Сегодня, 3 февраля, прогрессивное человечество отмечает Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Многие успешно совмещают празднование с использованием этой лексики в быту, а большинство о таком дне и вовсе не подозревает. Мы решили напомнить севастопольцам о том, что борьба всё-таки идёт, а заодно и выяснить — как часто используют мат достаточно известные в городе люди.
При проведении опроса мы поклялись респондентам, что он будет строго анонимным. Поэтому отвечали нам честно.
«Да, я матерюсь. Но очень редко. Для этого меня надо очень сильно рассердить, — говорит респондент № 1. — К мату вообще отношусь плохо, особенно если он немотивированный и звучит на улице. Молодёжь сейчас стала матом разговаривать — для меня это какой-то ужас. У них просто такой язык! И если им в этот момент сделать замечание, они даже не понимают, чем оно вызвано. Это ненормально — у любого оборота речи должно быть своё место и время. А для них это норма всегда и везде — в кафе, на улице, в транспорте. Это, конечно, жуть».
Признался в употреблении ненормативной лексики и второй респондент. Но он тоже срывается нечасто — обычно в тех случаях, когда испытывает «негодование из-за поступков других людей»:
«Это случается редко, но несколько раз в месяц вылетает. Чужой мат не люблю — он сразу дисбалансирует внутреннее состояние и вызывает сожаление, что у людей не хватает мудрости исключить его из повседневного употребления. Я буквально полчаса назад шёл по рынку и слушал, как общаются муж с женой, которые шли впереди меня. Причём оба. А потом женщина начала говорить по телефону и выдавала такие фуги!»
Использование мата как обычного разговорного языка наносит вред и человеку, и самому мату, утверждает молодая женщина.
«Изначально это было средство воздействия на того, кто простых слов не понимает. Или способ облегчить душу, когда иначе уже никак. А если для тебя это обычные слова, то какой тогда смысл? Всё, у тебя такого оружия уже нет. И способа разрядиться тоже. Да и мат стал бледным подобием того, чем был для наших предков», — считает она.
Четвёртый опрошенный по-прежнему видит в ненормативной лексике оружие, причём очень опасное.
«Я матерюсь только мысленно, никогда вслух. И отношусь к мату резко отрицательно. Считаю, что и все остальные должны себе это позволять только мысленно. Да, близкие мои иногда позволяют себе ругнуться. Тогда я делаю недовольное лицо, — смеётся он. — Я считаю ненормативную лексику оружием, и очень опасным. Можно ударить человека кулаком, можно словом. Но это оружие разрушает и того, кто его применяет. Я бы его сравнил с гранатой: если её бросить на близкое расстояние, пострадают и враги, и ты сам. Поэтому я отношусь к такому способу разрешения конфликтных ситуаций крайне негативно — это способ с очень тяжёлыми последствиями».
Зато для пятого респондента мат оказался практически родной стихией — так уж сложилась (и, заметим, очень неплохо сложилась!) его жизнь.
«Я же потомственный строитель, — со смехом поясняет он. — А на стройке, если хочешь правильно выразить мысль, лучше материться. Работа у нас тяжёлая! Однажды, много лет назад, один куратор стройки, капитан 1 ранга в отставке, жаловался, что за всю службу на флоте ни разу не слышал, чтобы так ругались, как это умеют делать строители. Так что отрицать не буду — использую. Но при женщинах — никогда. И когда женщины матерятся, мне не нравится. Но, опять же, если это по работе, то иногда, может быть, и не замечаю, когда кто-то матюкается».
Требовать чистоты языка от человека, для которого ненормативная лексика — практически родная языковая стихия, как минимум глупо. Снисходительно относится к мату и шестая собеседница.
«Бывает, — сдержанно констатирует она. — Иногда хочешь удержаться, да не удержишься. Особенно страшного ничего не вижу, если это мат от всего сердца, а не напоказ».
Вот такой получился срез мнений. С чем согласно большинство опрошенных — что превращать мат в обычную разговорную речь не надо. Процесс, однако же, идёт, и идёт вовсю. И кто знает — может быть, лет через сто ненормативная лексика станет нормативной и войдёт в школьные учебники. Тогда и словесного оружия, как справедливо заметила третья участница опроса, у россиян не будет — даже в исключительных случаях, когда удержаться невозможно. Главное — чтобы разоружённые таким образом люди не начали искать замену более весомую, разрушительную и метко стреляющую. Так что наше вам пожелание — если совсем не ругаться не получается, хотя бы берегите мат для редкого использования!
Ольга Смирнова
Обсуждение (14)
уже и праздник есть?
и как его праздновать? с матом или без?
Человек естЬ то, что он думает, ест и говорит ... из древних.
Вот я, офицер подводник. На флоте матом не ругаются, им говорят. Мой сын в старшей группе садика начал материться. Подозвал, спросил. Андрюша, как ты думаешь, я все плохие слова знаю? Он подумал: да. А скажи, ты когда-нибудь слышал их от меня? Он задумался.. нет. В семье им не было места. И от сына я никогда мата не слышал, он понял, и младшему передал. Хотя понимаю, вне семьи, где надо матом говорить, они пользуются. Но знают рамки.
Сейчас эти рамки разрушены. Вожатые (педагоги, ...!) в Ласпи разговаривают матом. И ни фига не понимают, чего это я на них рычу. А всё просто. Тем, кто наверху, в Департаменте образования и донизу, до тупого мамкиного пацана аж Начальника Лагеря - всем всё пофиг. Стригут бабки, начлагеря 86 тыс, выше больше. Причем весь год, а не когда дети в лагере. Гендир 150 тыс/мес, и еще полмиллиона выписывает себе в премию. Чтоб меня не обвиняли - Департамент вынужден выкладывать доходы этих мощных начальников, сами гляньте. Что им наши дети? Ну и кому интересно воспитание детей? Если даже проверки бессмысленны? ВОСПИТЫВАТЬ некому. Самое интересное, некоторые вожатые пытаются. Спасибо им.
Ради посмеяться - попробуйте задвинуть идею в Департамент образования борьбу с матом. Поскольку это не сулит пфеннигов, идея будет затоптана даже не на стадии обсуждения. Сразу.
Был у меня начальник из Петергофа, поставил в офисе банку, за мат (ну, тогда были другие деньги, перевожу) 10 рублей. За месяц набрали так, что НГ с бухлом отметили. Вычел из премии и ползарплаты, а потом всё из банки переводил в детский дом. Вот интересно, кто-то из нашего коллектива еще матерится?
Деградированая молодёжь смотрят тик-токи, сами снимают. Прилюдно курят на остановке причём не только парни, но и девушки.
Сидя во дворе на лавочки, кроме мата нормальных слов нет.
Воспитание отсутствует полностью.
Если Вы не используете ненормативную лексику, значит Вы не интересуетесь жизнью города и деятельностью должностных туристов.
to И снова здравствуйте:
Мы севастопольцы. Используем, но не вербатим.
to GeX:
Мало кто понимает, как это важно. Навскидку, мы потеряли 4/5 русского боевого духа. Но ничего, кто выживет, быстро вспомнит!
Дети дома, после детского сада стали ругаться матом. Родители в детский сад. Там два слесаря-сантехника меняют чугунные батареи. Вы зачем при детях ругаетесь матом!?!? Мы? Да никогда! Вот например мне вчера Вася уронил чугунную батарею на ногу... А я ему и говорю: "Ты не прав, Вася,,,"
Я вот это, в разных изданиях уже лет двадцать читаю.
Кнопкой пуска на пульте управления ракетным комплексом и парой крепких выражений разумеется.
я ужасный матерщинник,владею в совершенстве , но мысленно не ругаюсь, при женщинах и детях нет,только по конкретным поводам,единичными словами.Общее число не нормативных слов в ежедневном пользовании асимптотически приближается к нулю.Т.е если молотком по пальцу то ....
Ну, вот и дожили ! Обнаружился-таки это самый "Святопохер".
На очереди "День крутого Лохера". Ну, а там и просто "День Соэпохера" подоспеет.
На стройке вообще два цензурных слова: вира и майна. Остальные нецензурные.