После глубокой обрезки тополей на улице Потёмкинской в Симферополе многие крымчане по-новому взглянули на старинный особняк с островерхой крышей, знаменитый тем, что в нём в 1945 году останавливался премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Однако 80 лет спустя ни связь с великим человеком, ни статус объекта культурного наследия не способствуют сохранности здания: жилой многоквартирный дом разваливается на глазах. В чём причина забвения и как можно спасти уникальное строение, выяснял ForPost.
Откровенно убогий вид
Здание на улице Потёмкинской, 15, без преувеличения является одной из архитектурных жемчужин столицы Крыма. Но время оказалось беспощадно к особняку, что особенно проявилось в ходе недавнего благоустройства улицы Потёмкинской.
«Построенный в 1907 году в стиле модерн особняк богатого симферопольца К.Д. Ракова на ул. Потёмкинской (Шмидта) в последние годы выглядит откровенно убого. Особенно это стало заметно после тотального «кронирования» деревьев на бывшей тихой и тенистой улице», — такое мнение опубликовано в популярном паблике «Крымоустройство. Уникальный Крым!» в соцсети «ВКонтакте».
В удручающем состоянии дома Ракова ForPost убедился лично, побывав во дворе исторической постройки. Ограда местами развалилась на отдельные кирпичи, штукатурка с фасада повсеместно осыпалась, спящий каменный лев на крыльце пережил встречу с неизвестным мастером.
Спящий лев на крыльце выделяется цветом.
Несмотря на общий запущенный вид, дореволюционный особняк обитаем и даже поделён на квартиры, о чём свидетельствуют их номера на входной двери. Также эту информацию подтвердили ForPost в Департаменте государственной охраны культурного наследия Минкульта Крыма.
«Особняк К.Д. Ракова», начало XX века, в Симферополе отнесён к объектам культурного наследия регионального значения и в настоящее время используется как многоквартирный жилой дом. <…> Состояние объекта неудовлетворительное, требуется проведение ремонтно-реставрационных работ», — сообщил в ответ на информационный запрос издания замминистра культуры Крыма — начальник департамента Андрей Ростенко.
Однако именно в праве собственности и скрывается основной подвох.
Трудности жизни в истории
Содержать и поддерживать объект культурного наследия (ОКН), как подчеркнул Андрей Ростенко, в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии обязаны те физические или юридические лица, у кого он находится на правах собственности.
Островерхая башня венчает здание.
Таким образом, в случае с домом Ракова обеспечить реставрацию этого шедевра архитектуры Симферополя должны владельцы квартир из собственных кошельков. При этом способов повлиять на их решение у чиновников немного.
«В адрес собственников указанного здания органом охраны культурного наследия направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований», — пояснил Андрей Ростенко.
Как подчеркнул чиновник, размер финансов, необходимых для реставрации, должен быть определён не на глаз, а только «после разработки научно-проектной документации по сохранению ОКН». Судя по нынешнему состоянию здания, необходимых средств у его обитателей нет.
Метлахская плитка на крыльце дома Ракова.
Впрочем, из сложившегося тупика есть несколько выходов. Как рассказал ForPost зампредседателя Севастопольского регионального отделения ВООПИиК Степан Самошин, раз дом многоквартирный, то он может быть обновлён по программе Фонда капитального ремонта, которая работает в Республике Крым.
Генеральный директор «Центрального музея Тавриды» Андрей Мальгин подсказал ещё один вариант.
«Если здание считается особо ценным, то государство может отреставрировать его, невзирая на позицию жильцов», — сообщил собеседник издания.
Остаётся надеяться, что власти Крыма и Симферополя найдут необходимые средства для спасения этого оригинального строения в преддверии юбилея Ялтинской конференции в 2025 году. Ведь стены именно дома Ракова хранят память об одном из главных участников встречи лидеров антигитлеровской коалиции — Уинстоне Черчилле.
А был ли Черчилль?
Как явствует из мемориальной таблички на фасаде дома №15 по улице Потёмкинской, британский премьер-министр останавливался здесь «на кратковременный отдых» 3 февраля 1945 года.
Мемориальная табличка на фасаде дома Ракова.
Такая остановка понадобилась иностранным делегатам по пути на ЮБК к месту проведения конференции от аэродрома Саки, куда приземлились высокие гости. Дом Ракова как место отдыха в Симферополе было выбран не случайно: до Великой Отечественной войны здание использовалось как гостиница Совнаркома Крымской АССР и не пострадало при оккупации Крыма фашистами. Кроме этого, объект находился неподалёку от трассы, по которой следовали британский и американский кортежи.
Советский краевед и знаток истории Крыма Владимир Гуркович привёл воспоминания о визите Уинстона Черчилля в столицу Крыма ветерана госбезопасности А.А. Уткина, который 3 февраля 1945 года был одним из охранников дома №15 по улице Шмидта (ныне Потёмкинская).
«В этот день где-то в обеденный час прибыл Уинстон Черчилль и несколько лиц из его сопровождения. Они подъехали на пяти или шести автомашинах. Охрана была на открытых «Виллисах». Помню, что среди легковых машин были «ЗИС-101», — такие слова приводит Владимир Гуркович в своей книге «Крымская конференция 1945 года. Памятные места».
Уткин запомнил одежду британца: пальто военного образца и форменную фуражку, чтобы не выделяться из окружения.
Делегатов охраняли советские и английские спецслужбы. Подчинённые ветерана госбезопасности контролировали «определённый сектор со стороны ул. Шмидта», а внутри здания — их коллеги из Москвы.
На этом балконе мог курить Уинстон Черчилль.
Английский премьер пробыл в доме Ракова недолго.
«Могу засвидетельствовать, что Черчилль был в здании не более часа. Видел, как он на несколько минут вышел на балкон с сигарой. Он сделал несколько затяжек, посмотрел на небо, направо, налево… И, стоя у ограждения балкона, перекинулся несколькими фразами с людьми своего окружения», — цитирует собеседника Владимир Гуркович.
Также Уткин запомнил, что зенитная батарея была установлена неподалёку — «в опытном саду сельхозинститута, то есть там, где сейчас Детский парк».
После этого гости погрузились в машины и отбыли в направлении ЮБК, где для них были подготовлены помещения Алупкинского дворца.
При этом, в воспоминаниях дочери Черчилля Сары, которая сопровождала отца в Крым на конференцию, об этом эпизоде не упоминается. По данным автора книги «Дочери Ялты», о которой месяц назад писал ForPost, британским гостям запомнился привал между Симферополем и Ялтой в некоем «доме отдыха».
Так останавливался или нет Черчилль в Симферополе? Директор музея Тавриды Андрей Мальгин утверждает, что да, останавливался и даже ночевал, но не 3 февраля 1945 года, а в ноябре 1944 года, когда Ялтинская конференция только готовилась.
«Черчилль бывал на территории Советского Союза неоднократно. В ходе подготовки к Ялтинской конференции в ноябре 1944 года он летал из Каира (Египет) в Москву с посадкой в Тегеране (Иран) и Крыму. В Симферополе у него также была остановка: целую ночь он провёл как раз в доме Ракова. Этот эпизод отражён в его мемуарах — он стал свидетелем отражения одного из немецких налётов», — сообщил собеседник ForPost.
Позже, возвращаясь из Москвы и встретившись с Иосифом Сталиным, британский политик снова приземлился в Симферополе.
«То есть Черчилль дважды ночевал в Симферополе, но это был ноябрь 1944 года — за несколько месяцев до Ялтинской конференции. В феврале 1945 года английскую делегацию во главе с ним повезли другим путём. Поэтому два этих эпизода были совмещены ошибочно, и табличку на фасаде необходимо менять», — считает историк.
Андрей Мальгин выразил надежду, что при реставрации дома Ракова мемориальная табличка на его фасаде будет обновлена с откорректированной информацией.
Напомним, в начале марта на торги выставили несколько дореволюционных дач в Алупке. Исторические строения расположены настолько рядом друг с другом, что могли бы стать единым туристическим объектом.
Пелагея Попова
Фото: Пелагея Попова|ForPost
Обсуждение (5)
Был,не был и что?
Ерунда. Мобить, был.
Это, во первых, дом купца Ракова, а не дом где курил сигары и пил коньяк У.Черчиль .
Это тот товарищ, который стал союзником СССР (потому что СССР стал побеждать и нужно было успеть после Победы делить "ништяки") в войне против Гитлера, а сразу после войны хотел с американцами разбомбить СССР атомными бомбами, и зачем там табличка. А реставрацию нужно сделать, купцу Ракову респект, таких домов мало осталось!
Британец, объявивший холодную войну СССР речью в Фултоне, заслуживает столько внимания?