, места размещения были заполнены.

«Есть зависимость и от психологии людей. Часть людей — назовём их любителями пассивного отдыха — привыкла, чтобы им всё приносили на блюдечке с голубой каёмочкой и ничего самому не предпринимать. Другая часть — довольно значительная — собирающихся ехать в Крым в соцсетях спрашивают, как лучше построить маршрут, подписываются на группы с определёнными местами и подробными рассказами об отдыхе. Эти люди прикладывают усилия, тратят своё время на выстраивание своей модели туристических поездок. Есть ещё категория экстремальных туристов, которая не обращает внимание на ситуацию, это люди, которые привыкли к активному отдыху.

Но в общем и целом всё-таки определяющим фактором при выборе Крыма в качестве места отдыха является транспортное сообщение. Его ухудшение делит людей на тех, кто может позволить себе приехать, и тех, кто не может», — заключила социолог.

Читайте также: Быть начеку: что с криминалом в самых туристических российских регионах

Алексей Лохвицкий

Читайте также: