Россияне всё больше налегают на алкоголь. Продажи спиртного растут и уже приближаются к 10 миллиардам литров в год. На одного жителя страны приходятся десятки литров реализованных хмельных напитков ежегодно.
За пять лет продажа алкоголя увеличилась на 241 миллион литров алкоголя. Если в 2018 году россияне купили 9 млрд 398 млн литров выпивки, то в 2022-м — уже 9 млрд 639 млн литров.
Инфографика ForPost
На первом месте в 2022 году — пиво и пивные напитки, их продано 7 млрд 654 млн литров. На втором — водка и ликёро-водочные напитки: 913 млн литров. На третьем — вино, в том числе игристое и шампанское: 764 млн литров. На четвёртом — коньяк: 128 млн литров, по данным Росстата.
Если вывести соотношение всего алкоголя за 2022 год к численности населения РФ, получится: на каждого из 146,4 млн россиян — от младенца до глубокого старика — пришлись 65,8 литра.
Инфографика ForPost
Читайте также: Как россиян захотели отправить за алкоголем на «101-й километр»
Стабильности не хватает
В России заметно растёт потребление алкоголя, говорит Алексей Яковлев, руководитель отдела маркетинга аутсорсинговой компании MIMINO, занимающейся подбором персонала. Он в силу профессии анализирует качество работы сотрудников различных предприятий в регионах РФ и видит тенденции в поведении людей.
По его мнению, на увеличение потребления спиртного влияют такие факторы:
- экономическая нестабильность в стране, которая повышает уровень стресса и тревоги населения и уменьшает доступность и качество медпомощи;
- традиционное присутствие в культуре России широкого распространения алкоголя.
Чтобы отвратить россиян от горячительных напитков, могут быть приняты различные меры, продолжил Яковлев. Он считает, что в их числе:
- повышение цен на алкоголь, что может сделать его менее доступным для широких слоёв населения;
- ужесточение законодательства, например, установление дополнительного запрета на продажу алкоголя в определённых местах;
- проведение осведомительной кампании о вреде спиртного и его последствиях для здоровья для изменения культурных стереотипов, связанных с «зелёным змием»;
- меры для повышения доступности качественной медпомощи и снижения стресса и тревоги среди жителей РФ.
Читайте по теме: Пиво и «новогодняя» красная икра: какими подделками травят россиян
Что делать с пристрастием к выпивке?
В условиях экономической нестабильности и роста уровня бедности многие люди испытывают стресс и депрессию. И спиртное для них — средство, с помощью которого они пытаются справиться с негативными эмоциями и отвлечься от проблем, говорит Александр Поликарпов, психиатр-нарколог, главный врач медицинского центра «АлкоСпас».
Кроме того, продолжает медик, хмельное — важная часть российской культуры и часто ассоциируется с праздниками, встречами с друзьями и семейными торжествами. Поэтому, обратил внимание Поликарпов, традиционно у наркологов активный приём пациентов идёт после праздников.
В конце концов, в России не хватает эффективных программ профилактики алкоголизма и формирования культуры ответственного отношения к спиртному, констатирует собеседник ForPost. А существующие образовательные программы и просветительскую деятельность, по его мнению, нужно усиливать и поддерживать государством.
Соответственно, считает Александр Поликарпов, для уменьшения потребления хмельного в РФ необходимо:
- широко рассказывать о вреде алкоголя, и важно начинать работу с детей, интегрируя программы в школьное и дополнительное образование;
- повысить доступность и качество медпомощи алкоголикам, в том числе создать специализированные реабилитационные центры, обеспечить психологическую поддержку и соцадаптацию, которые важны в преодолении алкозависимости;
- поддержать общественные инициативы, связанные с решением проблемы алкоголизма и его профилактики. Участие активистов, волонтёров и экспертов поможет распространению информации, обмену опытом и разработке новых методов борьбы с алкоголизмом;
- повысить качество жизни населения, обеспечить доступ к хорошей работе, развить социальную инфраструктуру и сети соцподдержки. Важно, чтобы люди видели перспективы развития и самореализации без алкоголя.
Читайте ещё: Минздрав заявил о снижении потребления алкоголя в России с 2008 года почти на 43%
Людям нужно больше работать
Рано делать далеко идущие выводы, опираясь только на сведения о количестве проданных алкогольных напитков. Эта информация — в отрыве от других данные — не говорит об увеличении употребления спиртного. Такое мнение высказал Александр Михайлов, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ.
«Достоверные данные мы получим только после обработки всей статистики, в том числе по тем или иным заболеваниям, аффилированным с потреблением алкоголя», — подчеркнул он.
Михайлов добавил: факторов, которые так или иначе влияют на потребление алкогольных напитков, много, в их числе, например, пандемия новой коронавирусной инфекции.
«Но в первую очередь, по моему мнению, является состояние рынка труда. Чем больше работаем, тем меньше пьём, и наоборот», — говорит собеседник ForPost.
Он считает: для уменьшения употребления алкоголя необходимо повышать занятость населения и его мотивацию в плане зарабатывания денег или трудовой деятельностью, или предпринимательством.
Читайте также: Что пить будем: из-за санкций Россия осталась без виски, но с самогоном
Жёсткие способы
Неожиданное мнение высказал экономист Вадим Радаев, изучивший динамику потребления спиртного в советской и постсоветской России.
«Вопреки стереотипным представлениям, потребление алкоголя вырастает не в периоды экономических кризисов, а в более благополучные годы; в кризисные периоды оно, наоборот, снижается. При этом сокращение продаж легального алкоголя, как правило, компенсируется ростом оборота нелегального алкоголя, но замещение происходит не в полном объёме», — говорит он.
А юрист Денис Баландин предлагает радикальные меры для ограничения потребления спиртного, среди них:
- повышать налоги в сфере производства и реализации алкоголя;
- запретить гражданам самогоноварение для личного употребления;
- установить минимальный возраст покупателя хмельных напитков — 21 год;
- запретить розничную продажу с 21 часа до 12 часов следующего дня, кроме случаев, установленных законом;
- запретить розничную продажу в розлив в полимерную тару в любом объёме;
- не выкладывать товар на прилавки и не показывать его на витрине, как это сейчас делают с сигаретами;
- установить уголовную ответственность за продажу алкоголя детям — вместо административной;
- ограничить ценовое стимулирование, например, продажей таких напитков по сниженной цене в ограниченный период времени или в придачу с другими товарами.
Читайте по теме: В России критически не хватает импортного алкоголя
Алексей Лохвицкий