Севастополь

Заказчики капремонта забыли у кузнецов кованые артефакты севастопольского музея

Кузнецы не знают, кому вернуть старинные элементы.

Заказчики капремонта забыли у кузнецов кованые артефакты севастопольского музея
Фото:
Инга Налеч / ForPost

Прекрасные кованые ворота в арке художественного музея им. М.П. Крошицкого и балконы на его фасаде радуют севастопольцев и своим видом, и тем, что выполнили их севастопольские мастера.

А вот сами мастера до сих пор остаются в лёгком недоумении — у них остались лежать два снятых с музея исторических балконных ограждения и одно кровельное.

"Лишние вещи"

Как рассказал ForPost управляющий Союза кузнецов Севастополя Роман Солдатов, металлические архитектурные элементы были переданы им на реставрацию, но по каким-то причинам заказчик решил от неё отказаться. А после смены подрядчика с «ГУАР» на «АСГАРД» «железо» оказалось просто забытым.

Одно из металлических ограждений находилось на балконе во внутреннем дворике музея. Сейчас там стоит новое, заметно отличающееся от оригинала. Кем оно выполнено — неизвестно.

севастополь музей крошицкого кованые балконы кузнецы

Новый балкон внутреннего дворика 

«Я не знаю, что туда поставили. Балкон, который на задний двор выходит, — он должен быть на своём месте, как мне кажется», — говорит Роман Солдатов.

Второе балконное ограждение — довоенного времени. До музея оно стояло на другом здании — вероятно, разрушенном в годы Великой Отечественной.

«После войны его поставили на музей — оно той же эпохи, на клёпках. Мы делали с него реплику балконов верхнего этажа музея», — рассказывает Роман Солдатов.

севастополь музей крошицкого кованные балконы

Изготовленные севастопольскими кузнецами реплики

Ограждение кровли, состоящее из нескольких секций, повторило судьбу балкона внутреннего дворика: от реставрации отказались и поставили новодел.

После выполнения заказанных работ изначальные ограждения остались лежать в мастерской. Отправить их в металлолом у кузнецов не поднимается рука, не считают они себя вправе и распоряжаться артефактами по своему усмотрению.

севастополь музей крошицкого кованые балконы кузнецы

Кровельные ограждения, оставшиеся не у дел

Все эти элементы обладают исторической и художественной ценностью, так как создавались ленинградскими мастерами при восстановлении города в послевоенные годы, напоминают реставраторы и ценители севастопольской самобытности. С ними целиком и полностью согласны сами кузнецы, не желающие отдавать ценные экспонаты в частные руки.

«Это историческое наследие, это ответственность, — сказал Роман Солдатов. — Я хочу официально передать эти ограждения, а дальнейшая судьба будет в руках тех, кто их принял. По-хорошему, их нужно восстановить и найти достойное применение».

Вторая жизнь

«Если нет возможности сохранять оригинальный элемент в изначальном месте, его можно использовать при реставрации других зданий того же периода», — говорит Полина Петренко.

Девушка известна в Севастополе принципиальной позицией в вопросах аутентичной архитектуры и реставрацией старинной двери для дома на Большой Морской. Увы, решением большинства жильцов красивую деревянную дверь с расстекловкой всё-таки заменили на глухую металлическую.

Вариант применения старинного балкона Полина предлагает сразу:

«Помните, на улице Ленина напротив ДОФа балконная плита рухнула, ForPost писал. Так вот, там вместо красивого исторического ограждения поставили простое современное. А могли бы поставить настоящее. Ведь это часть культурного кода Севастополя, его узнаваемости».

севастополь музей крошицкого кованые балконы кузнецы

И плита, и ограждение левого балкона сильно отличаются от своих исторических соседей

У россиян есть потребность не просто приезжать в город и фотографироваться на фоне моря или гор — им интересна история Севастополя, в том числе — его архитектура, подчёркивает Полина.

К слову, подавать эту архитектуру тоже нужно грамотно. К примеру, замечательные новые ворота в арке музея Крошицкого совершенно не видны ночью, отмечает она, в то время как фонарь под ней высветил бы всю красоту кованых линий. И сделал бы арку неудобной для «нецелевого использования».

Может быть, так и будет, только чуть позже, ближе к открытию музея?

Такие мелочи

Все такие элементы необходимо сохранять для последующего использования в других исторических зданиях города, уверен cоздатель сообщества «Архитектура Севастополя» Степан Самошин.

«У меня с товарищами была идея создать склад исторических материалов: черепицы, кирпичей, камня, кованых элементов — для бесплатной передачи их владельцам исторических зданий, желающим вернуть таким домам прежний облик. Но это пока только идея», — говорит он.

севастополь музей крошицкого кованые балконы кузнецы

Звучало в Севастополе и другое, сходное предложение: создать в городе государственные реставрационные мастерские, чтобы раз за разом не наступать на грабли уродующей «строительной реставрации».

С такой идеей (сразу скажем, она не была поддержана) неоднократно выступал Анатолий Пряшников. При варварском сносе строений XIX века на мысе Хрустальном он с товарищами вручную собирал и складировал крымбальский камень — теперь уже уникальный строительный материал, из которого созданы все укрепления и большинство сохранившихся зданий XIX века.

Однако слишком любопытным добровольцам закрыли доступ на Хрустальный, а бережно сложенный ими на паллетах камень свалили в грузовик и вывалили «на хранение» на Историческом бульваре. То, что при этом ломались кромки и углы каменных блоков, делая материал негодным, в расчёт никто не брал — важно было на камеру снять эпизод якобы бережного отношения к крымбалу.

Другой эпизод не вполне удачного спасения — история с советской вывеской «Хлеб» из цветного, но требующего реставрации металла. Степан Самошин спас её от мусорки, но найти ей хозяина пока так и не удалось.

***

Незамысловатый  блестящий новодел многим нравится — он смотрится «нарядно» и «гладенько». Вот только он способен напрочь стереть неповторимое лицо города, заменив его безликой маской. И этого лица будет уже не вернуть.

Инга Налеч, Светлана Косинова

4108
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (12)

Profile picture for user ***
1340

Кузнецы не знают, кому вернуть старинные элементы.

история с советской вывеской «Хлеб» из цветного, но требующего реставрации металла. Степан Самошин спас её от мусорки, но найти ей хозяина пока так и не удалось.

Передать музею! Сделать экспозицию для просмотра!

Назвать её История города в....

Profile picture for user UINSHEDOW
2395

Реставрационные мастерские делать "невыгодно", потому что они работать нормально будут и не будут "пропадать" с авансами как непонятные мутные конторы. А так по пять раз один и тот же объект можно делать. Сколько контор музей Крошицкого реставрировало?)) Три, пять?

Profile picture for user UINSHEDOW
2395

Только наши ребята кузнецы с первого раза сделали всё нормально и не на "отшибись". И арку очень красивую на Фиоленте на монастырь св. Георгия они сделали. Хоть кто-то работает по настоящему.

Profile picture for user ms82
221

Арка на Фиоленте незаконная!

Только наши ребята кузнецы с первого раза сделали всё нормально и не на "отшибись". И арку очень красивую на Фиоленте на монастырь св. Георгия они сделали. Хоть кто-то работает по настоящему.

 

Profile picture for user UINSHEDOW
2395

to ms82:  

Это другой вопрос. А вот ковка на ней - красивая. Кованая скульптура. А почему незаконная?

Profile picture for user техник
681

Чего вы ждали от ООО "Гуар". Вы спросите причем тут Гуар? Мол его там давно уже нет. Да притом.... ООО "Асгард" это наминальный генподрядчик, а весь этот евроремонт делал господин Чудаев, бывший директор по развитию Гуара. А этот спектакль с топаньем ножкой и сменой генподрядчика -для плепса от солнцеликого губернатора. 

Profile picture for user echo
903

to ***:  

история с советской вывеской «Хлеб» из цветного, но требующего реставрации металла. Степан Самошин спас её от мусорки, но найти ей хозяина пока так и не удалось.Передать музею! Сделать экспозицию для просмотра!

 Какому музею? Думаете, это так просто - сдать или взять вывеску в музейные фонды? Существующие музеи точно этого не возьмут, это же не листик бумаги, который легко описать и хранить. Тем более, у одних музеев художественный профиль, у других - военно-патриотический. Тут только "Лукоморье" может пристроить к себе, но это не лучший вариант.

Profile picture for user Serggio
21718

Никуда не возвращать и никому не отдавать. Хранить до лучших времён.  Почему-то мне кажется, что у кузнецов эти элементы будут в лучшей сохранности, чем где-то ещё.

Profile picture for user elise
690

В Севастополе до сих пор нет Музея истории города! Вот что надо создавать!

Главное за день

Почему «источник ангела» иногда беснуется и мстит жителям Крыма за нелюбовь

Малая река Мелек-Чесме проходит через всю Керчь, но из неё не пьют — в неё плюют.
17:17
0
693

«Сбивать их мы можем». Военные эксперты — об ударах по Крыму ракетами ATACMS

Что означает сбитие ракет, про поставки которых на Украину так много говорили.
10:23
5
1138

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2628

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
15
5155

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1874