Лайма Вайкуле: Крым или кошелек
Латвийская певица Лайма Вайкуле заявила, что не поедет в Крым. «Я туда не поеду, какой бы гонорар мне ни предлагали», - заявила певица. «Нам запрещено. Нам, европейцам, — уточнила Вайкуле.
Это высказывание вызвало скандал в блогосфере. С критикой певицы выступили её коллеги. В частности, Олег Газманов заявил, что «это было некрасиво. Если на Лайму оказывают какое-то давление и она, прикрываясь, что слабая женщина и должна что-то делать, ну Бог ей судья. Ей, по крайней мере, Россия все дала».
Глава Общественной палаты Крыма Григорий Иоффе призвал Вайкуле не рассматривать крымский вопрос «через кошелек», поскольку «творчество не измеряет в серебряниках».
Аналогичное заявление в интервью РИА-Новости сделал продюсер Иосиф Пригожин, который заявил:
«Я с большим уважением отношусь к Лайме Вайкуле, и от нее этого совершенно не ожидал. Для меня удивительно, что именно Лайма сделала какое-то заявление: она всегда была аполитична. Если вы считаете Россию плохой страной, неблагонадежной, тогда не надо сюда приезжать, не надо здесь зарабатывать».
Напомним, что Лайма Вайкуле получила известность в конце 80-х годов как советская певица. Ей исполнены такие хиты, как «Вернисаж», «Ещё не вечер», «Скрипач на крыше», «Шерлок Холмс» и многие другие.
Почему заявление Вайкуле вызвало такую острую реакцию в блогах и медиа-среде? Дело в специфике постсоветского культурного пространства.
Для Запада характерно постоянное появление новых певцов и музыкантов. У каждого поколения должны быть свои кумиры. Сегодня на эстраде царствует Джастин Бибер, а завтра он уже устарел и заменяется новыми героями. Это нормальный творческий процесс. Но не на постсоветском пространстве, где царит геронтократия.
С распадом Советского Союза в России и других странах постсоветского пространства фактически прекратилось воспроизводство культуры. Страна живет на старых советских запасах. Старые советские песни, старые советские фильмы напоминают консервы, которые достают к новогоднему столу.
Действительно, достаточно включить телевизор в Новогоднюю ночь. Что мы увидим, кроме традиционного выступления президента? Фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Эта новогодняя комедия хороша, но она впервые была показана в 1976 году. То есть 42 года назад. «Иван Васильевич меняет профессию». Прекрасная комедия Гайдая. Но ведь она снята в 1973. По телевизору снова покажут Аллу Пугачеву, чей творческий расцвет пришелся на конец 70-х – начало 80-х годов прошлого века. Фильм «Женщина, которая поет», утвердивший Пугачеву в статусе суперзвезды, вышел в 1979 году.
Российскую эстраду заполняют люди, которые появились на ней много десятилетий назад. Только что отгремел скандал вокруг развода Евгения Петросяна. Юморист первый раз выступил на эстраде в начале 60-х годов.
Принято ругать «олигархов», но российские олигархи демонстрируют гораздо большую сменяемость, чем деятели российского шоу-бизнеса. Из состава «семибанкирщины», знаменитого в 90-е годы объединения олигархов, на плаву остались лишь Владимир Потанин, Петр Авен и Михаил Фридман. Умер Борис Березовский, оказался в тюрьме Михаил Ходорковский, утратил прежнее влияние Александр Смоленский, покинул страну Владимир Гусинский.
Но российская эстрада по-прежнему заполнена артистами, получившими известность самое позднее в начале 90-х годов прошлого века. Кое-кто еще считает «молодым» Александра Буйнова (начавшего эстрадную деятельность в 1973 году).
Как несменяемое «Политбюро» постсоветской культуры, эти люди считают, что им все должны, а их позиции не могут подвергаться критике со стороны общества. Отсюда и заявление Лаймы Вайкуле. Дескать, всё равно будут приглашать, все равно будут платить гонорары, так почему бы не отказаться ездить в Крым?
Главная проблема постсоветской культуры, отказ от появления новых имен и застой, по-прежнему сохраняется. До тех пор, пока в российском шоу-бизнесе не заработает механизм обновления, Россия так и будет зависеть от постсоветских гастролеров, которых с нашей страной не связывает ничего.
У нас огромной популярностью пользуется «дискотека 80-х», на которую приезжают итальянские звезды эстрады, давно и прочно забытые в собственной стране. Что уж тут говорить о советских звездах.
Сколько лет должно быть кумиру молодежи? 72? Не угадали! 36? Тоже не угадали. 25? И тут не верно. Кумиру молодежи должно быть 18 лет. Конечно, «плюс-минус», но это должен быть человек, который думает на одной волне с новым поколением. Иначе в российской эстраде будет господствовать сплошное поколение «радио Ретро».
Разумеется, Лайма Вайкуле имеет право на свое мнение. Тем более, что она гражданка Латвии, то есть государства, которое не имеет отношения к России, а входит в ЕС и НАТО. Единственный ответ на её заявления – это не спорить с нею и не критиковать её, а просто запустить наконец процесс обновления давно вышедшего в тираж советского и постсоветского культурного истеблишмента.
Для этих людей попадание на музыкальный конкурс в «Юрмале» до сих пор – вершина творческой карьеры. В Советском Союзе прибалтийским республикам был обеспечен высокий уровень жизни и право на фрондерство. Сегодня Прибалтика – это европейское захолустье, из которого люди уезжают на «основную территорию» Европы. Считать Латвию центром мира, а Юрмалу – культурной столицей нет никаких оснований.
Постсоветский культурный истеблишмент до сих пор живёт в мире иллюзий. Эти иллюзии надо развеять.
И тогда окажется, что Лайма Вайкуле – изрядно подзабытая советская певица, народная артистка Латвии, которая ездит в Россию на заработки. Реальный уровень Вайкуле – выступление раз в год на «дискотеке 80-х». Её мнение о Крыме не будет значит ничего.
Павел Святенков
Просто показала свое нутро. В отряде Макаревича прибыло.
Та и хрен с ней! Слишком много чести разглагольствованиям всяких шоумэнш .
в российском шоу-бизнесе не заработает механизм обновления, пока туда будут попадать по знакомству или кошельку папеньки, а не по таланту. Культуру надо выращивать годами-талантом , терпением и огромной работоспособностью. Но на это нет денег,поэтому и появляются на горизонте певички-однодневки с песнями под фанеру . Но это не культура, это способ зарабатывания денег, и немалых денег. О чем мечтают современные дети- стать моделью, актрисой, певицей, даже если талантом и не пахнет. Вы предлагаете этих однодневок поставить на поток? Тогда на какой культуре вырастет следующее поколение? Если песни 80-х , песни военных лет поют и сегодня, даже молодежь-то это уже классика. а к классике надо относиться уважительно. И дозировать. чтобы не перестараться. Современное телевидение смотреть невозможно, это правда. И не только молодежи, которая вряд ли сидит у телевизоров (тем более, в новогоднюю ночь). Но это опять та же проблема - знакомство или кошелек папеньки, а не талант.
Людей задело не то, что престарелая певица ( будем смотреть правде в глаза) не поедет в Крым, мы это переживем, а вот некорректность слов Лаймы, по крайней мере, удивляет: значит, чтобы европейцы стали добрыми и разрешили! ей поехать в Крым сшибать деньгу, мы, крымчане, должны были подставиться под пули, дубинки и фашистские флаги? То-то европа была рада, да сша тоже. Что там 2 миллиона человек? В море их, а землю под "хатынки"... вот туда она бы не поехала,а полетела аж бегом...Ну под давлением ты,- не декларируй ничего, что может людей обидеть, скажи нейтрально: у меня очень плотный график, пока в Крым не планирую ехать...никто бы и не возмущался. Так что получает она отдачу не за свой выбор, а за свое хамство (может неосозное - она же еврозвезда, а тут-"пыль под ногами" мнение имеет! ) по отношению к людям!
Настоящие проблемы забиваются этой фигней...о которой говорит вся страна уже 3й день.
Мне даже кажется что ей заплатили,чтобы она выступила с тем заявлением.
Старая кляча.
Автор, сколько вам лет? При чем тут телевизор и Ирония судьбы? Доступ к информации, особенно к музыкальному контенту, Первым каналом в новогодню ночь не ограничивается. Особенно сейчас, когда звёзды поколения, про которые вы сами и говорите, рождаются без продюсерских центров, на Ютубе. Шер и Мадонна, не говоря уже о Макартни и Ролингах, тоже никуда не уходят - собирают одни из самых крупных площадок - и ничего, существуют рядом с 18-тилетними. Так же как и в пост-совке. И так же как в пост-совке есть скандалы с пристарелыми юмористами, типа Била Косби. Если вкратце - нет никакой разницы в восприятии, разница лишь в том, что качество этой "культуры" в разы ниже. Примерно так же, как качество вашей статейки, написанной левой ногой,в разы ниже нормальной журналисткой работы.
to OrlinoS: В России петух не кукарекнет без того что бы ему не заплатили. Надо же както отвлекать народ от пенсионного Геноцида.
Пора привыкнуть, что немолодые "звезды" готовы привлечь к себе внимание ЛЮБЫМ способом. Лайма выбрала не самый плохой.
В данном случае, эта дама точно знает, что её концерты в Крыму не соберут и четвертую часть зала.
Что все так ухватились за эту Вайкуле -тоже мне досадное упущение)))
Обратите лучше внимание на банковский сектор, где Крым обходят десятой дорогой - Сбербанк, Тинькофф и другие российские финструктуры, включая также страховые компание. Когда они признают Крым?
И с другой стороны процветание всяких раздеваловок типа РОССДеньги Быстроденьги и им подобных где вам дадут втридорогоа денег взаймы или автостраховку по двойному тарифу.
Одна из бабушек советской эстрады имеет свое мнение??? Лапина на них нет. Уже и забыли бы как звали.
Ну не приедет да и хрен с ней многого не потеряем что на старушку смотреть нового все равно не поет а старое да и то с трудом.
Кто-то ещё эту воблу подгулявшую слушает?
Дура Лайма еще не поняла во что вляпалась. Вон Данилко ручкой помахал России в 2007. До сих пор машет. На тот момент был одним из самых высокоопличиваемых....
Скоморохи они такие скоморохи.