С объектами культурного наследия в Севастополе обходятся очень деликатно, считает руководитель Управления охраны объектов культурного наследия города Ирина Масликова. Но депутаты с ней не вполне согласны.
Кто и в чём виноват
9 декабря Ирина Масликова отчитывалась перед заксобранием о работе своего управления. Отчёт прошёл достаточно спокойно, особенно в сравнении с выступлениями перед депутатами руководителей некоторых других подразделений правительства. Но ряд острых вопросов всё-таки возник. И было бы очень странно, если бы депутаты их не озвучили.
В каком состоянии находятся многие городские памятники, севастопольцы хорошо знают. Поэтому информация Севнаследия о том, что 99,5% всех объектов культурного наследия (ОКН) регионального значения находится в удовлетворительном состоянии, удивила Екатерину Бубнову. «Каковы критерии этой „удовлетворительности”?» — попросила пояснить депутат. Второй её вопрос касался реставрации жилых домов, признанных объектами культурного наследия. А таких в Севастополе около 150.
«Много сигналов поступает о том, что работы зачастую ведутся варварскими методами, — напомнила Екатерина Бубнова. — Осуществляет ли ваше ведомство надзор за такими работами? С какими сложностями вы сталкиваетесь?»
Ирина Масликова сообщила: существуют критерии, по которым, напротив, можно установить неудовлетворительность состояния ОКН. Они определены федеральным законодательством. В их числе — отсутствие перекрытий и кровли, оконных и дверных проёмов, деформация фундамента и прочие тяжкие «болезни» здания. Сейчас, по словам Ирины Маликовой, таких ОКН в городе 8, и один из них уже изъят в пользу города — законодательство такой исход дела позволяет. Если же перекрытия и двери на месте, а фундамент прочен, состояние памятника считается удовлетворительным.
Разговор о судьбе ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии, мы надеемся продолжить. Что касается вопроса о «варварских методах» приведения зданий в порядок, Ирина Масликова поняла его правильно. Конечно же, речь шла о здании на Большой Морской, 24, которое в процессе реставрации покрылось странными «узорами». Но осуждать горе-реставраторов глава Севнаследия не стала.
«Да, ситуация с узорами на здании по Большой Морской, 24 тоже меня сначала удивила — фотографии выглядят несколько странно. Но это не конечный этап работ, это промежуточный результат», — заступилась она за реставраторов.
Всё дело в том, что снять с камня наслоения «цемента, лака, краски» теми методами, которые были предусмотрены проектом, не удалось, пояснила Ирина Масликова:
«И было принято решение, как я понимаю, о принятии каких-то дополнительных мер для расчистки этого слоя. Впоследствии камень подвергался обработке деликатным и ручным методом. Это краткая справка по итогу ведения работ на этом здании».
Последовало и заверение, что Севнаследие строго контролирует ход работ на подобных объектах — с периодичностью, которая определяется «для каждого <объекта> индивидуально». А также проверяет наличие у реставраторов лицензии. Напомнила руководитель Севнаследия и о существовании на каждом объекте авторского и технического надзора и научного руководителя, который подписывает итоговую документацию о выполненных работах.
«Мы выступаем как конечное звено, которое смотрит, что же произошло на объектах», — пояснила докладчица.
Иногда они возвращаются
Этот ответ задел за живое главу комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслава Горелова — при том, что в целом он оценил работу Севнаследия положительно.
«Когда Ирина Николаевна рассказала о деликатном и ручном методе реставрации, я вздрогнул, — признался он. — Если у нас такой метод будет применяться к оставшимся ОКН, мы их потеряем навсегда. Я хочу на всякий случай напомнить, что в 2014 году такие „реставраторы” в кавычках пытались отремонтировать деликатным и ручным методом колоннаду на Графской пристани. Они были изгнаны из города за несколько минут, и мне казалось, что они никогда не вернутся. Но они вернулись».
Гнать, уверен Горелов, надо и авторский надзор, который позволяет такое обращение с памятниками.
«А во-вторых, надо обращаться в прокуратуру, чтобы выяснить, как эти реставраторы получили лицензию, — добавил депутат. — Они ничего не умеют делать и не понимают, что творят. Хотелось бы, чтобы Севнаследие занимало в таких вопросах гораздо более жёсткую позицию, тем более что там работает очень мощный научно-методический совет. И отслеживать такие объекты надо не раз в неделю или две — а ежедневно за этим следить! У нас в советские годы разработана методика очистки зданий от подобных наслоений. Да, она была непростой и наносила определённый ущерб покрытию, но такого мы не допускали никогда».
Однако в целом, как уже было сказано, глава комитета по градостроительству и земельным вопросам оценил работу Ирины Масликовой удовлетворительно. И напомнил: с 2014 года это уже девятый по счёту руководитель Севнаследия.
«Говорю об этом потому, что работа эта является очень сложной и ответственной», — пояснил Горелов.
Трудно было ожидать, добавил он, что всё плохое, что происходит в этой сфере мгновенно превратится в хорошее.
«Но убеждён, что сейчас ситуация лучше, чем была раньше, и тенденция вполне себе положительная, кто бы что ни говорил», — ещё раз подчеркнул глава комитета.
Своё слово о реставрации ОКН сказала и замгубернатора Светлана Пирогова. Она напомнила, что речь идёт о «миллионах и миллионах рублей» и о том, что на встрече Михаила Развожаева с Президентом разговор шёл о разработке комплексной программы реставрации ОКН центрального городского кольца.
«Сейчас такая программа готовится, и, безусловно, мы ожидаем большой поддержки из федерального бюджета на её реализацию», — сообщила замгубернатора.
Ольга Смирнова
Обсуждение (18)
"9 декабря Ирина Масликова отчитывалась перед заксобранием...
Сейчас, по словам Ирины Маликовой..."
Две Ирины не смогли отчитаться...
9й руководитель, а народная мудрость,что гласит?Что уже при семи няньках ,дитя без глаза.
Я тут давеча снова проезжая по пр.Нахимова посмотрел на новодельный парапет (https://sevastopol.su/news/kamen-parapeta-u-pamyatnika-senyavinu-v-sevastopole-nastoitsya-i-stanet-krymbalskim-chinovniki) он весь черный, а для сравнение на другой стороне, на ограде Приморского, камень так выхлоп и гарь не всасывает.
Вот так и поступают с разного рода памятниками.На ул. Пожарова, рядом со Строит.техникумом есть винодавильня древняя,это памятник истории с охранной зоной,стоит охранный знак.Захотелось в охранной зоне дорогу построить,построили.А ведь при долбанной Украине тоже хотели,и дорогу и газопровод,но аргументы выполнять закон об охране памятников нашлись.А здесь какие были аргументы,что бы вплотную дорогу строить?Очень хотелось?
Вот и все про современность и историческое наследие.
Спохватились" Не прошло и восьми лет!
А ранее чем глаза были "замылены"?
Сейчас работы идут на четырёх жилых домах ОКН.
Отрабатывают взаимодействие с жителями и технологии.
На 2022 год запланировано сделать ещё порядка 50-ти домов.
Стоит ли тратить деньги, чтобы окончательно испортить эти несчастные дома?
И какая разница откуда эти деньги, Москва дала или из городского бюджета.
Всё равно это наши деньги, наши налоги.
Немного не по теме, такой вопрос:
Что будет с досками, как на примере?
В самом низу Б. Морской, около памятника, на пересечении Б. Морской и спуска Шестакова одну уже сняли, причем сравнительно недавно, год назад я ее видел на месте!
А ведь она сама по себе - история, она пережила Украину, и никто ее не трогал!
«Гнать из города»: в Севастополе оценили старания горе-реставраторов
И не только их. Но и тех, кто их привлекает. Рука руку моет.
Скоро мы не узнаем наш город. Уничтожат памятники и музеи. Заменят гранит на асфальт, крымбальский камень на дешёвый известняк, реставрацией уничтожат мрамор. Потому что занимаются реставрацией абсолютно не специалисты.
И причастных тоже гнать
Ну,"туритсы" во всю стараются развалить и разрушить.На материке уже "отличились",вот к нам и прислали.
Руками и ногами "ЗА"!! Только вполне закономерный и заслуживающий вопрос: а кто нанимал этих "горе-реставраторов"? Как, кого, за что и чем, они ублажили "патриота" - нанимателя, может и его, вместе с ними, испоганивших город!??
to Marat Kanzha: в рамках борьбы с советским прошлым изничтожат, а следом и сами объекты охраны
да и кстати,тема пр кукур коды вызывает куда больший интерес,чем изничтожение исторического облика города,который якобы все любят
"Всё дело в том, что снять с камня наслоения «цемента, лака, краски» теми методами, которые были предусмотрены проектом, не удалось, пояснила Ирина Масликова:
«И было принято решение, как я понимаю, о принятии каких-то дополнительных мер для расчистки этого слоя. Впоследствии камень подвергался обработке деликатным и ручным методом. Это краткая справка по итогу ведения работ на этом здании»."
Или у Масликовой что-то с головой, или она нас считает идиотами, или пытается выкрутиться из этой ситуации. В предыдущем репортаже о этих художествах перфоратором сам представитель подрядчика говорил, что это такой способ придания фактуры камню, ни о какой очистке речи не шло. Враньё и ещё раз одно враньё.
"Но осуждать горе-реставраторов глава Севнаследия не стала.
«Да, ситуация с узорами на здании по Большой Морской, 24 тоже меня сначала удивила — фотографии выглядят несколько странно. Но это не конечный этап работ, это промежуточный результат», — заступилась она за реставраторов."
Помню, тоже самое говорил Развожаев про опухшие маскароны на музее Крошицкого.
А если поставить вопрос иначе и дать депутатам карт-бланш.Пускай сами наймут *правильных* реставратров за те деньги(которые они сами же распределили на деп.охраны объектов культурного наследия) и тогда посмотрим на результаты.Думаю что эти результаты будут отличаться не сущесвенно,да и не в лучшую сторону.
«А во-вторых, надо обращаться в прокуратуру, чтобы выяснить, как эти реставраторы получили лицензию, — добавил депутат. — Они ничего не умеют делать и не понимают, что творят.
т. Горелов, очень бы хотелось чтобы это не осталось словами! И обращение, жалоба, запрос были направлены в Прокуратуру! Спасибо!
И очень бы хотелось чтобы определили какое место в этом бесконечном беспределе занимает руководитель города? Его не видно и не слышно!
«Но убеждён, что сейчас ситуация лучше, чем была раньше, и тенденция вполне себе положительная, кто бы что ни говорил», — ещё раз подчеркнул глава комитета."....Да уж! С таким двуликим Янусом, скоро весь исторический Севастополь Масликова совместно с Рязанцевым, уничтожит!
Это ж надо таким быть изувером?
Ею уничтожен полностью, как исторический объекты - Художственный музей Крошицкого М.П.; Исторический Бульвар; Большая Морская с подземной школой, домом Хлудова, казармами минского пехотного полка , подземным бункером; "Ракушка"; Таврическая лестница; ул. Советская; Форт Меншиков; Артиллерийский Арсенал в Артбухте; Расстрельная штольня;Оборонительная стена 14 века (Восточная); Казармы 1-го Бастиона; все мемориальные доски выведены из-под Госохраны (112 шт.); Памятные места боёв (108) шт.; 400 могил героев ВОВ; к Вечному огню доступ перекрыт с 22.08.2020 г у "Солдата и матроса"; пьедестал "Солдата и матроса" полностью разрушен; музей Героическим защитникам Севастополя 1041-1942 г. г. с её согласования -уничтожен в этом году! Херсонес уничтожается сейчас с её подачи, её патроном - Рязанцевым.
И Горелов говорит - это хорошо! "Это лучше, чем раньше"? Когда раньше?
"Раньше" при Украине было недвижимых памятников 2073 в Госреестре! На каждом памятнике висела табличка- "охраняется государством"! А сейчас -что? Государства нет?
"Враг - лучше, чем дурак"!
А почему Ирина Масликова на протяжении уже двух лет не принимает охранную Зону возле Могилы 9 Советских Воинов на скандальной стройке в Б. Казачьей ? В нарушение 73 ФЗ и даже не смотря на предписание прокуратуры ? Благодаря ее бездействию и других ответственных чиновников вырублено более тысячи вечнозелёных деревьев , высаженных ветеранами ВОВ. О каких же положительных результатах говорить можно ? Пусть возвращается в свой Липецк , откуда приехала , а не вредит у нас в городе .
Чтобы её выгнать - надо её горе - защитников урезонить: Горелова, Щербакову, Самошина, .....если как "рак, лебедь и щука"...то липецдрилы уничтожат полностью Севастополь исторический.