чт, 20/05/2021 - 17:47

Эксперт оценил первую очную встречу Лаврова и Блинкена

Он также объяснил, почему стороны обошли стороной вопрос «Северного потока — 2».

Эксперт дал оценку первой очной встречи главы МИД РФ Сергея Лаврова с госсекретарём США Энтони Блинкеном.

Напомним, встреча состоялась на полях министерской сессии Арктического совета в Рейкьявике. РИА Новости сообщают, что переговоры стартовали в среду, около полуночи по московскому времени, и продлились почти два часа.

В Кремле встречу назвали позитивным сигналом. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, что переговоры помогут в анализе российско-американских отношений, но он также отметил, что сам процесс нормализации отношений будет непростым.

Свою оценку данной встречи в беседе с ForPost дал и Дмитрий Суслов, замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, член Российского совета по международным делам.

«Встреча Лаврова и Блинкена создала предпосылки для проведения саммита Путина и Байдена, и мне кажется, по её итогам Россия даст уже формально положительный ответ на идею провести саммит в середине июня в Швейцарии», — говорит Дмитрий Суслов.

В первую очередь эксперт отметил, что переговоры прошли в очень конструктивной рабочей атмосфере и стороны воздержались от того, чтобы как-то оскорблять друг друга.

«Если проводить параллель с американо-китайской министерской встречей в Анкоридже, то в Рейкьявике ничего подобного: огульных обвинений, скандалов — не было. И это продемонстрировало серьёзность намерений сторон и их реальную нацеленность на прагматическое взаимодействие и стабилизацию российско-американских отношений», — говорит Дмитрий Суслов.

Эксперт утверждает, что общая парадигма отношений останется конфронтационной, но стороны готовы к тому, чтобы остановить их негативную динамику и приступить к избирательному сотрудничеству по тем вопросам, где это необходимо и где их интересы совпадают.

Прежде всего это вопросы стратегической стабильности с прицелом на то, что должно быть после договора СНВ-3, который истекает в 2026 году.

«И здесь Россия чётко выразила свою позицию, что консультации по стратегической стабильности должны носить более широкий характер, нежели чем просто проблематика ракетно-ядерных вооружений, что необходимо учитывать все факторы, которые влияют на стратегическую стабильность, — комментирует Дмитрий Суслов. — И у американской стороны эта позиция не вызвала какого-то серьёзного противодействия. Поэтому после саммита Байдена и Путина следует ожидать запуск уже полномасштабных, комплексных российско-американских консультаций по широкой проблематике стратегической стабильности».

Вторая группа вопросов, где интересы сторон совпадают, — это нераспространение ядерного оружия, прежде всего с прицелом на урегулирование иранской ядерной программы, возможное возобновление участия Штатов в СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий — политическое соглашение между Ираном и группой государств относительно ядерной программы Ирана — прим.) и проблема северокорейской ядерной программы.

«В-третьих, это ситуация в Арктике и особенно борьба с изменением климата в регионе. И именно здесь России и США целесообразно взаимодействовать по адаптации к последствиям изменения климата и в принципе защите природы и экологии Арктики, а также купировать риски, которые усиливаются вследствие открытия территорий ото льда и растущей милитаризации региона», — говорит эксперт.

Интересы сторон совпадают и в вопросах борьбы с пандемией, а также в завершении дипломатической войны, которая продолжается между Россией и США с 2016 года.

Лавров и Блинкен во время встречи обошли стороной тему «Северного потока — 2», Дмитрий Суслов считает, что это произошло, так как по данному вопросу в последнее время возникло некоторое понимание.

«Оно заключается в том, что Соединённые Штаты не изменят своё негативное отношение к этому проекту, они продолжат его критиковать, но противодействовать ему они будут в определённых рамках. И очень чётким сигналом стало решение администрации Байдена снять санкции непосредственно с оператора проекта Nord Stream 2 AG и его исполнительного директора Маттиаса Варнига», — поясняет специалист.

Дмитрий Суслов разъясняет: этот шаг говорит о том, что несмотря на сохранение негативного отношения к «Северному потоку — 2», США не готовы пойти на такие меры, которые привели бы к серьёзному ухудшению отношений с Германией.

«Всё-таки восстановление, укрепление американо-германских отношений — это сегодня гораздо более важный приоритет для администрации Байдена, чем срыв «Северного потока — 2». Поэтому по внутриполитическим и внешнеполитическим причинам администрация Байдена и дальше будет сохранять негативное отношение и вводить новые санкции, но не непосредственно в отношении компании-оператора и Германии. Ну и тем самым не де-юре, но де-факто администрация Байдена соглашается с тем, что этот проект будет завершён. Ввиду этого понимания и чтобы не омрачать ещё в большей степени атмосферу отношений, вопрос «Северного потока — 2» и был обойдён на встрече Лаврова и Блинкена, по крайней мере, его нет в публичных заявлениях по итогам встречи», — резюмирует Дмитрий Суслов.

Читайте по теме: «Европе — лишний повод переживать»: эксперт о выходе РФ из Договора по открытому небу

Эльвира Выучейская

Читайте также: