1664

Даже не трагедия, а библейский Апокалипсис

Насколько и когда оправятся от удара поддых культура и искусство, сегодня наверняка не ответит никто.
Даже не трагедия, а библейский Апокалипсис

А кому сейчас легко?!

Странное совпадение: юбилей Великой Победы и снова – война. На этот раз с невидимым и оттого еще более коварным врагом.

Все по команде кинулись в укрытия, блиндажи, землянки и бункеры. Но этот враг в любой момент может проникнуть даже в самый укрепленный изолированный бастион. А самое печальное, что мы не можем уже почти два месяца жить с девизом: «Все для фронта! Все для Победы!».

Хотим, но не можем!

Ощущение, будто мы переживаем четвертую по счету оборону Севастополя, а делать какие-то оптимистичные прогнозы о снятии блокады и безоговорочной капитуляции никто, к сожалению, не решается.

Положение сильно усугубляет наличие у врага не менее грозного союзника – падение на мировых рынках цен на углеводороды.

Понятно, что никакие дотации и «вертолетные» субсидии долго не продержатся, ведь любые деньги имеют скотское свойство однажды заканчиваться. И, если не пополнять бюджет города, округа, края – государства, то относительное благополучие и экзальтация от оплаченного для большинства населения отпуска внезапно сменятся затягиванием пояса. В лучшем случае, на животе.

Я не экономист, но и мне понятно, что нашу экономику в очередной раз придется латать, поднимать, восстанавливать. В зависимости от «успехов» незримого врага и его вполне понятного «союзника». Поднимать экономику даже с «нуля» нам не впервой - есть богатый неоднократный и успешный исторический опыт.

А вот насколько и когда оправятся от удара «поддых» культура и искусство, сегодня наверняка не ответит никто. Именно об этом захотелось поговорить вслух, благо, я немного «в материале».

Начну издалека - с кинематографа.

Если учесть, что современное отечественное кино снимается, как правило, на частные деньги инвесторов и продюсеров при  сравнительно небольшом процентном участии Госкино, то прошедшие два месяца вынужденного «простоя» не просто «облегчили» банковские счета киномагнатов, но и наверняка многих разорили.

Не смешно, между прочим, ведь от этого зависит качество российского кинематографа, который за последние двадцать лет сделал, как мне кажется, зримый скачок и в количестве, и в качестве. Вы представляете, сколько картин оказалось в финансовом тупике в связи с пандемией?! Сколько фильмов не запущено из-за пресловутого COVD-19?..

А ведь осветительная и съемочная техника уже заказаны, собрана многочисленная группа и выплачены авансы гримерам, операторам, художникам, реквизиторам, осветителям, водителям, техникам, оплачена их дорога и проживание в гостиницах... Тактично умолчу про авансы гонораров наших «звезд», режиссеров, сценаристов, композиторов. Составлен график монтажа, пост-продакшн и озвучивания…

И в одночасье эта колоссальная энергоемкая машина превратилась в груду металла на пока еще неизвестный срок. Грустно, господа!

Боюсь, что после такого удара оправятся только монстры киноиндустрии, а для всех независимых (и оттого – не таких жизнеспособных) студий сегодняшняя ситуация – катастрофа, от которой многие так и не оправятся. Причем, не только у нас в России. Авторское кино – наиболее ранимый сектор этого искусства. И именно авторское кино всегда определяло эстетику завтрашнего дня.

Боюсь предположить, какое кино мы будем смотреть долгими зимними ночами в 2021 году. Про отечественный кинопрокат даже не заикаюсь, а ведь он только-только стал на ноги. Снова взгрустнулось.

Ну а теперь – наш гордо поднявший голову и распрямивший плечи за четверть века Российский Театр! Про небольшие независимые, но такие востребованные и полюбившиеся труппы даже говорить больно (по аналогии с независимыми киностудиями). Взглянем на судьбу бюджетных и, вроде бы, благополучных служителей Мельпомены.

Да, в условиях самоизоляции все они действительно получают от государства свои зарплаты, но не стоит завидовать им черной завистью. БОльших добровольных трудоголиков в других профессиях (не считая, разве что врачей) лично я не встречал. Для артистов не существуют такие понятия, как «нормированный рабочий день», «выходные», «больничный», «праздничные дни», «отгулы». Особенно накануне сдачи нового спектакля.

Они двадцать пять часов в сутки (даже вне стен театра) живут ролью, проговаривают и повторяют текст, додумывают образ, переосмысливают уже найденное, «закрепляют» поставленное. И вдруг – полная остановка, «поезд дальше не идет. Просьба не забывать свои вещи в вагонах»!

Для артистов пандемия – даже не трагедия, а библейский Апокалипсис. Депрессия – самое легкое проявление всего того, что они испытывают. И, если киностудия может организовать премьеру своего нового шедевра в Интернете или на ТВ, то Театр при любой трансляции теряет самое главное – энергетическое единство с залом. Когда Сцена питается энергией Зала, а Зал заворожено впитывает малейшие вибрации Сцены.

Стоит оборвать одну из этих невидимых ниточек, и феномен катарсиса в Театре моментально исчезает. Театр превращается в зрелище, развлечение, балаган, где не надо думать.

И еще: я очень сочувствую всем режиссерам, у которых были запланированы премьеры именно на период, совпавший с пандемией. Когда они вернутся в зал на репетицию, им придется ставить свой спектакль ЗА-НО-ВО! С нуля! Как будто и не было полтора-два месяца адского труда на грани нервного срыва.

«День сурка». К тому же, никто им не скажет наверняка, когда зритель придет в зал. И будет ли у него интерес к высоким материям, когда в голове вполне злободневные проблемы: ипотека, ссуда в банке, рассрочка и всякое такое.

Эта неизвестность любого может довести до уныния, которое является самым страшным христианским грехом. А наиболее слабым опалит крылья или поломает хребет. Мне кажется, что эта проблема не менее опасная, чем временное снижение ВВП.

Впрочем, не претендую на истину в последней инстанции.



Андрей Маслов

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Kjcic
74

Пусть театры просят разрешения выступать на открытом воздухе- там ковид не передается. Пусть дают спектакли в Херсонесе.

Profile picture for user Absolut
2532

Странно, но именно некий вирус должен был помочь  открыть глаза . "Околоноля" - вот начало. А теперь "обнуление",  пока временное, но не окончательное. Но этот "звоночек" уже гремит как набатный колокол. "Болдинская ли  это  осень" перед горячим летом?. И есть ли выход? Как вариант - "Делай что должно, и пусть будет, что будет"...Что и сделал Лукашенко.

           Некогда Клод Лелюш собирался снимать кино смартфоном. Да и лавина  роликов в Ютубе уже стала  нориой. Борьба за лайки уничтожит Культуру как таковую. Когда любой  удачный ролик собирает миллионные просмотры, то  это предвестник конца кинопроизводства. Сериалы порождают зависимость и уже становятся болезнью.  Любой музей доступен для бесплатного просмотра. Нужна ли Опера в Херсонесе?  А не деградация ли это нравов  на самом деле? 

       Возможно, опросник Марселя Пруста пора заполнить каждому после  пандемии...Ибо мысли материальны и по ним Армагеддон неизбежен. Цифровая цивилизация неизбежно ведёт к концу.

       

Profile picture for user *Ксения**
281

Это только часть проблемы. Можно проанализировать судьбу художников во времена систематических экономических сбоев. Чего можно ожидать, когда в угоду "избранного фашиствующего миллиарда" рушат страны, уничтожают народы, всеми способами сокращают население людей, человек на нашей Земле. Но Божий суд будет и гораздо раньше, чем некоторым кажется. Бог не фраер, его не обманешь. СИЛЫ СВЕТА  во всём разбираются и разберуться! Зёрна от плёвел разделят! Всем желаю здоровья, многие лета счастливой жизни!

Profile picture for user Borman
1610

Автору текста:

Уважаемый, Андрей Маслов!

Не стану оспаривать Ваш тезис о том, что современное киноискусство "за последние двадцать лет сделало, зримый скачок и в количестве...", но при этом усомнюсь относительно "качественного скачка"...  Не стоит драматизировать ситуацию с "культурой и искусством", возникшую в связи с эпидемией. Как по мне, то культура и искусство ни чуть не пострадают из-за того, что очередной модный режисёр не снимет или не поставит свой очередной кино- или сценический "шедевр". И не только не пострадает, а может быть даже выиграет от этого.

Profile picture for user *Ксения**
281

 

to *Ксения**:  пока Вы писали свой комментарий (2 -3 мин.) население Земли увеличилось минимум на 240 человек. Следите за всемирной статистикой.

О статистике - вы привели цифру рождённых, а сколько умерло не привели.

Судя по вашим замечаниям к автору, искусство любого напрвления для вас не актульно.  Каждому своё. Кто на кого учился, но это было раньше. Теперь ещё и карантины не дают возможности полноценного восприятия прекрасного.

 

 

Profile picture for user лучик света
911

плач Ярославны...  всем работникам культуры платят зарплату (пусть даже маленькую, но платят) даже когда они сидят дома на самоизоляции. вот и репетируйте перед зеркалом на удалёнке, кто мешает? придумывайте новые спектакли, кто мешает? про короновирус, например - сколько новых тем для творчества? 

а вот предпринимели РЕАЛЬНО попали на деньги, и никто им копеечку не пришлёт, а все эти бутафорские смягчения налогов и кредитных ставок - это как мёртвому припарка при почти полном отстутствии живых доходов с продаж.

так что, радуйтесь, что вы в культуре, а не в бизнесе оказались в это смутное время, вам наоборот сейчас целое поле непаханное можно дерзать и эксплуатировать на теме короновируса, и не вы оказались государству должны (как бизнесмены), а оно вам в виде зарплат за домашние репетиции...

Profile picture for user Borman
1610

to *Ксения**:  

 

 О статистике - вы привели цифру рождённых, а сколько умерло не привели. Судя по вашим замечаниям к автору, искусство любого напрвления для вас не актульно.  Каждому своё. Кто на кого учился, но это было раньше. Теперь ещё и карантины не дают возможности полноценного восприятия прекрасного.    

 Если бы Вы воспользовались ссылкой на сайт всемирной статистики, которую я привёл, Вы бы поняли, что цифра - 240 это не количество "рождённых", а "прирост" населения, то есть количество родившихся за вычетом количества умерших. А ещё, Вы бы увидели, что только за пять (не полных) месяцев этого года население планеты Земля увеличилось на 31 250 400 человек. Возможно, после этого у Вас бы стало меньше поводов сетовать на то, что кто-то "всеми способами сокращают население людей, человек на нашей Земле".



Теперь о полноценном восприятии "прекрасного". Так как автор - режисёр, то вполне естественно, что большую часть своего текста Он посвятил таким видам деятельности, как съёмки кино и театральные постановки. Я согласился с А.Масловым в том, что "киноискусство совершило количественный скачёк". И ещё добавил бы, что технические возможности отечественного "киноискусства" сейчас мало в чём  уступают лучшим мировым образцам. Вот только не смог вспомнить ни одного отечественного фильма (за последние 20 лет), который можно было бы причислить к классике отечественного кинематографа... Добротно сделанное коммерческое (кассовое)  кино - ЕСТЬ, а вот в "золотой фонд" складывать НЕЧЕГО...      

Profile picture for user созерцающий
175

Хандра навестившая Маслова вызвана тем, что он решил добровольно поработать по исходной профессии и устал, или уже давно адаптировался к богемной жизни и наступила ломка из-за ограничений? А как же с тем что "художник должен быть одиноким и голодным, что бы творить"?  Пушкину самоизоляция в Болдино не помешала, а вот отечественному кинематографу, "который за последние двадцать лет сделал, как мне кажется, зримый скачок и в количестве, и в качестве." (!!!! ???) это катастрофа?  Андрей это вам не просто кажется, это тяжелый галлюциногенный бред, что у отечественного кинематографа выросло качество, если конечно вы не имеете ввиду под словом "скачок" - прыжок в пропасть пошлости, эпатажа, китча и воинствующего невежества. Может как раз в этом случае (в отличии от политических маневров) обнуление даст нужный результат и искусство сможет вернувшись к истокам (бедным но честным) сможет освободиться от коммерческих пут? Во всяком случае спад нынешнего ширпотреба - эрзац искусства может плодотворно повлиять если не на его производителей, то хотя бы потребителей, высвободить от назойливой рекламы очередного "шедевра" хоть чуть-чуть времени и появится возможность читать хорошие книги как первоисточника знаний и действительно классных сценариев?