ср, 08/05/2024 - 10:15

ФСБ рассекретило трофейные документы оккупационных комендатур в Крыму

Более тысячи архивных листов стали доступны общественности.

К 80-летию освобождения Крыма от фашистских захватчиков в региональном Управлении ФСБ сняли гриф секретности с тысячи архивных листов, посвящённых работе немецких комендатур на территории полуострова в годы оккупации во время Великой Отечественной войны.

Подробнее об этом рассказали на пресс-конференции в медиа-центре РИА Новости Крым в Симферополе.

Оккупационные порядки

Управление ФСБ по Республике Крым и городу Севастополю давно и целенаправленно занимается рассекречиванием архивов. Недавно историки службы обнародовали и ввели в оборот документы, которые были собраны и сохранены сотрудниками органов госбезопасности после освобождения Крымского полуострова в 1944 году.

«Это различные документы, созданные полевыми немецкими комендатурами, касающиеся вопросов финансовой, хозяйственной деятельности, организации работы на местах оккупационных властей в различных сферах», — уточнил представитель УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю Игорь Верешков.

Теперь для всех, кто интересуется военной историей Крыма, доступны более тысячи архивных листов, как оригиналы, так и черновики. Также есть образцы документов, которые создавались местными властями разных уровней.

Образец бланка акта переселения, созданного полевой комендатурой в Крыму.

Впрочем, как отметил архивист ФСБ, в этих материалах нет прямого упоминания о преступлениях нацистского режима. Тем не менее он особо выделил свидетельства о переселении трудоспособных крымчан в Германию. Так, один из документов иллюстрирует, как из Джанкоя и Джанкойского района уже в 1942 году были угнаны в Европу 10 650 человек.

«В итоге у оккупационных властей возникла проблема: не стало хватать трудовой силы во всех сферах, начиная от сельского хозяйства и заканчивая органами управления»,— прокомментировал Игорь Верешков.

Из других рассекреченных материалов можно узнать нюансы жизни при «новых хозяевах». Так, советские граждане, оставшиеся на территории Крыма, по установленным фашистами законам могли трудоустраиваться только на определённые оккупантами виды работ. Подневольному населению нельзя было самовольно переезжать: о любых передвижениях надо было извещать заранее и получать на это разрешение.

Не менее интересен документ об организации начального образования в регионе, продолжил Игорь Верешков.

«Были даны чёткие указания об организации на местах элементарного начального образования — три класса. Детей с семи до десяти лет необходимо было собирать, находить помещение и преподавать им. При этом все средства, от ремонта до оплаты услуг, возлагались исключительно на местные общины. Зная в принципе нищенское положение населения, лишних денег на это не было», — напомнил архивист, уточнив, что концепция немецкого образования подразумевала устное обучение без учебников.

Нет аналогов в Крыму

В свою очередь профессор кафедры истории России КФУ им. В.И. Вернадского Олег Романько выделяет документы, свидетельствующие об отношении временной власти к тем, кто был готов с ней сотрудничать. К примеру, теперь доступны для исследователей карточки на бесплатные обеды в городском управлении Симферополя для коллаборантов.

Образец талона на обед для коллаборанта.

Особый интерес, по мнению историка, представляет первый том, где собран сводный отчёт комендатуры за весну-осень 1942 года. Среди них встречаются упоминания партизан, евреев и «вражеская пропаганда».

Также Олег Романько обратил внимание на свидетельство о сотрудничестве комендатур с оперативным штабом рейхсляйтера Альфреда Розенберга, который не только руководил гражданской оккупацией территорий СССР, но и занимался вывозом культурных ценностей. По словам учёного, рассекреченный документ свидетельствует о том, что полевые комендатуры занимали важную нишу в сфере репрессивной политики и политики по вывозу ценных артефактов из Крыма.

«Интересные документы, аналогов которым в крымских архивах нет в принципе. Это неоценимый вклад в изучение Крыма в период немецкой оккупации, потому что через эти документы мы видим повседневную жизнь населения. Я бы назвал эти документы “технология оккупации в общественно-социальной, хозяйственной сфере”, тем они и интересны», — пояснил историк.

Обнародованные документы сейчас тщательно изучаются исследователями.

Как писал ForPost, в годы Великой Отечественной войны крымчане проявляли огромное мужество, эвакуируя под огнём предприятия и учреждения. Увы, многие бесценные сокровища Симферопольского художественного музея сгорели при бомбардировке в Керченском порту. Севастопольскому художественному музею повезло больше: его директор Михаил Крошицкий не мог получить талоны на эвакуацию, его грозили расстрелять за паникёрство, но в 1941 году он настоял на том, чтобы коллекцию вывезли морем.

Напомним, в этом году День Победы в Крыму отметят скромно: без военного парада и шествия «Бессмертного полка». Такие меры вызваны близостью региона к зоне специальной военной операции на Украине.

Пелагея Попова

Фото: пресс-служба УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю

Читайте также: