В Севастополе есть любительница пешего туризма, на помощь которой спасатели приходили уже трижды — узнав о таком человеке, мы не смогли с ним не связаться. А связавшись, выяснили: Наталью вызволяли не три, а четыре раза. Причем три раза — одна и та же поисково-спасательная группа ГКУ «Спасательная служба Севастополя».
На Фиоленте
Самым сложным Наталья считает своё первое спасение, хоть оно и единственное, что было в светлое время суток. Это было четыре года назад на Фиоленте.
«Я спустилась по тропе к пляжу у скал „Два апостола” <другое название — Орест и Пилад>. И передо мной туда спускались, и после меня… Провела время на пляже, а когда поднималась назад — потеряла тропу. И попала на сыпь, совсем недалеко от верха. Поняла, что мне необходимо спускаться, но если я на эту сыпь стану — я могу съехать прямо на пляж».
Вот на этом подъеме застряла любительница диких пляжей и непростых маршрутов.
Незнакомая женщина с обрыва сначала объясняла Наталье, что она пошла не туда, а потом поняла, что нужно вызвать спасателей.
«Не стала смотреть, как я полезу куда-то не туда. Спасатели приехали, сказали: „Как вы вообще туда забрались!” Надели мне снаряжение, верёвку привязали, и мы вместе сначала спустились на правильную тропу, а потом поднялись».
Деталей Наталья сейчас не помнит — только то, что это было очень и очень непросто.
С Виа ферраты
Второй раз помощь потребовалась летом 2022 года на участке Виа ферраты.
Наталья обычно ходит в походы с компанией, но случалось, что выходила на маршрут и одна. И маршруты-то были несложные, говорит она — но только если идти по ним при свете солнца. А оно в Крыму садится быстро, особенно — в горах и в каньонах.
«Я поднималась от Южнобережного шоссе по участку со специализированными креплениями. По времени должна была успеть, но что-то не получилось. Не успела буквально чуть-чуть. Была уже практически на горе, но резко стемнело. У нас же нет сумерек — почти сразу темно. А у меня были проблемы со светом, садился телефон. Фонаря не было. И я вызвала спасателей».
Задача попавшего в беду в этом случае простая — стоять и ждать, говорит Наталья. А вот спасателям приходится искать человека в темноте.
«Они очень быстро добрались, хотя им пришлось в темноте пройти весь этот путь вверх. Дали мне каску с фонарём, снаряжение уже знакомое, пристегнули к спасателю — чтобы он мог удержать меня в случае чего. Но на спуске не было уже проблем — и я, и они уже ходили по этому пути вверх. Мы достаточно быстро спустились».
Наверное, это был самый лёгкий случай спасения, говорит она.
В Черноречье
В 2023-м солнце начало подводить Наталью с самого первого дня. 1 января она решила пойти по верху Чернореченского каньона, по хорошо известному туристам маршруту из Широкого в Морозовку. Но в какой-то момент захотелось пойти «поинтереснее», говорит девушка, и она спустилась в каньон.
Темнота наступила быстро и неожиданно. Просто идти в нужном направлении, как в степи, нельзя — попадёшь в непроходимые заросли, упрешься в отвесную скалу или окажешься у внезапного обрыва. И хорошо, если вовремя его заметишь.
Наталья набрала "112".
«И что интересно, рядом, буквально в десяти метрах от того места, где я остановилась, было что-то вроде домика лесника. Но уже стемнело, я его не увидела и вызвала спасателей. Я была на одной стороне реки, они заехали с другой. Все надели специальные сапоги-комбинезон, протянули верёвку поперёк речки, чтобы руками держаться — потому что течение сбивало с ног», — рассказывает Наталья.
Подъём из каньона был непростым, по тяжёлым и обрывистым тропам, но операция закончилась успешно. Наталья тогда и не поняла, что в числе спасателей были и те, кто уже вызволял ее с недоступного уступа Фиолента.
Над Резервным
Как год встретишь, так и проведёшь — видимо, это говорится всё же неспроста. Уже 31 января Наталья снова встретилась со знакомой командой, в этот раз — в районе Казан-дере над Резервным. В горах тогда лежал снег.
«Я спускалась к пляжу у грота Дракона. Интересный спуск туда, нелёгкий. Спустилась, отдохнула, стала подниматься, но не рассчитала время. На гору поднялась, но нужно было ещё спуститься в село. В потёмках потеряла тропу и позвонила спасателям. В навигаторе было написано, где я нахожусь, и свои точные координаты я сообщила. Пока ждала — любовалась огнями Балаклавы», — рассказывает туристка.
Нашли Наталью быстро — тренировки на местности помогают спасателям ориентироваться в любое время суток. Первым делом посмотрели, целы ли у заблудившейся руки-ноги.
Оказывается, и в этом случае дорога, по которой можно было бы спокойно дойти до села с фонариком, была совсем рядом.
«Но я как девушка поступила — перестраховалась. И, как будто специально, попала на тот же отряд. Они мне потом говорили: „Мы вам запрещаем ходить одной. Но если что — наша смена такого-то числа, мы вас спасём”», — говорит Наталья.
На своих ошибках
Все это случалось с Натальей после 30 лет.
«Да, это всё истории взрослой жизни. Мы и взрослыми не всегда можем рассчитать время, если нужно учесть снег, сырость, время заката. Вот так чуть-чуть от тропы отклонишься — и не знаешь, как спуститься».
Спасатели каждый раз говорили Наталье:
"Нельзя одной ходить в походы.
И нужно обязательно говорить близким, куда направляетесь".
«Если бы я была с кем-то — конечно, меня бы просто остановили и развернули назад, а так… — признаёт девушка. — Поэтому тем, кто увлекается походами, хочется сказать, чтобы ходили все вместе. И я теперь одна не хожу, разве только по хорошо известным маршрутам, и рассчитываю время».
Пеший туризм становится всё более популярен, горы и дикие пляжи Севастополя привлекают всё больше людей — больше их и попадает в безвыходные ситуации.
«Хочется, чтобы учитывали чужой опыт, слушали спасателей. Чтобы вызовов у ребят было поменьше, а туристы — адекватнее», — говорит Наталья.
Светлана Косинова
Фото спасательной экспедиции на Казан-дере: ГКУ «Спасательная служба Севастополя»