Даже не трагедия, а библейский Апокалипсис
А кому сейчас легко?!
Странное совпадение: юбилей Великой Победы и снова – война. На этот раз с невидимым и оттого еще более коварным врагом.
Все по команде кинулись в укрытия, блиндажи, землянки и бункеры. Но этот враг в любой момент может проникнуть даже в самый укрепленный изолированный бастион. А самое печальное, что мы не можем уже почти два месяца жить с девизом: «Все для фронта! Все для Победы!».
Хотим, но не можем!
Ощущение, будто мы переживаем четвертую по счету оборону Севастополя, а делать какие-то оптимистичные прогнозы о снятии блокады и безоговорочной капитуляции никто, к сожалению, не решается.
Положение сильно усугубляет наличие у врага не менее грозного союзника – падение на мировых рынках цен на углеводороды.
Понятно, что никакие дотации и «вертолетные» субсидии долго не продержатся, ведь любые деньги имеют скотское свойство однажды заканчиваться. И, если не пополнять бюджет города, округа, края – государства, то относительное благополучие и экзальтация от оплаченного для большинства населения отпуска внезапно сменятся затягиванием пояса. В лучшем случае, на животе.
Я не экономист, но и мне понятно, что нашу экономику в очередной раз придется латать, поднимать, восстанавливать. В зависимости от «успехов» незримого врага и его вполне понятного «союзника». Поднимать экономику даже с «нуля» нам не впервой - есть богатый неоднократный и успешный исторический опыт.
А вот насколько и когда оправятся от удара «поддых» культура и искусство, сегодня наверняка не ответит никто. Именно об этом захотелось поговорить вслух, благо, я немного «в материале».
Начну издалека - с кинематографа.
Если учесть, что современное отечественное кино снимается, как правило, на частные деньги инвесторов и продюсеров при сравнительно небольшом процентном участии Госкино, то прошедшие два месяца вынужденного «простоя» не просто «облегчили» банковские счета киномагнатов, но и наверняка многих разорили.
Не смешно, между прочим, ведь от этого зависит качество российского кинематографа, который за последние двадцать лет сделал, как мне кажется, зримый скачок и в количестве, и в качестве. Вы представляете, сколько картин оказалось в финансовом тупике в связи с пандемией?! Сколько фильмов не запущено из-за пресловутого COVD-19?..
А ведь осветительная и съемочная техника уже заказаны, собрана многочисленная группа и выплачены авансы гримерам, операторам, художникам, реквизиторам, осветителям, водителям, техникам, оплачена их дорога и проживание в гостиницах... Тактично умолчу про авансы гонораров наших «звезд», режиссеров, сценаристов, композиторов. Составлен график монтажа, пост-продакшн и озвучивания…
И в одночасье эта колоссальная энергоемкая машина превратилась в груду металла на пока еще неизвестный срок. Грустно, господа!
Боюсь, что после такого удара оправятся только монстры киноиндустрии, а для всех независимых (и оттого – не таких жизнеспособных) студий сегодняшняя ситуация – катастрофа, от которой многие так и не оправятся. Причем, не только у нас в России. Авторское кино – наиболее ранимый сектор этого искусства. И именно авторское кино всегда определяло эстетику завтрашнего дня.
Боюсь предположить, какое кино мы будем смотреть долгими зимними ночами в 2021 году. Про отечественный кинопрокат даже не заикаюсь, а ведь он только-только стал на ноги. Снова взгрустнулось.
Ну а теперь – наш гордо поднявший голову и распрямивший плечи за четверть века Российский Театр! Про небольшие независимые, но такие востребованные и полюбившиеся труппы даже говорить больно (по аналогии с независимыми киностудиями). Взглянем на судьбу бюджетных и, вроде бы, благополучных служителей Мельпомены.
Да, в условиях самоизоляции все они действительно получают от государства свои зарплаты, но не стоит завидовать им черной завистью. БОльших добровольных трудоголиков в других профессиях (не считая, разве что врачей) лично я не встречал. Для артистов не существуют такие понятия, как «нормированный рабочий день», «выходные», «больничный», «праздничные дни», «отгулы». Особенно накануне сдачи нового спектакля.
Они двадцать пять часов в сутки (даже вне стен театра) живут ролью, проговаривают и повторяют текст, додумывают образ, переосмысливают уже найденное, «закрепляют» поставленное. И вдруг – полная остановка, «поезд дальше не идет. Просьба не забывать свои вещи в вагонах»!
Для артистов пандемия – даже не трагедия, а библейский Апокалипсис. Депрессия – самое легкое проявление всего того, что они испытывают. И, если киностудия может организовать премьеру своего нового шедевра в Интернете или на ТВ, то Театр при любой трансляции теряет самое главное – энергетическое единство с залом. Когда Сцена питается энергией Зала, а Зал заворожено впитывает малейшие вибрации Сцены.
Стоит оборвать одну из этих невидимых ниточек, и феномен катарсиса в Театре моментально исчезает. Театр превращается в зрелище, развлечение, балаган, где не надо думать.
И еще: я очень сочувствую всем режиссерам, у которых были запланированы премьеры именно на период, совпавший с пандемией. Когда они вернутся в зал на репетицию, им придется ставить свой спектакль ЗА-НО-ВО! С нуля! Как будто и не было полтора-два месяца адского труда на грани нервного срыва.
«День сурка». К тому же, никто им не скажет наверняка, когда зритель придет в зал. И будет ли у него интерес к высоким материям, когда в голове вполне злободневные проблемы: ипотека, ссуда в банке, рассрочка и всякое такое.
Эта неизвестность любого может довести до уныния, которое является самым страшным христианским грехом. А наиболее слабым опалит крылья или поломает хребет. Мне кажется, что эта проблема не менее опасная, чем временное снижение ВВП.
Впрочем, не претендую на истину в последней инстанции.
Андрей Маслов
Пусть театры просят разрешения выступать на открытом воздухе- там ковид не передается. Пусть дают спектакли в Херсонесе.
Странно, но именно некий вирус должен был помочь открыть глаза . "Околоноля" - вот начало. А теперь "обнуление", пока временное, но не окончательное. Но этот "звоночек" уже гремит как набатный колокол. "Болдинская ли это осень" перед горячим летом?. И есть ли выход? Как вариант - "Делай что должно, и пусть будет, что будет"...Что и сделал Лукашенко.
Некогда Клод Лелюш собирался снимать кино смартфоном. Да и лавина роликов в Ютубе уже стала нориой. Борьба за лайки уничтожит Культуру как таковую. Когда любой удачный ролик собирает миллионные просмотры, то это предвестник конца кинопроизводства. Сериалы порождают зависимость и уже становятся болезнью. Любой музей доступен для бесплатного просмотра. Нужна ли Опера в Херсонесе? А не деградация ли это нравов на самом деле?
Возможно, опросник Марселя Пруста пора заполнить каждому после пандемии...Ибо мысли материальны и по ним Армагеддон неизбежен. Цифровая цивилизация неизбежно ведёт к концу.
Это только часть проблемы. Можно проанализировать судьбу художников во времена систематических экономических сбоев. Чего можно ожидать, когда в угоду "избранного фашиствующего миллиарда" рушат страны, уничтожают народы, всеми способами сокращают население людей, человек на нашей Земле. Но Божий суд будет и гораздо раньше, чем некоторым кажется. Бог не фраер, его не обманешь. СИЛЫ СВЕТА во всём разбираются и разберуться! Зёрна от плёвел разделят! Всем желаю здоровья, многие лета счастливой жизни!
to *Ксения**: пока Вы писали свой комментарий (2 -3 мин.) население Земли увеличилось минимум на 240 человек. Следите за всемирной статистикой.
Автору текста:
Уважаемый, Андрей Маслов!
Не стану оспаривать Ваш тезис о том, что современное киноискусство "за последние двадцать лет сделало, зримый скачок и в количестве...", но при этом усомнюсь относительно "качественного скачка"... Не стоит драматизировать ситуацию с "культурой и искусством", возникшую в связи с эпидемией. Как по мне, то культура и искусство ни чуть не пострадают из-за того, что очередной модный режисёр не снимет или не поставит свой очередной кино- или сценический "шедевр". И не только не пострадает, а может быть даже выиграет от этого.
плач Ярославны... всем работникам культуры платят зарплату (пусть даже маленькую, но платят) даже когда они сидят дома на самоизоляции. вот и репетируйте перед зеркалом на удалёнке, кто мешает? придумывайте новые спектакли, кто мешает? про короновирус, например - сколько новых тем для творчества?
а вот предпринимели РЕАЛЬНО попали на деньги, и никто им копеечку не пришлёт, а все эти бутафорские смягчения налогов и кредитных ставок - это как мёртвому припарка при почти полном отстутствии живых доходов с продаж.
так что, радуйтесь, что вы в культуре, а не в бизнесе оказались в это смутное время, вам наоборот сейчас целое поле непаханное можно дерзать и эксплуатировать на теме короновируса, и не вы оказались государству должны (как бизнесмены), а оно вам в виде зарплат за домашние репетиции...
to *Ксения**:
Если бы Вы воспользовались ссылкой на сайт всемирной статистики, которую я привёл, Вы бы поняли, что цифра - 240 это не количество "рождённых", а "прирост" населения, то есть количество родившихся за вычетом количества умерших. А ещё, Вы бы увидели, что только за пять (не полных) месяцев этого года население планеты Земля увеличилось на 31 250 400 человек. Возможно, после этого у Вас бы стало меньше поводов сетовать на то, что кто-то "всеми способами сокращают население людей, человек на нашей Земле".
Теперь о полноценном восприятии "прекрасного". Так как автор - режисёр, то вполне естественно, что большую часть своего текста Он посвятил таким видам деятельности, как съёмки кино и театральные постановки. Я согласился с А.Масловым в том, что "киноискусство совершило количественный скачёк". И ещё добавил бы, что технические возможности отечественного "киноискусства" сейчас мало в чём уступают лучшим мировым образцам. Вот только не смог вспомнить ни одного отечественного фильма (за последние 20 лет), который можно было бы причислить к классике отечественного кинематографа... Добротно сделанное коммерческое (кассовое) кино - ЕСТЬ, а вот в "золотой фонд" складывать НЕЧЕГО...
Хандра навестившая Маслова вызвана тем, что он решил добровольно поработать по исходной профессии и устал, или уже давно адаптировался к богемной жизни и наступила ломка из-за ограничений? А как же с тем что "художник должен быть одиноким и голодным, что бы творить"? Пушкину самоизоляция в Болдино не помешала, а вот отечественному кинематографу, "который за последние двадцать лет сделал, как мне кажется, зримый скачок и в количестве, и в качестве." (!!!! ???) это катастрофа? Андрей это вам не просто кажется, это тяжелый галлюциногенный бред, что у отечественного кинематографа выросло качество, если конечно вы не имеете ввиду под словом "скачок" - прыжок в пропасть пошлости, эпатажа, китча и воинствующего невежества. Может как раз в этом случае (в отличии от политических маневров) обнуление даст нужный результат и искусство сможет вернувшись к истокам (бедным но честным) сможет освободиться от коммерческих пут? Во всяком случае спад нынешнего ширпотреба - эрзац искусства может плодотворно повлиять если не на его производителей, то хотя бы потребителей, высвободить от назойливой рекламы очередного "шедевра" хоть чуть-чуть времени и появится возможность читать хорошие книги как первоисточника знаний и действительно классных сценариев?