Взрыв возле многоэтажного дома, в результате которого погиб первый вице-мэр Ставрополя, участник специальной военной операции Заур Гурциев, вскрыл глобальную проблему — защиты кадровых офицеров, политиков, ставших мишенью для террористов. Сделать это возможно, уверен Герой России, генерал-майор Сергей Липовой. Он предложил создать в стране аналог Смерша — подразделения, которое «сможет эффективно противостоять террористическому киевскому режиму».
Новые подробности взрыва
Заур Гурциев погиб в ночь с 28 на 29 мая от взрыва гранаты. Предварительно, вольно или невольно, её взорвал 29-летний Никита Пеньков — безработный уроженец Краснодара, сообщает Baza.
Региональный Следком их знакомство подтвердил, не называя имени подозреваемого:
«В настоящее время личности погибших установлены. Ими являются первый заместитель мэра города Ставрополя Заур Гурциев и его 29-летний знакомый, являвшийся местным жителем».
Telegram-канал пишет, что Пеньков в начале мая снял квартиру в доме на Чехова — на той самой улице, где произошла трагедия.
На кадрах с видеокамеры «Умный домофон» видно, как Пеньков подходит с мужской сумочкой к Гурциеву. Жмёт ему руку. После этого происходит взрыв.
Видео: SHOT / VK Видео
Мощность взрывного устройства, которое находилось на Пенькове, составляет от 200 до 300 граммов в тротиловом эквиваленте, пишут Telegram-каналы.
По данным SHOT, взрывное устройство находилось в сумке Пенькова; устройство было безоболочным, поэтому обломков не осталось.
Гурциев после взрыва прожил ещё пять минут, в первые секунды «он пытался отползти от места трагедии».
«По одной из версий, Пеньков мог не знать, что устройство, которое находилось при нём, в итоге сдетонирует: его могли привести в действие дистанционно. В результате взрыва Никиту разорвало на части, Заур же был жив ещё некоторое время», — уточняет Baza со ссылкой на источники в правоохранительных органах.
Другая информация у SHOT:
«По основной версии следствия, Пеньков был в курсе, что у него было СВУ и сам привёл его в действие».
Подтверждением этого, пишет Telegram-канал, может служить то, что он перед взрывом притиснулся к Гурциеву левым боком, где висела сумка.

В съёмном жилье Пенькова взрывных устройств не нашли, изъяты телефон и ноутбук. Владелица квартиры была за городом, её вызвали на допрос.
«Не все они беженцы»
Смерть участника СВО от рук террористов далеко не первая. В конце апреля в Балашихе в результате взрыва самодельного устройства, заложенного под капот автомобиля, погиб генерал-лейтенант Ярослав Москалик, который занимал должность заместителя начальника Главного оперативного управления Генштаба Вооружённых сил России.
Утром 17 декабря 2024 года на Рязанском проспекте в Москве прогремел взрыв, унёсший жизнь генерал-лейтенанта Игоря Кириллова, который командовал войсками радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ.
Под прицелом находятся не только кадровые офицеры, но и политики. В их числе советник президента Владимир Мединский, который возглавлял российскую делегацию на российско-украинских переговорах в Стамбуле 16 мая. Угрозы поступают даже не ему лично, а его семье, детям. На Украине заявили, что это «нацики» и власти тут не при чём.
Герой России, председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», генерал-майор Сергей Липовой уверен: противостоять террористам можно, но для этого нужно возродить аналог Смерша — военной контрразведки в годы Великой Отечественной войны.
Свою позицию Липовой объясняет так:
«С начала проведения специальной военной операции более пяти миллионов украинских беженцев переселились в нашу страну. Они осели практически во всех регионах. С полной уверенностью могу сказать, что не все они беженцы — часть украинцев приехали сюда не случайно, а по заданию украинской разведки, СБУ. Их цель — легализоваться, получить российский паспорт и создавать террористические ячейки. И для того, чтобы прекратить теракты по всей стране, нужно усилить контрразведывательную деятельность нашим специальным службам, усилить контроль за соцсетями, по которым можно выявить признаки террористических организаций либо террористическую деятельность. Всё это в комплексе может привести к успешной нейтрализации всех этих террористических ячеек, которые у нас находятся сейчас в стране. Таким образом прекратятся теракты по отношению к военнослужащим и гражданам».
Кадровый офицер уверен, что иным путём обезопасить участников СВО, кадровых офицеров, генералов в тылу будет непросто:
«Военные проявляют максимальную бдительность непосредственно на поле боя — в зоне проведения спецоперации. Приехав домой, человек расслабляется, его бдительность притупляется. Террористы подлавливают, подстраивают такие моменты, которых никто не ожидал, никто даже не предполагал, что в этот момент может что-то произойти. Фактор внезапности — это основной козырь, который сейчас используют террористы. Если нашим контрразведывательным органам придать большей самостоятельности, больше прав, то они будут более эффективно работать по выявлению контртеррористических ячеек».
Без перезапуска Смерша не обойтись?
Сергей Липовой считает: пока Украину возглавляет Владимир Зеленский, терактов на территории России меньше не станет. Причина — одобрение этих преступлений на Западе.
«В Европе [теракты] преподносятся как величайшие патриотические акты, как борьба за независимость Украины, борьба с врагами Украины. И Запад практически каждый раз аплодирует очередному теракту, очередному террористу. Поэтому Украина не стесняясь готовит эти теракты, их пропагандирует и тем самым показывает своим хозяевам, как украинские спецслужбы отрабатывают западные деньги, на что способна Украина. Киевский режим этим гордится и в этом террористическом, идеологическом духе воспитывает молодёжь, которая на сегодняшний день практически уже с оружием в руках идёт воевать против России», — сказал генерал-майор запаса.
Наш собеседник уверен: ситуация изменится в лучшую сторону только в том случае, если новым президентом Украины станет политик с пророссийскими взглядами и сменит весь силовой блок.
«Если в Киеве к власти придёт проамериканский, проевропейский президент, террористические акты [в нашей стране] будут продолжаться», — подытожил Липовой.
Роберт Вочовский
Обсуждение (6)
Вот да, и не только СМЕРШ.
Советские спецслужбы имели опыт борьбы с теми, кто убивал безоружных советских людей.
Об одном таком примере написано в книге американского журналиста Боба Вудворда «Признание шефа разведки» на стр. 391: «Кейси прочитал сообщение о том, что три советских дипломата, похищенные той осенью в Бейруте, через месяц были освобождены. Четвёртый после похищения был убит, но эти трое не пострадали. Вскоре Кейси получил от израильской разведки сообщение, что такого успеха русским удалось добиться после того, как агенты КГБ захватили в Ливане родственника лидера организации радикальных мусульман «Хизболла», расправились с ним и подбросили тело в штаб-квартиру этой организации. Вместе с телом была отправлена записка, что другие члены организации умрут подобной же смертью, если советские дипломаты не будут освобождены. Вскоре после этого трое – атташе, торговый представитель и посольский врач - были освобождены (отпущены на свободу на расстоянии нескольких кварталов от посольства). В заявлении, переданном по телефону информационному агентству, говорилось, что это «жест доброй воли». Кейси убедился в том, что Советы знали, как разговаривать с «Хизболла»».
Этот пример показывает, как эффективно вести борьбу с «упоротыми».
Боб Вудворд для написания своей острой художественно-документальной книги взял интервью у 250 бывших и действующих сотрудников ЦРУ, использовал множество рассекреченных документов разведывательного характера. В числе интервьюируемых был и бывший директор ЦРУ Кейси. По словам Вудворда, Кейси знал о близкой смерти (онкология) и был предельно откровенен.
Ситуация изменится только в том случае, когда РФ, на всякого рода, теракты станет отвечать не от случая к случаю, а так как положено: не знают как, значит надо поднять архивы , изучить методы работы Смерша и срочно начать применять их на практике.
Эх, прям, за Державу обидно!
...для этого нужно возродить аналог Смерша — военной контрразведки в годы Великой Отечественной войны...
...и не только Смерш...
Всем хочется кулак посильнее. "Расстрелять на месте" - много ума не надо. А СМЕРШ отличался в первую очередь не жёсткостью методов, а умением вести оперативную деятельность во фронтовых условиях. Вот это и надо возрождать.
Serggio,
НКВД, смерш, расстрел. Что еще деткам в наследство оставим?