Звонки клиентам Сбербанка, ВТБ и Альфа-банка больше не сопровождаются специальной маркировкой, как того требуют нормы по борьбе с мошенниками. Причину изменения выяснили в РБК: финансовые организации не заключили договоры с операторами связи, поэтому идентификацию отключили.
Камень преткновения — плата за услугу
С сегодняшнего дня, 27 января, звонки проходят с пометкой «звонок без маркировки» вместо привычной «банк» или названия конкретной организации. Попытка получить обратный звонок от ВТБ также не увенчалась успехом, указывает издание, — в банке сообщили о временных технических сложностях и попросили позвонить самостоятельно.
Представители «большой четвёрки» операторов сотовой связи предпочли не комментировать напрямую ситуацию с отсутствием договорённостей. Однако «Т2 РТК Холдинга» (бренд Т2) и другой неназванный оператор сообщают, что с указанной даты звонки от компаний, с которыми не заключены соответствующие контракты, действительно будут обозначены как «без маркировки».
Закон, регулирующий процедуру идентификации звонков, вступил в силу ещё в сентябре прошлого года. После переходного периода, с октября, операторы начали брать с юрлиц плату за эту услугу.
По закону между оператором связи и компанией-заказчиком должен быть заключён договор. При этом документ не обязывает операторов предоставлять маркировку бесплатно, как уточнили представители «большой четвёрки».
Как пояснил один из них, дальнейшее взаимодействие сторон регулируется Гражданским кодексом. В частности, статья 423 гласит, что договор считается возмездным (платным), если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон.
Именно отсутствие договорённости о стоимости услуги между банками и операторами привело к текущей ситуации, указали собеседники РБК.
Позиция операторов «большой четвёрки»
Мобильные операторы утверждают, что действуют строго в рамках закона, и подчёркивают, что большинство их клиентов уже заключили контракты.
Для корректной работы сервиса банки должны предоставлять оператору информацию о номерах клиентов и категоризации звонков с желаемой маркировкой. Если такая информация не предоставляется, оператор вынужден определять такие звонки как «без маркировки».
Представитель «Т2 РТК Холдинга» добавил, что банки как никто должны быть заинтересованы «в прозрачной коммуникации с клиентом, поскольку именно на них приходится основная часть массовых звонков».
По данным компании, благодаря внедрению маркировки количество спам-звонков сократилось на 25%, и этот показатель будет повышаться при условии соблюдения закона всеми участниками рынка.
В МТС и «МегаФоне» заявили, что регулярно информируют своих корпоративных клиентов о важности подключения маркировки звонков. В «ВымпелКоме» («Билайн») подчёркивают, что закон об обязательной маркировке един для всех и не предусматривает исключений. Для ряда компаний, что проигнорировали уведомления о необходимости подключения услуги, оператор вынужден был «принимать меры для исполнения законодательства».
Пометка «без маркировки» будет своеобразным сигналом к принятию решения — отвечать на анонимный звонок или нет.
Что говорят банки о новых правилах звонков
Как только появились новые правила маркировки звонков, крупные банки указали на предкризисную ситуацию на финансовом рынке.
Банки часто звонят своим клиентам, чтобы вернуть долги или предложить им новые продукты. По их подсчётам, новые правила обойдутся бизнесу примерно в 11 млрд рублей в год при стоимости звонка 20 копеек.
Недовольны и компании, которые проводят опросы по телефону. Одна из них совершает 27 млн звонков в год. При стоимости звонка 24 копейки по расценкам «Билайна» это добавит им расходов на 5 млн рублей. При этом выручка от таких проектов меньше 4 млн рублей, указали в компании. Из-за этого одни социологи даже попросили антимонопольную службу проверить, не сговорились ли операторы связи.
Банки не хотят особо комментировать введение пометки «без маркировки», которая появилась с 27 января.
В ВТБ сказали, что маркировка — это задача операторов связи, а сам банк продолжает звонить клиентам со своего привычного номера 1000.
Альфа-банк отметил, что они соблюдают законы и имеют договоры с операторами. Они подчеркнули, что их главная забота — это безопасность клиентов, и они звонят со своих официальных номеров.
Сбербанк на момент публикации статьи не дал ответа.
Ранее банки обязали информировать клиентов о том, как действовать для проверки обоснованности включения в «чёрный список».







Ну улетят в блок без маркировки.
Кому хуже?