2019 год был для крымской экономики годом больших надежд – слишком уж серьезные ожидания возлагались на открытие автомобильного моста через Керченский пролив. Однако эффект от его появления оказался довольно ограниченным – по мосту в Крым приехало много новых туристов, но не инвесторов с материка.
Именно резкий провал инвестиций, прежде всего частных, в 2019 году свидетельствует о нарастании системных проблем в экономике Крыма, и чем ближе к завершению «стройки века», тем больше понимание, что ставка на гигантские вложения в инфраструктуру не оказалась панацеей.
Туризм: новый временный потолок
Курортный сезон-2019 для Крыма оказался как минимум не хуже, чем в 2018 году, когда благодаря открытию моста полуостров получил значительный приток гостей. Как сообщил в конце октября глава РК Сергей Аксенов, количество туристов превысило показатели 2018 года на 70 тысяч человек, а всего летом в Крыму побывало 6,87 млн отдыхающих.
О том, почему предъявляемая властями статистика турпотока является весьма приблизительной, автор этой статьи подробно писал в другом материале, и здесь можно лишь добавить, что приводимые официальными лицами данные, не претендуя на доскональную точность, все же иллюстрируют общий тренд.
Если судить по другим показателям официальной статистики, то небольшое увеличение турпотока, скорее всего, в самом деле произошло.
В частности, по данным Крымстата за десять месяцев, оборот розничной торговли на полуострове вырос на 3,8% к январю-декабрю 2018 года, а оборот предприятий общепита за это же время увеличился на 6,5%. Кроме того, аэропорт Симферополя по итогам весенне-летней навигации (с 31 марта по 26 октября) сообщил об увеличении пассажиропотока на 40 тысяч человек, до 4,1 млн пассажиров.
При таком довольно скромном приросте стоимость отдыха в Крыму благодаря открытию моста резко снизилась. В середине лета сервис Тravelata.ru приводил такие показатели: за год средняя стоимость тура в Крым снизилась на 26%, до 35,1 тысячи рублей, прежде всего за счет снижения цен на авиабилеты. При этом, как показал проведенный в сентябре опрос ВЦИОМ, 93% гостей Крыма остались довольны летним отдыхом. Чего не скажешь о его организаторах: на протяжении всего летнего сезона поставщики туристических услуг жаловались на то, что доля платежеспособной публики постоянно падает, отдыхающие в основном настроены на минимальные траты на курортах. Это, безусловно, заставляет вспомнить об украинских временах, когда отдых в Крыму пользовался большим спросом у аудитории с низкими бюджетами.
Главная интрига следующего туристического сезона заключается в том, приведет ли открытие железнодорожного сообщения в Крым к новому серьезному увеличению потока отдыхающих. Согласно оценкам, звучавшим в начале 2019 года, уже в 2020 году по железной дороге в Крым должны прибыть 2,6 млн пассажиров, а в 2025 году – 4,1 млн человек. Однако вряд ли это будет «чистый» рост, поскольку с большой вероятностью поезда оттянут на себя часть уже существующего потока – многие предпочтут железную дорогу путешествию в Крым на самолете или автомобиле. Так или иначе, от появления железной дороги выиграет в первую очередь потребитель.
Цены: мост не сбавил рост
2018 год Крым завершил на первом месте по темпам инфляции среди регионов Южного федерального округа – ее общий уровень составил 5,5% (в среднем по ЮФО – 4%), а цены на продовольственные товары выросли почти на 7%. В 2019 году наблюдалась практически та же самая картина.
По данным Крымстата, за девять месяцев 2019 года индекс потребительских цен на полуострове вырос на 5,6%, а продовольственные товары за это же время подорожали на 6,8%. Для сравнения, в среднем по ЮФО индекс потребительских цен за январь-сентябрь вырос всего на 2,1%. Иными словами, запуск автомобильного моста в Крым на темпах инфляции практически не сказался, хотя ожидания по этому поводу были самые радужные.
Например, еще в феврале прошлого года глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявлял: «Думаю, что ввод Крымского моста обязательно приведет к удешевлению продуктов питания в Крыму. Будем наблюдать, чтобы не было сговоров в этой ситуации. Когда вся Россия будет туда поставлять продукты, это точно будет так».
Открытие железнодорожной части моста тоже вряд ли станет панацеей, к тому же вопрос о приходе в Крым крупных российских сетей до сих пор не решен.
«Мы не ожидаем мгновенного снижения цен или даже снижения цен даже в течении месяца. Ожидать этого не стоит. Мы говорим о стабилизации цен и о том, что это станет дополнительным фактором снижения цен на все группы товаров: продовольственные и непродовольственные, строительные материалы и так далее», – заявил в середине октября на пресс-конференции заместитель министра промышленной политики РК Ян Латышев.
Не произошло принципиальных изменений и с ценами на горючее в Крыму. Согласно октябрьским данным Росстата, Симферополь и Севастополь по уровню стоимости топлива по-прежнему находились в одном ряду с региональными центрами Дальнего Востока, где высокая цена горючего формируется значительными транспортными издержками. В Крыму же причина дороговизны бензина неизменна – отсутствие внешней конкуренции.
Привычные декларации властей о «работе над вопросом» в 2019 году продолжились.
«Я думаю, что нам удастся в Крыму выровнять цены со среднероссийским уровнем. В середине года», – заявил в апреле на Ялтинском международном экономическом форуме вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак.
Однако на начало декабря, по данным органов статистики, стоимость горючего в Крыму заметно превышала цены в других региональных центрах ЮФО. Особенно заметный разрыв – по дизельному топливу: в Севастополе литр дизеля стоил в среднем 49,47 рубля, в Симферополе – 49,36 рубля, в Ростове-на-Дону – 45,62 рубля, в Краснодаре – 45,45 рубля. Согласно данным недавнего исследования агентства РИА «Рейтинг», по доступности дизельного топлива (объем горючего, который можно купить на среднюю зарплату) Республика Крым находится на 63 месте в России, Севастополь – на 63-м.
В октябре Сергей Аксенов сообщил о планах пригласить на полуостров крупную сеть АЗС из Татарстана, но даже если этот замысел будет реализован, вряд ли стоимость горючего изменится в пользу потребителя сразу. Быстрый эффект от ввода железнодорожной части моста также неочевиден. Еще в мае заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский спрогнозировал снижение цен на топливо до общероссийского уровня можно ожидать лишь в трехлетней перспективе.
Инвестиции: бизнесу здесь не место
Если в 2018 году Крым показал один из лучших среди российских регионов показателей динамики инвестиций в основной капитал – плюс 34,1%, а в абсолютных показателях 296 млрд рублей, то в 2019 году Крым рискует оказаться среди тех, где инвестиции больше всего просели.
По данным Крымстата, инвестиции в основной капитал за девять месяцев 2019 года сократились на 39,5%, причем на средства федерального бюджета в инвестициях в экономику Крыма и Севастополя пришлось, соответственно, 71% и 61% от общего объема капиталовложений.
В целом такой провал легко объясним: с завершением таких мегапроектов, как строительство автомобильной части моста и новых электростанций, поступление средств в экономику Крыма было совершенно ожидаемым. Нечто подобное несколько лет назад происходило, скажем, в Краснодарском крае, где после Олимпиады 2014 года тоже наблюдалось падение инвестиций.
Другое дело, что в Крыму этот спад пока даже близко не компенсируется инвестпроектами, которые заявляет и реализует частный бизнес. Характерным примером того, насколько были преувеличены первоначальные ожидания на его активность, стала недавняя корректировка ожидаемых поступлений от инвестиции потенциальных резидентов будущего индустриального парка в Севастополе – после корректировки инвестпроектов их объем был снижен более, чем на порядок, с 6,5 млрд до 629 млн рублей.
Инвестиционная привлекательность Крыма существенно снизилась после того, как резидентам свободной экономической зоны (СЭЗ) перестали предоставляться льготы по страховым взносам. Непосредственным результатом этого стало резкое падение заявок на присоединение к режиму СЭЗ, а на деле и снижение числа ее участников. Окончание реализации инвестпроектов участников СЭЗ, заключивших договора в 2015-2017 годах, Минфин РК по итогам восьми месяцев назвал одной из причин падения инвестиций, наряду с завершением основных этапов «строек века». Причем внебюджетные инвестиции снизились еще сильнее (в 1,9 раза к первому полугодию 2018 года), чем бюджетные, которые сократились на треть.
Учитывая то, что новых мегапроектов масштаба моста или трассы «Таврида» в Крыму в обозримом будущем не появится, все дальнейшие надежды надо возлагать на частных инвесторов с материка, которые на полуостров по-прежнему не торопятся.
Но чтобы в бесчисленный раз не уходить в абстрактные рассуждения о качестве инвестиционного климата в Крыму, достаточно обратиться всего к одному формальному показателю, по которому любой потенциальный инвестор может сразу составить представление о привлекательности региона для своих вложений. Этот показатель – доля убыточных организаций.
По данным Крымстата, по итогам семи месяцев 2019 года в убыток работало 41,9% предприятий полуострова, а общий объем их убытков вырос на 5,5% к январю-июлю 2018 года, до 4,655 млрд рублей (причем без учета малого предпринимательства). В отраслевом разрезе наибольшая доля убытков пришлась на компании в сфере транспортировки и хранения (26,8% от общего объема убытков) и промышленность (23,9%). Показательна и статистика убыточности внутри отдельных секторов – в частности, среди крымских предприятий, ведущих деятельность в области гостиниц и общественного питания, убыточны почти две трети - 62,5%. Последняя цифра красноречиво подтверждает обоснованность жалоб на то, что отдыхать в Крым едет главным образом публика, весьма ограниченная в средствах.
Для сравнения, в среднем по России за восемь месяцев 2019 года доля убыточных предприятий составляла лишь 30%. Ради полноты картины необходимо также добавить, что на конец 2017 года в убыток работало существенно меньше крымских предприятий – 35%, и доля их сокращалась.
Несколько слов стоит сказать и о распределении прибыли крымских компаний. Общий ее объем за семь месяцев 2019 года снизился на 4,1%, до 10,9 млрд рублей, и больше трети этого «пирога» (35,8%) досталось предприятиям, которые занимаются торговлей и авторемонтом. В ситуации, когда значительная часть товаров повседневного спроса, поставляется с материка, такая картина совершенно предсказуема: потребительские цены, растущие в Крыму быстрее, чем на «большой земле», в конечном итоге конвертируются в прибыли торговцев.
Строительство: в заложниках у реформы
Серьезным драйвером для частных инвестиций в Крыму традиционно называется строительство жилья, и прошлый год давал надежду на то, что этот сегмент понемногу раскачивается: в 2018 году темпы прироста многоквартирного жилья в РК оказались лучшими в России, а Севастополь вышел на первое место по динамике ввода жилья в целом. Однако по итогам 2019 года столь же оптимистичных результатов ожидать не приходится.
За десять месяцев темпы жилищного строительства в РК снизились более чем на 15% (до 461 тысячи кв. метров), тогда как в среднем по стране ввод жилья заметно увеличился. При этом почти 70% жилья было сдано индивидуальными застройщиками, а многоквартирных домов ввели всего-то 39.
Под конец года статистика строительства обычно заметно корректируется в сторону увеличения, но в целом тенденция понятна: строительный «прорыв» в Крыму снова откладывается.
Региональные власти видят причину этого в том, что Крыму не была предоставлена возможность отложить введение механизма так называемых эскроу-счетов, который должен прийти на смену долевому строительству. Работать на новых условиях в Крыму могут лишь два банка – «Россия» и РНКБ, однако проблема заключается не только в том, что отделения крупнейших федеральных банков на полуострове по-прежнему отсутствуют. С неготовностью отрасли переходить на новую схему финансирования столкнулись и многие другие регионы страны, особенно те, где местные застройщики – это, как правило, небольшие компании, которые просто не соответствуют требованиям крупных банков.
В результате объем выдаваемых разрешений на строительство в стране резко упал. На круглом столе, который в начале декабря проводило Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), приводилась такая статистика: в прошлом году по всей стране было выдано разрешение на строительство порядка 52 млн кв. метров жилья, а в этом году – только на 4 млн за девять месяцев.
Столь печальные и при этом совершенно прогнозируемые результаты на первом шаге реформы уже привели к тому, что и застройщики, и чиновники прямым текстом говорят о невыполнимости ключевого показателя национального проекта «Жилье и городская среда» - увеличении ввода жилья примерно в полтора раза, до 120 млн кв. метров, к 2024 году. Крым – не исключение: в конце ноября вице-премьер республики Евгений Кабанов сообщил об обращении в Минстрой РФ с просьбой снизить планы по нацпроекту, которые предполагают, что в этом году в РК должно быть сдано 926 тысяч «квадратов».
В Севастополе же жилищное строительство оказалось в заложниках у бесконечного процесса принятия генплана города. Еще в июне губернатор Дмитрий Овсянников заявлял, что Севастополь по темпам ввода жилья находится на первом месте в ЮФО, а уже в октябре его преемник Михаил Развожаев сказал, что никаких разрешений на строительство многоквартирных домов выдавать не нужно, «пока мы разбираемся с генеральным планом».
Тем временем в преддверии непродуманной реформы цены на жилье в Крыму успели основательно подрасти. Согласно опубликованным осенью данным «Авито Недвижимость», городские квартиры в Крыму за последние два года подорожали примерно на 10%, а в Севастополе и Симферополе рост составил примерно 14%. Несмотря на то, что оценки, основанные на анализе предложений на интернет-досках объявлений, вызывают обоснованную критику ряда экспертов, это не делает жилье в Крыму и Севастополе более доступным.
По оценке РИА «Рейтинг» на начало этого года, средней семье в РК требовалось 10 лет, чтобы накопить на квартиру площадью 60 кв. м, а средней севастопольской семье – 11,3 года. По этому показателю Республика Крым и Севастополь находились, соответственно, на 81 и 84 местах в России. Средние зарплаты жителей полуострова по-прежнему существенно ниже среднероссийских, и это еще одна системная проблема, решение которой пока не просматривается.
Николай Проценко
Обсуждение (12)
К гигантским вложениям надо прилагать и голову. А у нас пока только безразмерный карман желающих поживиться
to Загава88: Голов хватает, только в них кушают.
Да в Севастополе уже кризис перепроизводства МКД с апартаментами.Стоят новые высотки ,в основном,с темными окнами и с растяжками о продаже.Важный фактор необходимости ограничения строительства - дефицит воды в засушливые годы.Не говоря уже о старых и перегруженных сетях,отсутствии очистных сооружений и о недостаточной инфраструктуре.Безработица приводит у росту преступности.
Новые районы напоминают гетто с разливами канализации.Не надо превращать Крым в сточную канаву!
За годы первой пятилетки (1927-1932 гг.) в Севастополе (семь лет, как кончилась гражданская война) были построены: хлебозавод,несколько пекарен, Балаклавское рудоуправление, мыловаренный завод, швейная фабрика, соковый завод, консервный завод в Балаклаве, колбасная и кофеная фабрики (артель "Согласие"), крупнейшая в Европе ВЭС (ветросиловая электростанция), модернизировались цеха Морзавода.
Хотелось бы видеть список крупных предприятий, которые построены в Севастополе за последние 5 лет.
Цены практически на все товары выше чем на "материке", а зарплаты и доходы граждан ниже...Цены растут, доходы падают...И самое тревожное и неприятное то, что это продолжается уже несколько лет до настоящего времени...Предпосылок для улучшения по большому счету нет, несмотря на то что делается очень много полезного и нужного -строительство и ремонт дорог, социально значимых объектов и пр. Более того, продолжается увеличение расходов...Если еще с 2021 г. введут налог на землю и имущество в том числе недвижимость, будет совсем весело...Строительство моста не снизило цены, надежды на то, что ж/д сообщение улучшит ситуацию и сюда вагонами потекут так называемые "инвестиции", также нереальны...Вывод очевиден - Севастополь и Крым надо объявлять СЭЗ, специальной экономической зоной минимум лет на пять, а то и десять. Политику, прежде всего экономическую нужно выстраивать с учетом сложившиеся в регионе ситуации и проводить так, что бы увеличиливались доходы и снижалась налоговая нагрузка и расходы до выхода на более-менее достойный уровень материального благосостояния...
+14%-маловато.Надо ещё подождать и позапрещать.Муниципалитеты на большее и не способны.А нам то что волноваться? У многих жильё есть.А..да..льготники..очередники..соц.программы,остро нуждающиеся...Ну так "не жили богато и нехрен горевать-была одна рубаха и в рот её РАЗ-ТАК."
С Кобой было тяжело, без Кобы еще тяжелее...
to Зод4ий: "А..да..льготники..очередники..соц.программы,остро нуждающиеся..."
Можно подумать,что апартаменты строят для них! Ими только спекулируют.
to Н_иколай: Первой пятилетке предшествовали пять лет НЭПа:
"Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 годы, индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18 % уровень 1913 года. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927 и 1928 годах прирост промышленного производства составил 13 и 19 % соответственно. В целом же за период 1921—1928 годов среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %.
Самым важным итогом нэпа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере — государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве — мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации. Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики".
Совершенно бездарно распорядился Севастополь тем, что досталось городу после присоединения к России. Были даны практически неограниченные финансовые ресурсы, людские с материка, законодательно был дан старт свободной экономической зоне. Всё в трубу. Большой привет, ушедшим на повышение адмиралу и технократу.
to Борух73: Что значит "бездарно распорядился Севастополь"?
Федеральные средства сюда не самосвалами завозили - нате, добрые люди, распорядитесь как сочтёте нужным. Их выдавали дозировано и целенаправленно, ТОЛЬКО конкретным людям, которые сюда и присылались теми же, кто эти средства и выдавал. И не нужно всё валить на Меняйло С.И. и Овсянникова Д.В. Если от НИХ что-то и зависело в плане разумного освоения "неограниченных финансовых ресурсов", то совсем совсем немногое. Точно так же, как от нынешнего ВрИО Губернатора это почти не зависит...