Культурное и археологическое наследие Балаклавы будет перекопано: через несколько ОКН должны пройти газопроводы и инженерные сети, которые будут построены в рамках создания яхтенной марины. Об этом свидетельствуют данные размещённого на сайте Севнаследия акта государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно этому документу, земляные и строительные работы затронут объекты культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место „Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита”» и «Стены и башни Нижнего города Св. Георгия», а также объекты археологического наследия «Северное предместье крепости Чембало», «Северное предместье крепости Чембало, участки 2 и 3», «Культурный слой города Балаклавы».
Кроме того, работы будут вестись в непосредственной близости к ОКН регионального значения «Братское кладбище пограничников».
Археологические разведки по заказу ООО «Проектный институт „Геоплан”» были выполнены ещё в 2019 году, но сейчас потребовалась корректировка раздела проектной документации, касающегося объектов культурного наследия.
Всё дело в том, что значительно увеличилась площадь территории проектирования — с 10,6 до 18 гектаров.
В акте ГИКЭ указано, что корректировка раздела была выполнена в соответствии с договором, заключённым с ООО «Инженерный центр „Мосты и Тоннели”», а дополнительные шурфовочные мероприятия в 2024 году не производились, так как территория была достаточно изучена в прошлые годы.
Стоит отметить, что проектировщики из компании «Проектный институт „Геоплан”» указывали на сложность работы инженеров как раз из-за наличия на исследуемой территории «большого количества особо охраняемых зон и объектов культурного наследия».
«Куда ни глянь — сплошь исторические постройки, поэтому мы просто не можем расположить конструкции там, где хотим и где это имеет инженерную целесообразность. Пришлось разрабатывать целую программу мероприятий, направленную на сохранение целостности объектов культурного наследия», — такие слова инженера Андрея Юшкевича приводятся на сайте компании.
Экспансия марины на Чембало
На территории проектирования объекта «Создание яхтенной марины, город Севастополь» (прибрежная территория) полностью или частично находятся такие объекты, как «Средневековая крепость Чембало», «Северное предместье крепости Чембало» и «Северное предместье крепости Чембало, участки 2 и 3».
Так, в непосредственной близости к генуэзской крепости предусмотрены земляные строительные работы по устройству врезки газопровода среднего давления в существующий газопровод. Также там планируют сделать газон.
Конструктивных составляющих памятника археологии проектные решения не затронут, отмечает проводивший экспертизу специалист, однако во избежание негативного воздействия на средневековое крепостное сооружение он советует вести археологические наблюдения.
«В случае обнаружения в ходе проведения археологических наблюдений участков с неповреждённым культурным слоем земляные строительные работы должны быть незамедлительно остановлены, а дальнейшие исследования должны осуществляться в соответствии с методикой проведения археологических раскопок или методами консервации объекта на уровне проектных отметок», — указано в акте ГИКЭ.
По-другому обстоят дела с северным предместьем крепости Чембало. На всех трёх его участках, пусть и частично, предусмотрены активные земляные работы: рытьё траншей для устройства газопроводов среднего и низкого давления, водопровода, хозяйственно-бытовой канализации, дождевой канализации, кабелей электроснабжения, кабельной канализации связи, теплосети и сетей наружного освещения.
Также часть территории памятников затронут работы по строительству санитарно-технического блока площадью 110,11 кв. м, двух газораспределительных пунктов и двух трансформаторных подстанций.
Кроме того, частично эти объекты археологического наследия попадут под асфальтобетонное покрытие, мощение тротуарной плиткой и устройство газона.
Здесь уже должны проводиться полноценные спасательные археологические работы — раскопки с полным или частичным изъятием артефактов.
Пристально следить
Визуальный контроль учёных-археологов нужен при проведении работ в границах ОКН федерального значения «Стены и башни Нижнего города Св. Георгия» (на площади 173,63 м²) и объекта археологического наследия «Культурный слой города Балаклавы» (на площади 1 575 м²).
Культурный слой будет перерыт при разработке траншей для устройства газопровода, различных сетей и коммуникаций. Также территорию ОКН затронет реконструкция автомобильной дороги, предусматривающая в том числе строительство парковки и благоустройство территории в виде мощения тротуарной плиткой и устройства газона.
В акте ГИКЭ отмечено, что ОКН федерального значения «Стены и башни Нижнего города Св. Георгия» уже подвергся значительному антропогенному воздействию новейшего времени — он «располагается в границах более поздней городской застройки», но всё же эксперт рекомендует проводить археологические наблюдения, а в случае обнаружения культурного слоя — раскопки.
Объект культурного наследия регионального значения «Братское кладбище пограничников» от границ территории проектирования находится на расстоянии 12,3 м, поэтому земляные и строительные работы его затронуть не должны. Однако и здесь нужно помнить о недопустимости случайного или умышленного повреждения ОКН.
«Руководители подрядных и субподрядных организаций должны поставить подпись с подтверждением об уведомлении, что с наличием объекта культурного наследия на данной территории ознакомлены, и передать данную информацию непосредственным исполнителям работ на вверенных им участках строительства», — говорится в экспертизе.
Вдоль прилегающей территории ОКН необходимо будет установить сборно-разборное ограждение и обозначить границы братского кладбища сигнальной лентой.
На территории достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» проектными решениями также предусмотрены разработка траншей для подземной прокладки газопроводов, водопровода и других сетей, переустройство кабельной линии электропередач, устройство и реконструкция асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог со строительством парковочных площадок и последующим благоустройством территории, устройство фундаментов и строительство санитарно-технического блока, газораспределительных пунктов шкафного типа и трансформаторных подстанций максимальной высотой до 4 м.
Всё это соответствует требованиям к осуществлению деятельности в границах территории ОКН, отмечает эксперт.
Напомним, что проект планировки и межевания территории яхтенной марины в Балаклаве был утверждён в конце 2020 года. Тогда сообщалось, что территория проекта — это 30 земельных участков площадью 11 гектаров, из которых примерно 5 гектаров отводится на улично-дорожную сеть и территории общего пользования, 4 гектара — на набережную с улично-дорожной сетью и 2 гектара — на озеленение.
Как ранее сообщал ForPost, до 2025 года должен быть реализован первый этап проекта «Развитие Балаклавы».
Помимо строительства самой яхтенной марины, в рамках первой очереди предусмотрена также реставрация исторических зданий. Такие объекты культурного наследия, как «Охотничий домик князя Юсупова» и «Кинотеатр «Родина», будут реставрированы за счёт инвестора — в этом году ОКН продали на торгах фирме «Порт-Ламос».
Впоследствии вокруг марины будет создан туристско-рекреационный кластер. Работы по его строительству планируют завершить в 2030 году.
Алина Громова
Фото: ForPost, акт ГИКЭ
Обсуждение (13)
Надо предложить протянуть коммуникации через Красную площадь. Ну а что, напрямик же дешевле!
Будет мешать Спасская башня -снести, и построить копию в 40 метрах, ближе к Мавзолею. Ну а что, Кремль строил еще Иван III, кто его помнит то? А вот вода, свет и тепло в Кремле нужны!
Наплевать им на Крым, на ОКН, на природу.
Сразу было понятно, что такие масштабные проекты угробят все чудом оставшееся свеобразие Крыма.
Уходят в небытие дорогие нашему сердцу тропы, камни, виды...
желтеньки трубы самое то
Мосты и Тоннели сильно смахивают на Рога и Копыта
А как эта вакханалия вписывается в Приказ Минкульта о Достопримечательном месте,согласно которому запрещены земляные работы на охранных зонах памятников старины?
строители марины - люди далеко не бедные!
будет газопровод на пару - тройку десятков метров длиннее, особо и не заметно будет на фоне общих расходов......
так что ОКН не трогать - пусть укладывают вокруг, за пределами охранных зон....
ну а по поводу коммуникаций - электричество , воду, канализацию можно и в коробах под причалом провести.....
одно не пойму - зачем в марине газ? там же жилых помещений не предусматривают?
Это вакханалия зовется полем правовым и практикой,экспертиз заезжих и бригад археологических оттуда же.
Во времена ущербные,тянулся газопровод и производился ремонт дороги в районе Стройтехникума на Пожарова(то,что известно широкой публике как суходол?).Там есть или был малоизвестный памятник истории -винодавильня.Тогда охраной памятников занимался почивший Херсонесский музей заповедник. Тогда тоже подрядчикам хотелось залезть в охранную зону памятника,братки наезжали.Но нашлись аргументы не нарушать закон.
Чем это все закончилось? Все могут посмотреть, памятник обнесен оградкой, вплотную к нему проходит нынешняя дорога, т.е залезли в охранную зону и на контрасте посмотрите где проложен газопровод. Большая желтенькая труба, у спорт площадки.
Почувствуйте разницу Херсонесский музей заповедник и Севнаследие. Неизменно ущербный результат
d dd,
тогда уже полностью Херсонесский музей заповедник
d dd,
Согласна, вот Вы и пишите правильно!
ЗлойМодер,
так музей именовали сами сотрудники, да и на монетах херсонеситы так же укорачивали
Севастополь,как город моряков,рыбаков,приборостроителей,просто строителей давно кончился.Сейчас Это баальшая деревня
Гробят...гробят Великий Город!И всё из-за баблА!
Все эти развалины и ненужные древности очень мешают облагораживанию нашего города. Но смелые "варяги" переломят этот архаизм и севастопольская земля заколосится Нью-Васюками !
Кто бы сомневалмя