Россия

Должна ли Россия приютить олигарха Фридмана, чью жизнь разрушили санкции?

Эксперты объяснили, как реагировать на «олигарховы слёзы».

Адвокат олигарха Михаила Фридмана заявил: европейские санкции разрушили жизнь его подзащитного. О том, насколько правдивы слёзы российского бизнесмена и стоит ли дать «обнищавшему» олигарху второй шанс в России, — в материале ForPost.

Как уроженец Львова стал долларовым миллиардером

Эксперты уверены: пример экс-руководителя Альфа-банка, олигарха Михаила Фридмана показателен и достоин экранизации. Это становится понятно, если изучить биографию бизнесмена.

Михаил Фридман до 17 лет жил во Львове. Затем перебрался в столицу РСФСР, где закончил Московский институт стали и сплавов. В 1988 году Фридман с друзьями создал кооператив «Курьер», который занимался доставкой еды и мытьём окон.

По данным из открытых источников, эту бизнес-идею Фридман подслушал. Однажды в метро будущий олигарх стал свидетелем разговора двух мужчин. Один говорил другому, что с мытья окон можно получить неплохой доход. Фридман взял эту идею на вооружение и вместе с товарищами её реализовал.

Очищать стёкла от грязи оказалось выгодно. По данным Forbes, в июле 1988 года доход Фридмана составил 10 000 рублей. Автомобиль «Москвич» в то время стоит 9 000 рублей.

Однако будущий олигарх не стал инвестировать в отечественный автопром. Весь свой заработок он направил в другое русло: в 1989 году вместе с друзьями Фридман создал советско-швейцарское совместное предприятие «Альфа-Эко», на основе которого была создана «Альфа-Групп».

В начале-середине 90-х годов бизнес Фридмана расширяется. Сначала он регистрирует Альфа-банк, а затем вместе с Виктором Вексельбергом приобретает 40% акций Тюменской нефтяной компании. В 2003 году британская ВР и акционеры ТНК объединили свои российские активы и создали совместную компанию TНK-BP. Покупкой других активов «Альфы», в частности «Вымпелкома» (Билайн), занималась группа «Альфа-Эко», переименованная впоследствии в «А1». Позднее для телекоммуникационных активов была создана специальная компания Altimo.

Фридман не планировал останавливаться на достигнутом. В 2005 году за один миллиард долларов он приобрёл корпорацию X5 Retail Group, в которую входят торговые сети «Перекрёсток», «Карусель» и «Пятёрочка». Эксперты отмечают: этот финансовый ход развязал войну на продовольственном рынке между Фридманом и Сергеем Галицким, основателем сети «Магнит».

Россия становится неинтересна Фридману в 2013 году. Он вкладывает деньги в международную инвестиционную группу LetterOne, которая работает в энергетическом и технологическом направлениях. Среди ярких примеров инвестиций группы — вклад двухсот миллионов долларов в разработку сервиса такси Uber.

Дальше — больше: основные активы LetterOne — немецкая нефтегазовая компания Wintershall DEA (33%), английская сеть магазинов здорового питания Holland & Barrett, VEON (бывшая Vympelcom, 56,2%) и турецкая телекоммуникационная компания Turkcell (19,8%).

В 2014 году у «Альфа-Групп» в России оставались Альфа-банк и страховая компания «АльфаСтрахование», X5 Retail Group (47,9%).

С 2015 года Фридман является резидентом Великобритании. В 2016 году за 65 млн фунтов стерлингов он купил Athlone House — особняк в центре Лондона.

Всё это время Фридман занимался благотворительностью. Благотворительный фонд Genesis Philanthropy Group, соучредителем которого был бизнесмен, укреплял еврейское самосознание у русскоязычных евреев во всём мире. По данным Forbes, Genesis, в частности, дал журналисту Леониду Парфёнову деньги на создание «Русских евреев» — цикла документальных фильмов о роли российских евреев в жизни страны и мира.

Читайте также по теме: Почему Ельцины избежали «безумных» санкций

Олигарховы слёзы

Тучные времена для Михаила Фридмана закончились в 2022 году. Он оказался под европейскими санкциями. Все активы подданного Великобритании были заморожены. Он вынужден был покинуть посты в руководстве Альфа-банка и LetterOne.

Теперь все траты Фридмана под лупой рассматривает правительство Великобритании. Для олигарха установлен лимит: в месяц он может потратить не более 2500 фунтов стерлингов или 3180 долларов — почти 284 тысячи рублей по нынешнему курсу. Этих денег на прислугу не хватает, заявлял ранее Фридман. Поэтому он сам вынужден убираться в особняке и водить автомобиль.

Всё это время олигарх пытается выйти из-под санкций. В европейском суде доказывает свою непричастность к событиям, происходящим на Украине. В Брюсселе пока не верят доводам защиты бизнесмена и считают, что «обвиняемый связан с российскими властями».

Адвокат олигарха Тьерри Марамбер давит на жалость. На последнем судебном заседании он заявил, что европейские санкции разрушили жизнь его подзащитного, сообщает РБК. 

Так ли это на самом деле?

«Термин “разрушена жизнь” я бы закавычил. “Очень жаль” Фридмана, который вынужден сам водить свой автомобиль, убирать в огромном доме в центре Лондона. Думаю, многие бы позавидовали такой тяжкой участи. Это всё преувеличение. Думаю, можно говорить о том, что европейские санкции разрушили планы на жизнь, бизнес-планы», — сказал ForPost кандидат экономических наук Константин Селянин.

Читайте также по теме: Российские олигархи расстроились из-за санкций и обжаловали их

Есть ли тут место жалости?

Кандидат экономических наук Михаил Беляев также считает, что олигарховым слезам не стоит верить.

«Понятие “разрушена” — для каждого своя собственная отметка. Если говорить про олигархов, то сначала нужно понять их доходы. Они делятся на две части: первая — источники получения прибыли, вторая — личное состояние. Когда бизнесмены говорят, что “жизнь разрушена”, речь идёт о части, которая касается бизнеса. То, что касается личного состояния, — вряд ли там что-то претерпело существенные изменения. Не думаю, что объекты недвижимости, попавшие под санкции, радикальным образом сказались на благополучии Фридмана и других российских олигархов, попавших под санкции», — сказал ForPost Беляев.

Жалости не заслуживают олигархи ещё и потому, что сами виноваты в том, что оказались в такой ситуации, считает экономист Виталий Калугин.

«С 2014 было понятно, куда всё идёт, можно было бы закрепить все гештальты, решить финансовые вопросы», — сказал ForPost Калугин.

Читайте также по теме: Трое россиян вошли в двадцатку богатейших жителей Великобритании

Заслуживают ли олигархи второго шанса?

Учитывая текущее положение некоторых российских олигархов, стоит ли им дать второй шанс в России? Допустим, бизнесмен N осознал свои ошибки. Он решил вернуться в страну. У него богатый бизнес-опыт, он преисполнен патриотических чувств. Почему бы не поручить ему выполнение тендера или госконтракта?

«Ни в коем случае этого нельзя делать. Все бизнесмены, попавшие под европейские санкции, являются бенефициарами сырьевого цикла. Они умеют пользоваться тем, что им раньше не принадлежало, но не умеют создавать что-то новое», — считает экономист Виталий Калугин. 

Аналогичного мнения придерживается кандидат экономических наук Михаил Беляев. Он напомнил, что в 90-е «санкционные олигархи» оказались в нужное время в нужном месте. Все свои капиталы, подчеркнул наш собеседник, «они заработали на советском наследии», чего-то нового «Фридман и Ко» не создали.

«На мой взгляд, судьба олигархов должна решаться в индивидуальном порядке. Может быть, и для Фридмана всё будет решено. Тут, как говорят, нужно смотреть по месту», — говорит Беляев.

Константин Селянин считает, что нужно не спасать олигархов, а проводить работу над ошибками. Пока, считает он, российские власти этого не делают: достаточно заглянуть в список Forbes, в котором «наши олигархи беднее не стали», уточнил наш собеседник.

Он уверен: риск вывоза капиталов из страны сохраняется. По разным подсчётам, за границей уже осели несколько триллионов долларов, заработанных в России. Это несколько годовых бюджетов страны, посчитал Селянин. На эти деньги можно было бы реализовать социальные и промышленные проекты, но, как говорится, не судьба — триллионы долларов лежат на «замороженных» счетах олигархов.

Поэтому эксперты сомневаются, что бизнесмены вернутся в Россию. Они уверены: олигархи до последнего будут биться за свои миллиарды долларов, так как «слишком привыкли к европейскому образу жизни».

Сама ситуация напоминает им эпизод из сериала «Симпсоны», когда бизнесмен Чарльз Монтгомери Бёрнс из клуба миллиардеров попал в клуб миллионеров. 

«Правильным было бы сожалеть о том, что такое стало возможным [появление олигархов], и сделать всё возможное, чтобы такого не было. Поэтому злорадство, хоть это и плохое чувство, в истории с олигархами более чем уместно», — резюмировал Селянин.

Читайте также по теме: «Банкиры, чей Крым?»: как сделать российские банки более патриотичными

Роберт Вочовский

1275
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (9)

Profile picture for user Верещагин
13654
Верещагин

Странно, что ВВП должен искать решение по проблеме пробок на мосту..

Profile picture for user sapun
8463
sapun

Это вообще позор державы. Сколько раз уже поднимался этот вопрос - даже была мысль объединить Крым и Севастополь, но толку пока ноль. 

Ещё одна проблема — оплата поездок людьми, которые имеют региональные льготы. В этом случае и крымчане, и севастопольцы в своём регионе едут по льготе, а в «чужом» — по полному тарифу.

Profile picture for user las-orlinos
537
las-orlinos

Миллиарды из "Газели" тоже вернули, ну а "осадочек" то нужно куда то выплеснуть. Кстати создала (вырастила) этого "кумира" сама нынешняя власть, которая сейчас  изображает обиду, а по факту - "высекла сама себя" и пенять кроме как самой себе не на кого.

Profile picture for user mr.Bocharoff
108
mr.Bocharoff

Быстрый приговор тройки и на строительство трансполярной магистрали!

Там он сможет водить тачку с песком на отсыпке, а также сам мыть полы в бараке, заодно подышит свежим воздухом и похудеет.

Profile picture for user mr.Bocharoff
108
mr.Bocharoff

Кстати, если бы на этой фотографии он был бы в ватной телогрейке и ушанке на фоне бескрайних сибирских лесов - смотрелся бы гораздо лучше! Даже, как-то колоритнее что-ли....

Profile picture for user Город русских моряков
1905
Город русских …

Это ж сколько машин заполонит дороги в Крыму? Пару лет назад ездили на экскурсию в Ялту,так по полчаса- часу стояли,проехать не могли,— пробки по всей ширине дороги и по объездным.  Как в аду побывали: жара,смог от машин, движение — по сантиметру. Ужас!sorry

Profile picture for user ulogin_yandex_1449433450
75
Андрей Юрченко

Те, кто поддался стадному инстинкту вообще. Такие были и в лихих 90-х, и в 2014 году, и во время частичной мобилизации, и совсем недавно - во время мятежа Пригожина.  

to Олег Перетятко:  Вы сейчас о тех, кто вернулся домой к своим деньгам и имуществу (а дом  их там, в РФ была работа), или о тех, кто принял решение в частичной мобилизации не участвовать? Кто из них "в хлеву"?

 

Profile picture for user Тина Севастополь
9502
Тина Севастополь

to Постовой:  С чего Вы это взяли? Этим законом должны были быть внесены поправки в тот закон - более ранний. И, как я понимаю, мы не меняем эти на те, а получаем те на основании и вдобавок к этим.. 

Profile picture for user Справедливый_кот
3757
Справедливый_кот

 

to КВВМУ:  требуют экзаменационную карту (или как она тогда называлась?), в архивах нет. 

 Видимо, украинские права не в Севастополе получали? Иначе всё должно быть

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1817

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2836

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5060