Проводить параллели между референдумом, прошедшим в 2014 году в Крыму, и референдумом, проведение которого анонсировали в Запорожской области, с одной стороны, логично: это первое сравнение, которое просится в голову людям. Да и в Крыму на уровне руководства республики уже поддержали решение освобождённых территорий, выразив готовность помогать всем, чем смогут, и в первую очередь делиться опытом.
Однако политологи предупреждают: параллель между крымским референдумом и готовящимися голосованиями на освобождённых территориях Украины может быть очень обманчива, поскольку к этому значимому событию Крым и Севастополь подходили с принципиально другими исходными условиями.
Какие сложности ждут Запорожскую область при подготовке референдума о вхождении в состав России? Какие особенности нужно учесть и, самое главное, к каким последствиям быть готовыми? Эти вопросы ForPost задал крымским политологам, пристально наблюдающим за всеми украинскими процессами.
Решение принято
Робкие разговоры о том, что освобождённые территории юга и юго-востока Украины могут пойти по «крымскому пути» и провести референдум, начались практически сразу после освобождения первых районов. Причины очевидны: и жители Украины, и россияне, кто с надеждой, кто со страхом, уже не первый месяц ждут, что дальше. Останется ли Россия на освобождённых землях? А если нет, что будет? В первую очередь, с людьми…
Первой о решении всё-таки провести референдум на своих землях объявила Запорожская область (освобождённая её часть, находящаяся под контролем российских вооружённых сил): глава областной военно-гражданской администрации Евгений Балицкий подписал соответствующее распоряжение о подготовке проведения референдума в ходе прошедшего в области форума «Мы вместе с Россией». Документ сопровождался и резолюцией участников форума, где особо подчёркивается, что намерение провести референдум по вопросу вхождения области в состав РФ основывается «на принципе свободного выбора, принимая за главную ценность мнение каждого жителя региона».
Историческое распоряжение главы Запорожской ВГА Евгения Балицкого.
В свою очередь член Главного совета ВГА Запорожской области Владимир Рогов опубликовал в своём официальном Telegram-канале фото «исторического момента» — единогласного голосования «за» всех делегатов, прибывших на форум.
«Я много езжу по освобождённой территории Запорожской области и абсолютно на всех встречах — от Бердянска до Энергодара, от Розовки до Водяного, от Васильевки до Кирилловки мои земляки задают один и тот же вопрос: "Когда мы станем Россией? Что нужно сделать, чтобы это произошло как можно быстрее?"» — поделился наблюдениями Рогов, отметив, что будут приложены все усилия для того, чтобы референдум прошёл «максимально открыто и легитимно», с учётом мнения каждого жителя области.
Кроме того, в комментариях СМИ Рогов добавил, что будет прорабатываться и вопрос голосования в онлайн-формате. Главное, чтобы его можно было обеспечить технически. К слову, глава Республики Крым Сергей Аксёнов, поприветствовавший решение «братьев, которые твёрдо идут по пути Крыма, по пути свободного и демократического волеизъявления народа», уже пообещал Запорожской области «всю необходимую поддержку в части организации референдума и использования крымского опыта».
Кадры решают всё
Тот факт, что первые реальные шаги по проведению референдума о вхождении в состав РФ предприняла именно Запорожская область, политологи объясняют в первую очередь эффективностью самой администрации области и решительностью людей, стоящих во главе областной ВГА. По мнению руководителя крымского филиала Фонда развития гражданского общества, доцента кафедры политических наук и международных отношений философского факультета КФУ им. В.И. Вернадского Натальи Киселёвой, немаловажную роль здесь может играть разница в биографиях — например, главы Херсонской ВГА Владимира Сальдо и главы Запорожской ВГА Евгения Балицкого.
«Балицкий, родившийся в семье советского военного, окончил военное училище в Тамбове, в его послужном политическом списке есть законопроект по защите русского языка, который он внёс в парламент уже после двух майданов на Украине. У него тесные связи с Крымом, он неоднократно здесь бывал уже после крымского референдума, так что лично мог видеть разницу между жизнью людей в Российском государстве и нацистской Украине», — пояснила Киселёва в беседе с ForPost.
Читайте по теме: Украина хочет «вернуть юг» - блеф или реальная угроза?
Кадровую эффективность в Запорожской области отмечает и крымский политолог Владимир Джаралла.
«Здесь можно увидеть людей, которые долгое время находились в политической эмиграции. Например, Владимир Рогов, который прекрасно понимает и помнит и украинскую специфику, и вместе с тем знаком с российскими реалиями. Там же сейчас мы видим работу одного из активных участников и лидеров Русской весны Андрея Козенко, занимающего достаточно серьёзные должности, связанные с конкретной работой. Всё это имеет определённый эффект. Очевидно, что Запорожская область во главе с её руководителями достаточно ясно видит перспективу и предпринимает шаги в нужном направлении», — отметил эксперт.
Переменные в уравнении подготовки
Основные вызовы, которые сейчас стоят перед командой организаторов референдума, — это обеспечение технических возможностей его проведения (независимо от формата) и безопасности и самих избирателей, и людей, которые будут стоять во главе процесса. От этого зависит как качество подготовки и прозрачность процесса, так и решимость самих людей не только заниматься подготовкой и администрированием референдума, но и участвовать в голосовании, отметил директор Таврического информационно-аналитического центра, политолог Александр Бедрицкий.
«В период перед референдумом следует прежде всего ожидать самого разного давления и на представителей органов власти, и на организаторов референдума, и на избирательные комиссии, — подчеркнул он в комментарии ForPost. — Основной вопрос — обеспечение безопасности при проведении референдума, потому что, естественно, будут попытки провокаций, как внутренние, так и извне».
Читайте по теме: ДНР и ЛНР могут провести референдумы о вхождении в Россию синхронно
Здесь, кстати, очевиден главный плюс электронного голосования, которое как раз и обеспечивает безопасность, избавляя людей от необходимости массово приходить на избирательные участки, которые могут подвергнуться диверсиям или атакам со стороны ВСУ или «спящих ячеек». Однако есть и не менее существенный минус в том, что этот формат сохраняет у людей подозрения в возможной фальсификации результатов.
«Многое зависит от того, насколько сейчас сумеют собрать достоверные списки избирателей — это тоже очень сложная и кропотливая работа. Разумеется, они остались с прежних времён, но надо учесть и количество перемещённых людей, и беженцев в Россию, и беженцев на Украину. То есть, всех тех, кто отсутствует, — подчеркнул Александр Бедрицкий. — С другой стороны, списки избирателей, если они будут обнародованы, могут использоваться украинской стороной для шантажа или давления. Поэтому сложно сказать, хорош или плох в этих условиях формат электронного голосования».
На форуме «Мы вместе с Россией» проголосовали единогласно. На референдуме такое вряд ли получится…
Вместе с тем из-за близости военных действий, а также частично разрушенной инфраструктуры вопрос успешного проведения голосования в электронном формате напрямую зависит от технических возможностей. Вероятнее всего внедрить этот механизм удастся только в крупных населённых пунктах, считает Владимир Джаралла. В остальных местах предпочтение лучше отдать традиционному формату, который более эффективно и наглядно сможет показать, что люди приходят и голосуют сами, делают выбор, не боясь его.
А вот жителям области, выехавшим после начала спецоперации на территорию России, как раз электронное голосование могло бы помочь принять участие в этом историческом для Запорожской области событии. Проработку возможности их участия вообще следует отнести к обязательным моментам, подчеркнула Наталья Киселёва. Что же касается помощи от уже проходившего путь референдума Крыма, то здесь самой действенной помощью будет организационный человеческий ресурс, уверена политолог.
Результаты будут скромнее
Понятно, что даже обеспечение максимальной прозрачности процесса голосования не помешает украинским властям вместе с западными партнёрами говорить о нелегитимности референдума и не признавать как сам факт его проведения, так и его результаты. Впрочем, делается это явно не для них, напомнил Владимир Джаралла.
«И так понятно, что Запад не признает его (референдум — Прим.) ни при каких обстоятельствах. Украинские правители уже находятся в состоянии истерики, потому что понимают, каким будет результат. В сущности, референдум проводится «для себя» — то есть для жителей этой области и для самой России. Потому что в результате у людей будет возможность увидеть, понять и осознать происходящее, получить поддержку и убедиться в верности своих действий», — считает он.
С тем, что главная задача референдума в Запорожской области — не столько де-юре подтвердить достижения специальной военной операции, сколько показать людям определённость, согласен и Александр Бедрицкий.
«Сейчас многие (на освобождённых территориях — Прим.) не знают, чего ждать от будущего, соответственно, заняли выжидательную позицию, прекрасно понимая, какие репрессии им грозят в случае возвращения Украины, — отметил он. — Поэтому сам факт того, что референдум будет проведён, даже объявление о его подготовке — уже очень мощный посыл. Это наглядно показывает, что Россия здесь навсегда, что она не уйдёт и людей не бросит».
В Крыму было легче. Потому что почти единогласно.
Вместе с тем уже сейчас следует понимать, что такого результата, как в Крыму, референдум в Запорожской области не покажет.
«Запорожская область — не Крым, и здесь не должно быть никаких иллюзий о том, что если будет явка 86%, то все эти 86% проголосуют за Россию. Результат будет гораздо скромнее в силу очень многих причин, — предупредил Александр Бедрицкий. — Во-первых, то, что идёт война, сказывается на многих вещах, скажется и на явке: многие даже из тех, кто симпатизирует России, могут не прийти, опасаясь за свою безопасность. Во-вторых, в Запорожской области всё-таки есть те, кто продолжает симпатизировать Украине, в этом тоже надо отдавать себе отчёт. И важно не отталкивать таких людей, не превращать их во врагов, потому что колеблются очень многие. И нам ещё предстоит борьба “за умы и сердца”».
Референдум — только начало
Самое важное, по мнению директора Таврического информационно-аналитического центра, чтобы результаты референдума приняли сами жители Запорожской области. Но при этом не стоит ожидать, что голосование даже при хорошем проценте явки и голосов в пользу России станет точкой какого-то идеологического перелома на других территориях, особенно на тех, что находятся под контролем украинских властей. Скорее это станет важной поддержкой для затихших на Украине пророссийских активистов, которые пока что вынуждены по понятным причинам никак себя не проявлять.
«Дальше ситуация будет гораздо сложнее, потому что чем дальше на запад, тем меньше пророссийских настроений. Люди накачивались пропагандой против России — а после того, как началась спецоперация, для жителей Харькова, Киева и прочих городов это стало просто войной. И Россию большинство, надо опять же понимать, воспринимают как врага, — обратил внимание Александр Бедрицкий. — Кроме того, информация о проведении референдумов на Украине им тоже будет преподноситься соответствующим образом».
Дом культуры в Херсоне. Июнь 2022
Да и сам референдум, очевидно, только начало долгого непростого пути. На котором не менее сложно — и не менее важно — уделять большое внимание «мирным» вопросам: восстановлению инфраструктуры, решению проблем с документами, социальным обеспечением и выплатами, переходом к рублю, поддержке бизнеса…
В общем, всему тому, чем уже восемь лет занимается российская власть в российском Крыму, который, безусловно, в этой борьбе за умы и сердца жителей освобождённых территорий становится главной витриной, ориентиром на то, к какому будущему они могут прийти. Российская действительность сама по себе — лучший аргумент, уверен Владимир Джаралла.
«Уже сейчас идёт неофициальный процесс переподготовки кадров (в украинских областях — Прим.). Учителя, работники сельского хозяйства, ЖКХ и многих других сфер выезжают в регионы юга, в том числе и в Крым, где знакомятся с российской реальностью и российским опытом. И для этих людей самым важным является то, что они видят вокруг себя своими глазами, — отметил он. — В отношении Крыма это удивление тому, как здесь всё поменялось за 8 лет. В отношении материковой России — изумление, потому что люди видят не просто нормальную, но качественную жизнь. Украина как государство самоустранилась от проблем своих граждан уже достаточно давно. Здесь люди видят другой подход — и это, пожалуй, аргумент лучше любых пропагандистских лозунгов».
Читайте по теме: Мысли вслух о заморозке военного конфликта на Украине
Наталия Назарук
Фото автора, Дмитрия Осипенко|ForPost, Владимир Рогов|Telegram, Балицкий Евгений|Telegram
Обсуждение (4)
Трудно им будет. И такого результата как в Крыму и Севастополе не будет.
Особенность тут в том, что воссоединение произойдет, но не произойдет изменение границ РФ. Запорожье - это историческая Новороссия. Над ней можно устроить политический и военный протекторат, добиться равенства политических, экономических, образовательных, медицинских и прочих прав. Но при этом, считать территории отдельными субъектами. Новороссия - это не колония, это равноценная наша территория, пусть и с границей по контуру. Примеров таких территорий в Мире полно.
К сожалению, у нас до конца не искоренили "скверну", да это, наверное и невозможно. Слишком долго нам гадили. Надо терпеть и жить всему вопреки! Ради детей и внуков. Да поможет им БОГ!
Нужно ли именно сейчас проводить эти референдумы?