пт, 13/01/2017 - 12:49

Достопримечательная афера по–севастопольски

Под видом защиты объектов культурного наследия в Севастополе вместо парков и набережных разрешили застраивать многоквартирными домами береговую полосу и территории возле Херсонеса.

В марте 2016 года в Севастополе добились выполнения поручения президента России Владимира Путина. Приказом Минкульта №41268 город был включён в перечень исторических поселений федерального значения. Тогда председатель заксобрания Севастополя Екатерина Алтабаева назвала это событие «решительным нет» тем, кто застраивает историческую часть города, разрушает морской фасад и историко–культурные объекты.

А в августе 2016 года Минкульт выпустил ещё один приказ – №1864, в котором утвердил требования к видам деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в Севастополе».

Как выяснил ForPost, под видом защиты объектов культурного наследия, приказ Минкульта о достопримечательном месте даёт зелёный свет застройщикам, готовым возвести 10–этажные железобетонные монстры прямо у кромки воды с видом на Херсонес и прочие древности.

В угоду застройщикам

«Видимо, этот документ был подготовлен с участием строителей. Он очень удобен для них, хотя на первый взгляд выглядит, как документ защиты культурного наследия, – рассказывает ForPost один из авторов нового Генплана Севастополя, замдиректора московского архитектурного бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов. – В теории документ должен быть очень жёстким к застройщикам, а в реальности – он чрезвычайно мягкий».

Гнездилов, известный в России по ряду успешных градостроительных проектов в столице, предполагает, что приказ Минкульта, вероятно, сделан в виде таблиц и схем, чтобы без наглядных карт только профессионал (да и тот не сразу) смог понять, что там написано.

«Когда мы обработали приказ компьютерными программами, то получили карты, где разрешена многоквартирная застройка вплотную к Херсонесу», – отметил Гнездилов.

Также «одним пятном», разрешающим коммерческое строительство гостиниц высотой в 16 метров вплоть до кромки воды, закрашена территория от мыса Фиолент до Балаклавы.

«Тогда стало ясно, что этот документ полностью противоречит Генеральному плану», – добавил гендиректор санкт–петербургского Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов.

Первая редакция финальной версии генплана, к слову, поступила в правительство Севастополя ещё в конце июля 2016 года.

Сверим карты

В распоряжении ForPost есть экспертное заключение на приказ Минкультура №1864 о достопримечательном месте, в котором приведены примеры несоответствия приказа Генплану и вопиющие случаи нарушения федеральных норм охраны культурного наследия, земельного и градостроительного законодательства. Чтобы не грузить вас, читатели, избытком информации, приведём самые показательные примеры.

Крепость Каламита

По проекту Генплана на землях в устье реки Чёрная в районе Инкермана предполагается сельскохозяйственная деятельность, а приказ Минкульта устанавливает там «производственную деятельность». Вестись она будет в непосредственной близости к объектам культурного наследия крепости Каламита и Свято–Климентовскому монастырю.

Западная Балаклава

Проект Генплана сохраняет на территории Западной Балаклавы существующие территории и устанавливает на заброшенном карьере зону «природоохранного значения». Как видно на картинке ниже, значительная часть этой земли зелёного цвета, там, по замыслу разработчиков Генплана, должен остаться лес.

А приказ Минкульта перекрасил «жирный» кусок в фиолетовый цвет, что позволяет строить производственные и инженерные мощности. А вид разрешённого использования этих земель позволяет строить там пятиэтажные здания и гостиницы.

 

Набережная бухты Круглая

В Генплане предлагают оставить набережную бухты Круглая (Омега), которая примыкает к Парку Победы, общедоступной – и развивать там спорт, рекреацию и пляжи (голубой цвет на картинке – прим.). Но приказ Минкульта разрешил на территории вдоль всей кромки воды в бухте многоквартирную жилую застройку с разрешенной высотностью 16–22 метров (красный цвет – прим.).

 

«Херсонес Таврический»

Кроме того, отдельные положения приказа Минкульта в границах регламентных участков, непосредственно прилегающих к заповеднику «Херсонес Таврический», разрешают «строительство новых зданий и сооружений на существующих участках жилого, общественного и специального назначения».

Это означает, что впритык к Херсонесу можно будет строить новые пятиэтажки, протяжённостью в 50 метров. На карте ниже эти участки рядом с музеем–заповедником отмечены жёлтым цветом.

 

По замыслу «радетелей» за сохранность культурных ценностей Севастополя, пяти– и семиэтажными зданиями необходимо застроить и всю набережную вплоть до кромки воды и в Стрелецкой бухте.

 

По мнению Андрея Гнездилова, принятие Генплана, которое должно было состояться более полугода назад, намеренно затягивалось командой экс–губернатора Сергея Меняйло, чтобы в легитимном поле существовал только один документ, на основе которого принимались решения разрешить или запретить ту или иную стройку.

Александр Моложавенко, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Севастополя в правительстве Овсянникова, отвечая на вопросы ForPost, допустил, что при разработке приказа Минкульта были допущены ошибки.

«Была ли в этом приказе ошибка? Может быть! Не хочется верить, чтобы было лоббирование чьих–то интересов. Потому что вызывают сомнения некоторые решения по высотным регламентам. Есть территории, где ограничения не выдерживают критики. Например, в непосредственной близости от достопримечательного места Херсонес предполагается высотная застройка до 28 метров», – поделился Моложавенко.

Однако, по его словам, далеко не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что приказ Минкульта – это документ федерального уровня, который правительство Севастополя обязано по закону отобразить в Генплане и использовать при принятии решений, этот документ не является единственным и работает в совокупности с другими градостроительными документами и процедурами.

«Есть ещё один уровень принятия решений – это правила землепользования и застройки, проект планировки территории, нормативы градостроительного проектирования. В настоящее время участки возле Херсонеса никому не предоставлены. Необходимо разработать проект планировки, определив, что там будет прогулочная зона, провести публичные слушания, утвердить данный проект и организовывать парк, бульвар или прогулочную зону. Даже если в приказе Минкульта допускается высотное строительство на прибрежной территории, а в нашем проекте планировки набережная, и только после неё – застройка, то так и будет», – сказал Моложавенко в беседе с ForPost.

 

Напомним, в июле 2016 года правительство экс–губернатора Меняйло хотело отдать заказ на разработку правил застройки и землепользования Севастополя – де–факто градостроительной конституции – компании «Омскнефтехимпроект», которая до этого не завершила ни одного градостроительного проекта. Контракт с фирмой расторгли только после публикации ForPost.

Начальник управление охраны объектов культурного наследия в правительстве Овсянникова – Денис Проценко рассказал ForPost, что ключевые специалисты предыдущего состава департамента архитектуры прекрасно знали о том, в каком виде принимается приказ Минкульта.

«В процессе разработки проекта по историческому поселению и достопримечательному месту в состав рабочей комиссии при Минкульте входили представители департамента архитектуры. Они приняли участие во многих заседаниях, каждый раз летали в Москву. Они всё знали», – отметил Проценко.

По словам руководителя департамента архитектуры Севастополя в команде Меняйло – Сергея Елизарова, вина за существующие «нестыковки» лежит на разработчиках Генплана, которые «упустили момент, не провели должной работы, не участвовали в обсуждении с представителями Минкульта и Минобороны».

По его словам, законодательство, связанное с ЮНЕСКО, требовало сохранить въезды в Херсонес и не дать их обустроить высокими зданиями. Поэтому было «принято решение в Минкульте продавить этот документ», что и было сделано.

«Достопримечательное место разрешает высотное строительство вблизи воды? Не могу сказать, надо поднимать документ. Но такого не может быть. Там же видовые точки у Херсонеса, там никак нельзя строить высокие здания рядом с водой. Это ограничивает береговую полосу и наносит вред пространству города Севастополя. Наоборот, там не должно быть крупных строений. Это полоса общественного пользования, там должны быть парки, крупные променады, прогулочные зоны», – сообщил ForPost Елизаров.

Что делать?

Александр Моложавенко сказал ForPost, что в переговорах с Минкультом он, как градостроитель, будет держаться линии, которую декларируют и создатели Генплана – освободить территории возле берега и исторических памятников от высотной застройки.

 

«Это противоречие должно разрешиться. Генплан – это перспективное направление на 25 лет. И в документы Минкульта нужно вносить изменения. Как? Для этого необходимо сделать научное обоснование, правильно выстроить аргументацию, доказывающую правильность нашей позиции и попытаться переубедить Минкульт», – подчеркнул Моложавенко.

Он добавил, что говорил об этом с главой департамента государственной охраны культурного наследия Минкульта Цветновым. По словам Моложавенко, процесс переговоров с представителями Минкульта об изменении «неточности» в приказе может сильно затянуться и – рискует ни к чему не привести без поддержки общественного мнения. Как было в Волгограде, когда под давлением жителей города Минкульт вывел из предмета охраны культурного наследия планировку квартир внутри исторических зданий. Пока этого не было сделано, люди, чтобы сделать ремонт, были вынуждены платить по 150 тысяч рублей за каждую перепланировку в «охраняемой» квартире.

«Генплан и другие документы отражают состояния общества и должны закреплять общественные позиции по представлению того, каким должен быть город. Мы сейчас находимся в той фазе, где всё формируется. Город – это всегда конфликт интересов. И во многом от позиции жителей зависит, каким будет Севастополь завтра», – заключил Моложавенко.

Сергей Абрамов

Фото Крым.нет, sevastopol38, joinfo, ForPost

Теги:
Читайте также: