Министр финансов России Антон Силуанов сделал заявление, которое может привести в восторг многих жителей РФ: нашей стране «не нужно столь такой большой численности» чиновников.
Он предложил: «Давайте мы лучше сократим количество работников», а тем, кто останутся на должностях, повысим зарплату, передаёт ТАСС.
Но это требует больших бюджетных расходов, а сейчас основная задача — обеспечить поддержку СВО, на это направляют «основные ресурсы», добавил Силуанов.
Нужно ли «резать» штаты органов власти и к чему это приведёт, узнавал ForPost.
Спорный вопрос
Минфин может предложить федеральному правительству меры оптимизации бюджета, но количество госслужащих — не компетенция министерства, сказала ForPost заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Университета «Синергия» Мария Байнова:
«Количество госслужащих зависит от выполняемых государственных функций. С ростом задач государства количество госслужащих может расти. Но какие-то функции могут быть оптимизированы благодаря цифровизации, предоставлению госуслуг в электронном виде. Также часть аппарата госорганов могут перевести на должности, не относящиеся к госслужбе, на которых меньше зарплата. Но не все функции можно передать на цифровизацию или сотрудников по найму. При сокращении госслужащих объём их работы увеличится, будут переработки».
Поскольку все госслужащие разделёны на три большие категории: федеральные, субъектов РФ и муниципальные, Минфин может повлиять только на первых, считает старший преподаватель факультета инженерного менеджмента РАНХиГС Роман Могучёв:
«Федеральная власть на численность чиновников муниципального уровня повлиять, по сути, не может, если только не выделяет на их содержание средства из федерального бюджета».
Сокращение чиновничества в РФ давно назрело и категорически необходимо, считает московский адвокат Андрей Ткачёв.
Это шанс для модернизации госуправления, добавил он:
«Освобождение от лишней бюрократии, оптимизация процессов и переориентация кадров помогут сделать государственную службу более эффективной и, в конечном итоге, привести к улучшению качества предоставляемых услуг и повышению доверия граждан к государственным институтам. Важно, чтобы эта реформа проводилась продуманно, с учётом всех экономических и социальных последствий, чтобы не допустить отрицательных эффектов».
Проблема изменения числа чиновников в России — традиционная и весьма дискуссионная, напомнил кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
Сколько у нас чиновников
По официальным данным на конец 2022 года, в РФ были 2,24 миллиона работников госорганов и органов местного самоуправления*:
- 1,54 млн — в федеральных структурах,
- 0,25 млн — в региональных,
- 0,45 — в муниципальных структурах и избирательных комиссиях.
А на конец 2000-го — лишь 1,16 млн*:
- 0,52 млн — в федеральных структурах,
- 0,19 млн — в региональных,
- 0,44 млн — в муниципальных структурах и избиркомах.
По данным экономиста Михаила Хачатуряна, на момент распада СССР, согласно разным источникам, были 2,3–2,5 млн работников государственного и муниципального (хотя тогда такого слова не было) управления — при населении около 215–220 млн человек.
В России 2024 года, по его информации, число государственных и муниципальных служащих достигло 3,3 млн человек — при населении 146–147 млн.
Количество и эффективность
Простой подсчёт показывает, что уменьшение населения на более чем 70 млн человек — от распада СССР до сегодня — должно было привести к сравнимому сокращению аппарата управления, продолжил кандидат экономических наук Михаил Хачатурян.
Однако этого не произошло, сказал он:
«Вернее — сокращение в течение 1990-х годов произошло, по состоянию на начало 2000 года численность государственных и муниципальных служащих составляла примерно 1,1 млн человек. Но, как видим, за 24 года это число заметно выросло».
Но выросло ли качество и эффективность их работы?
В принципе, да, хотя, как показывает практика, не везде и не во всём, считает Михаил Хачатурян.
Эффективность их работы часто ставится под сомнение, сказал в свою очередь адвокат Андрей Ткачёв:
«Многие управленческие процессы дублируются, а в некоторых случаях создаётся впечатление, что существует бюрократическая перегрузка, не приносящая реальной пользы».
Уже давно в обществе, прежде всего среди экспертов, обсуждается вопрос того, что муниципальных органов власти в России слишком много, обратил внимание старший преподаватель факультета инженерного менеджмента РАНХиГС Роман Могучёв.
Но нужно понимать, что в отдельных регионах, населённых пунктах муниципальная власть как работодатель, по сути, является чуть ли не единственным источником заработка, отметил он:
«С другой стороны, действительно, в отличие от многих стран Запада, в России муниципальный уровень имеет крайне незначительное влияние на жизнь людей. Хотя в идеале должно быть наоборот — именно муниципальные власти, будучи ближе всего к населению, должны решать ключевые проблемы. Но у нас этого не происходит. Этим, в основном, вынуждены заниматься региональные власти, а очень часто и федеральные».
Поэтому у сокращения на муниципальном уровне, как у медали, есть две стороны, отметил Роман Могучёв:
- с одной — сократить нужно, так как есть большой чиновничий аппарат. Причём в субъектах РФ — на региональном и муниципальном уровнях — зарплаты на порядок выше, чем у федеральных служащих;
- с другой — отдельные населённые пункты только и живут благодаря тому, что муниципальные органы власти дают местным жителям работу.
Куда идти уволенным
В Минфине России считают, что надо уменьшить количество чиновников.
Вполне возможно, что нужно это сделать, допустил экономист Михаил Хачатурян.
Но реформы госаппарата управления в РФ, происходившие в последнее время, к росту эффективности не приводили — наоборот, оборачивались ступором всех механизмов управления страной и потерей времени, обратил внимание он:
«И в этой связи логичен вывод: может быть, стоит не зацикливаться на численности аппарата управления, а посмотреть на качественные характеристики его и разработать механизмы оценки, стимулирования качества, а также более жёсткие меры контроля. Причём данные механизмы целесообразно разработать для всех уровней управления».
По словам экономиста, опыт частного бизнеса показывает: дело не в количестве менеджеров, а в наличии чётких качественных и количественных показателей контроля, прозрачных и чётко осуществляемых мер контроля.
При этом очевидно, что при сокращении чиновников восполнить за счёт них дефицит производственных кадров вряд ли получится, полагает Михаил Хачатурян:
«По крайней мере доля перехода из управленческих в производственные кадры будет очень низкой. Обусловлено это прежде всего тем, что даже при условии переобучения перековаться из производственных кадров в управленческие возможно, а вот обратно — практически невозможно. И в данном случае технологическая революция в лице цифровизации будет как раз увеличивать снижение доли такого перехода, а не способствовать её росту».
Сокращение чиновников может быть оправдано в ряде случаев, особенно в сферах, где автоматизация и цифровизация процессов позволяют значительно упростить работу, считает адвокат Андрей Ткачёв.
Он привёл примеры: налоговое администрирование, регистрация прав собственности, предоставление госуслуг — их можно эффективнее организовать с меньшим числом сотрудников, если применить современные технологии.
Наибольший потенциал для сокращения чиновников — в среднем и низшем звеньях государственного аппарата, допустил адвокат:
«Здесь наблюдается наибольшее количество дублирующих функций и процессов, которые можно оптимизировать или вовсе исключить. Верхний эшелон управления также требует оптимизации, но здесь необходим более тонкий подход, учитывающий важность стратегического планирования и контроля».
Сокращение чиновничества не должно привести к массовым увольнениям с увеличением уровня безработицы — напротив, высвободившиеся специалисты могут быть успешно интегрированы в другие сферы экономики с кадровым дефицитом, отметил Андрей Ткачёв. Среди них — образование, здравоохранение, информационные технологии.
Чиновникам с навыками управления, анализа и взаимодействия с людьми можно найти применение в частном секторе, например, в корпоративном управлении или консалтинге, добавил он:
«Таким образом, сокращение числа чиновников не только позволит оптимизировать государственный аппарат, но и частично решить проблему нехватки квалифицированных специалистов в других отраслях».
Есть нюансы
С сокращением чиновничества может быть очень интересная ситуация, поделился своими многолетними наблюдениями за оптимизацией управленческих аппаратов старший преподаватель факультета инженерного менеджмента РАНХиГС Роман Могучёв.
Во-первых, в регионах — и в территориториальных подразделениях федеральных органов, и в субъектовых органах власти — это выглядит так. Сверху приходит разнарядка: нужно избавиться от 10% сотрудников.
«В первую очередь сокращают позиции, не занятые сейчас никем, то есть вакантные», — обратил внимание он.
Некоторые органы власти поступают более изощрённо. Когда проходит слух, что будет очередная оптимизация численности чиновников, они целенаправленно создают дополнительные вакантные места.
«И, соответственно, проворачивают вот ту историю, которую я чуть раньше озвучил. И отчитываются перед федеральным центром — перед инициаторами оптимизации: всё хорошо, мы оптимизировали, как вы и просили, 10% сократили. А все те, кто работали, остались на своих местах», — уточнил Роман Могучёв.
Во-вторых, в регионах часть чиновников выводят за штат государственной гражданской службы субъекта РФ, делая их вольнонаёмными менеджерами, и за счёт этого происходит одновременно экономия фонда оплаты труда.
«Поэтому нужно понимать, что большого эффекта от очередной оптимизации <чиновничества> ждать не стоит. Если реально оптимизировать, нужны жёсткие инструменты контроля. А чтобы они работали, нужно перед этим провести, по сути, аудит: где и сколько чиновников работает, на каком уровне, сколько вакантных позиций. И далее, соответственно, сперва убрать централизованно эти вакантные позиции, оценив, насколько они не нужны, либо на те, которые нужны, перекинуть действующих сотрудников. И тогда, действительно, будет результат», — заключил он.
Алексей Лохвицкий
*Без сотрудников Службы внешней разведки, ФСБ, Федеральной службы охраны и Главного управления специальных программ Президента России. Точные сведения о них — не для публичного доступа
Обсуждение (9)
Вот с Силуанова и начнём))))
Serggio,
Силуанов по другому не умеет.
Интересно, что в 2013 ом замом управляющего от России в МВФ Силуанова, стала Набиуллина.
Ничего с тех пор не поменялось?
если ты всегда находишься под угрозой сокращения ( выкинут на улицу) и у тебя при этом есть возможность украсть, то это тебя наводит на определённые мысли.
Не надо им давать больше денег. И так много получают. Сократить, а высвободившиеся средства - на СВО.
Когда то давно, когда в Севастополе были большие совхозы, которые не гранды виноградарские "пилили", но и другим с/х занимались , в управлении сельского хозяйства города было всего 4 сотрудника, включая наСяльника. А сейчас департаментище... только директоров и замов 5 штук, а уж начальники управлений, отделов и прочие вообще счёту не поддаются 🤪
"Силуанов предложил сократить госслужащих — кого уволить и что с ними будет?" - Ну если, как тут правильно заметили, начать с Силуанова то он точно безбедно проживет до конца своих дней. Если бы это уже провели и уволили за ярко выраженную некомпетентность Горлова, то он бы не сел и тоже не бедствовал, хотя еще не факт что и сейчас сядет. А в целом у нас возможно решились бы вопросы по закрытию вакансий учителей (чиновники же любят учить), курьеров ( получать и передавать это тоже их), а некоторые пошли бы в дворники (там куча талантов умеющих заметать следы!).
Чиновников с эффективностью близкой к 0-ой отметке не счесть...Кто оценивает их вклад в развитие города? Есть ли KPI их эффективности?
Всё на что способны это сварганить отписку на нижнем уровне пирамиды, да организовать коррупционную схему по распилу бюджета - это уже сидящие на бюджетных потоках приближенные ...
Но сокращать, к сожалению, будут рабочих лощадок и перегружать оставшихся. В корне порочная практика.
Надо уменьшить чиновникам зарплату - они сами и уйдут) Вообще на чиновничье место бедных не брать, а то только о зарплате думают!