Оператор «Северного потока» не получил разрешение обследовать место утечки. Данная работа Nord Stream AG была заблокирована из-за отсутствия необходимых разрешений, запрошенных ранее. По заявлению датских властей, сроки обработки запроса могут составить более 20 рабочих дней.
Датские власти занимаются в этом вопросе откровенным саботажем. Да, в общем-то, и не только они. Наблюдается весьма сложный клубок интересов, и разматываться он будет долго. Но уже сейчас имеет смысл подумать о последствиях происходящего.
Для начала стоит разобраться в том, что же именно произошло. А информацию по этому поводу можно условно разделить на три части: полностью понятное, более или менее понятное, на уровне подозрений.
Полностью понятно то, что это однозначно диверсия. Появление почти одновременно на глубине 70 метров трёх огромных пробоин в сверхпрочных трубах из стали в армированной защите из спецбетона — это точно не совпадение. Не говоря уже о двух подводных взрывах, которые зарегистрировали шведские сейсмические станции именно там и именно в то время.
Более или менее понятно то, что эта диверсия совершена с помощью некоего подводного оборудования. Высока вероятность, что подводного беспилотника, так как появление подводной лодки в этой зоне однозначно бы заметили.
А значит, трубы были заминированы и подорваны дистанционно. Минировались оба газопровода в районе острова Борнхольм с двух сторон и в двух точках. Соответственно, данная операция тщательно планировалась. Более того, подготовка и реализация скорее всего производились продолжительное время. А значит, обязаны были остаться следы. Это, кстати, возможная причина саботажа датских властей.
На уровне подозрений размышления о том, кому это выгодно. Кто же был наиболее чётким и непримиримым противником и самих газопроводов, и газового экспорта России в ЕС в принципе?
Напомню, что «Северный поток — 2» был полностью закончен, наполнен газом и готов к запуску в любой момент. Та же Германия могла получить по нему газ мгновенно, закрыв все проблемы даже среди зимы. И требования этого запуска звучали там всё громче — в парламенте и на улицах.
И это могло привести к политическому взрыву в самом сердце ЕС. И политический взрыв могли превентивно купировать взрывом подводным. И территориальные воды Дании здесь могли быть выбраны отнюдь не случайно. Ведь расследование, проведённое немцами, могло вполне обнаружить истинные причины. А теперь ФРГ разводит руками — не их юрисдикция.
Каких глубоководных роботов в ходе расследования собирается использовать Дания — вопрос, конечно, интересный. Но вот будет ли этот робот брать пробы на взрывчатку? К примеру. И будет ли оный робот делать много чего ещё.
В отличие от Германии Дания — страна полностью управляемая. Когда-то, в середине XIX века, она короткое время претендовала на статус европейской сверхдержавы (вы удивитесь). Даже оспаривала это у той же Германии (удивитесь снова). Но проиграла ей войну. И теперь она — вассал. Причём не Германии.
Но каким бы ни был результат расследования, главный политический результат очевиден уже сейчас — энергетическая связка России и Европы разорвана. Грубо и брутально. Скорее всего, «Северный поток — 2» не восстановить. «Северный поток — 1» можно, но дорого и долго. Да и непонятно уже, когда.
Что ж, может, оно и к лучшему. Поход России на Запад с самого начала был сомнителен. Может, имеет смысл начать уже смотреть и в другие стороны?
Читайте по теме: В Китае рассказали, как ЧП на «Северных потоках» может сблизить Европу и РФ
Павел Кухмиров