"Если вы любите сигаретный дым и шум ночью, это место для вас!" - так пользователь под ником twiggi 1005 из Флориды "прорекламировал" на популярном сайте отзывов об отелях tripadviser.com киевскую гостиницу Славутич, где останавливался в январе.
"Отель абсолютно не четыре звезды [как обозначено на вывеске]: комнаты маленькие и очень-очень старые, кровати ужасные, а душевым как минимум 50 лет, сервис даже близко не тот, который должен быть", - пишет о другом столичном отеле, Днiпро, бизнесмен из норвежского Бергена, не называющий своих имени и фамилии.
Судя по отзывам гостей из ближнего и дальнего зарубежья, выбрать в Украине гостиницу - задача не из легких. В особенно тяжелой ситуации оказываются привыкшие к высоким стандартам европейцы и американцы, поскольку звезды на вывесках отечественных отелей редко соответствуют тому, что они привыкли под ними видеть.
Накануне Евро-2012 и планируемого в связи с футбольным чемпионатом наплыва туристов власти решили навести порядок в гостиничном хозяйстве страны. В частности, парламент в первом чтении принял законопроект, обязывающий отели пройти аттестацию согласно европейскому стандарту Hotelstars Union и получить звездочки, реально соответствующие их классу.
Парламент в первом чтении принял законопроект, обязывающий отели пройти аттестацию согласно европейскому стандарту Hotelstars Union и получить звездочки, реально соответствующие их классу.
Осуществлять эту процедуру будет Государственная служба туризма и курортов Украины с участием профессиональных организаций - Ассоциации гостиниц и гостиничных объединений городов Украины и Ассоциации малых отелей и апартаментов.
"Каждый отель с 1 января 2012 года должен будет показать реальный свой уровень и получить звезды", - отмечает Дмитрий Заруба, зампредседателя вышеупомянутой госслужбы.
По системе Hotelstars Union каждому классу гостиниц соответствует обязательный набор и комбинация базовых критериев - от набора гигиенических средств в номере до владения персоналом иностранными языками.
Именно уровень подготовки персонала в украинских отелях считают одной из самых проблемных точек отрасли ее эксперты. "81% респондентов обращают внимание именно на это", - констатирует Дзвенислава Новакивська, собственница украинской компании Фанк і консалтинг, проводившая исследования туристической сферы в 2011 году.
Однако, по наблюдениям Зарубы, пока закон не принят, многие отели заняли выжидательную позицию и не торопятся повышать квалификацию своего персонала, а также заказывать фирменное мыло.
Ремонт старый, мебель тоже
Едва Корреспондент переступает порог киевского отеля с ненавязчивым названием У Валентины, в нос ему ударяет запах советского общепита, доносящийся из гостиничного кафе.
На вывеске отеля, расположенного в центре Киева, красуются две звезды. Номера же сдаются за 400-500 грн. в сутки (что сравнимо с европейскими трехзвездочными отелями), однако он больше напоминает недорогой придорожный мотель.
"Ремонт старый, мебель тоже", - честно предупреждает дежурный администратор Галина Чаплуцкая, выдавая ключи от номера Корреспонденту, посетившему отель в качестве клиента. Едва заходишь в номер, становится ясно: эпитет "старый" - это еще комплимент.
Посетителя шумно встречает холодильник-ветеран Донбасс, а о современности напоминают разве что стеклопакеты на окнах. Все остальное - привет из СССР: обои в цветочек, дешевые занавески, видавший виды ковролин, потрескавшийся от времени пластиковый столик между кроватями, напоминающими советские пионерлагеря.
Именно уровень подготовки персонала в украинских отелях считают одной из самых проблемных точек отрасли ее эксперты
Почти за те же деньги, 43 евро, можно поселиться в одном из трехзвездочных отелей Вены, к примеру в Lenas West - в номере с современной комфортабельной мебелью, кондиционером, плазменным телевизором, спутниковой антенной и даже завтраком.
Орест Билоус, житель Лондона украинского происхождения, называющий себя опытным путешественником, отмечает, что цены украинских гостиниц редко соответствуют качеству. Так, номер в одном из харьковских отелей за 450 грн., где он останавливался четыре года назад, невозможно было сравнить даже с "самым страшным португальским пенсао [мини-отель наподобие хостела], который стоит вдвое-втрое дешевле".
Билоуса шокировали в Харькове "абсолютно некомпетентный "советский" персонал, который проверяет номера перед выселением, невообразимая грязь в номерах, весьма подозрительные завтраки". "Даже в большинстве стран Азии, кроме нескольких, условия уже намного лучше, чем у нас", - добивает он ненавязчивый отечественный сервис.
Приблизительно такие же оценки получают от путешествующих европейцев многие украинские отели, хотя больше всего претензий иностранцев относится к персоналу.
У Йонаса Найберга из Стокгольма, гостившего в ялтинском Интуристе в 2008 году, неприятный осадок оставила именно эта сторона приема по-украински. "Сервис, как в СССР, - не очень дружелюбно и не очень быстро", - емко формулирует он свои впечатления.
Сервис, как в СССР, - не очень дружелюбно и не очень быстро
Новакивська отмечает, что инвесторы отельного бизнеса в Украине основной упор делают на материально-техническую базу, а развитие сервиса зачастую не учитывают. "Обучение персонала для собственника - непонятная инвестиция", - констатирует эксперт.
Однако Евро-2012 заставляет отельеров понемногу шевелиться. В Днепропетровске в октябре ждут голландских специалистов, выписанных в этот украинский город специально муштровать местный гостиничный персонал. А в Донецке преподаватели кафедры иностранных языков местного университета сами разработали специализированные программы для обучения работников отелей.
С проблемой персонала хотели бы справиться многие украинские отели, но не все. "Наш персонал разговаривает на шести языках, высокий уровень сервиса обеспечивают внутренние тренинги", - спокойна Анастасия Жолинская, гендиректор компании Отель Менеджмент, владельца InterContinental Kiev, первого в Украине представителя престижной мировой гостиничной сети.
Советская экзотика
До сегодняшнего дня в Украине аттестация гостиниц с присвоением звезд - дело сугубо добровольное, и прошли эту процедуру лишь около 300 отелей или 10-15% от общего числа.
Остальные "рисуют звезды, как себе их видят", утверждает Людмила Шишкина, аудитор гостиничных услуг и начальник отдела методологии и оценки соответствия систем качества и услуг госпредприятия Система.
"Один и тот же отель на одном [рекламном] сайте может быть три звезды, на другом - четыре, на третьем - пять", - рассказывает эксперт. По ее словам, проверить соответствие такой рекламы действительности невозможно.
Часто гостиницы, не прошедшие аттестацию, ради создания видимости высокого статуса идут на хитрости. Например, включают в названия своих отелей такие слова, как "люкс" или "гранд" или вводят в рисунок логотипа звездочки, предупреждает Заруба.
Так поступил киевский отель Седьмое небо - на его логотипе красуются пять звезд, хотя на самом деле официально он не имеет ни одной. Людмила Онопенко, директор гостиницы, не видит в этом обмана потребителя.
До сегодняшнего дня в Украине аттестация гостиниц с присвоением звезд - дело сугубо добровольное, и прошли эту процедуру лишь около 300 отелей или 10-15% от общего числа
"Мы же небо - близко к звездам", - выдает она, видимо, заготовленную для постояльцев легенду в телефонном разговоре с Корреспондентом, который представился как потенциальный клиент. Онопенко добавляет, что, по мнению их гостей, отель вполне соответствует звездной пятерке.
Уровень звездности многих заведений сложно оценить даже экспертам. Некоторые гостиницы изначально оборудованы так, что часть их условий соответствует, к примеру, высшему классу, а по другим показателям они не дотягивают и до двух звезд. По словам Шишкиной, в гостинице может быть предусмотрена ежедневная замена постельного белья и выбор наполнителя для подушек, но при этом отсутствовать мыло в фирменной упаковке.
Впрочем, некоторые требования отельеры неспособны выполнить даже при всем желании. Например, респектабельные гостиницы в центре столицы физически не могут позволить себе автостоянку и бассейн, которые соответствуют четырем-пяти звездам.
Между тем в Украине, как и в других странах бывшего СССР, принят аналог французской классификации, распространенной в большинстве стран Европы, и, по мнению экспертов, отечественные три звезды должны соответствовать такому же количеству немецких.
Некоторые гостиницы изначально оборудованы так, что часть их условий соответствует, к примеру, высшему классу, а по другим показателям они не дотягивают и до двух звезд.
Расставить все пятиконечные светила по местам согласно уровню отелей сможет закон об обязательной аттестации. Это, по мнению аналитиков и хозяев гостиниц, будет способствовать и повышению уровня сервиса - прежде всего за счет улучшения контроля качества.
Сегодня в Украине класс отеля подтверждает Центр стандартизации, метрологии и сертификации, контролируя при этом только технические параметры - площадь комнат, расположение электрощитовых и так далее.
"Наша процедура [проверки] в теперешнем виде разрешает проконтролировать то, что стоит, висит, что есть в номере, как оборудовано, а качество обслуживания мы не можем проверить", - объясняет Шишкина из госпредприятия Система.
С принятием закона такая возможность появится. Система Hotelstars Union больше ориентирована на сервисное качество - наличие бизнес-инфраструктуры, время работы ресепшена, доступность дополнительных сервисов для постояльцев, оперативность реагирования персонала на нужды клиентов и конфиденциальность. Всего таких критериев насчитывается 270, и их перечень постоянно дополняется и уточняется.
Как это принято во многих странах Европы, в украинские гостиницы периодически будут инкогнито наведываться проверяющие - по системе "тайный гость". Заметив ухудшения качества услуг, они могут снизить уровень звездности либо вообще исключить отель из списка имеющих категорию.
Система Hotelstars Union больше ориентирована на сервисное качество - наличие бизнес-инфраструктуры, время работы ресепшена, доступность дополнительных сервисов для постояльцев, оперативность реагирования персонала на нужды клиентов и конфиденциальность.
Однако эксперты полагают, что присвоение того или иного количества звезд не сделает гостиницы дешевле или дороже. По словам Жолинской, цены в украинских отелях часто зависят от спроса. Так, например, в крымских заведениях без всяких звезд в высокий летний сезон цена может быть такой же, как и в пятизвездочном отеле в Киеве.
Причем большинство соотечественников и вовсе не обращают внимания на звезды, добавляет Шишкана.
В то же время у отелей, сохранивших "советский" стиль, находятся свои любители и среди иностранцев, в значительной степени среди тех, кто едет в Украину как в бывший СССР. По словам Найберга, для западного туриста такие отели, как Интурист в Ялте и Украина в Киеве, "экзотичны и очаровательны".
"Жить в таком отеле для меня куда веселее, чем в брендовых роскошных апартаментах, которые везде одинаковы, в какую бы страну ты ни приехал", - резюмирует житель Стокгольма
Обсуждение (5)
В прошлом месяце довелось сравнить две трехзвездочных гостиницы - "Украина" в Севастополе и "Ростов" в Ростове-на-дону... Разница - земля и небо... В "Ростове" приветливый персонал, отличное обслуживание, отменный шведский стол и приличный ресторан, а фирменный стиль прослеживается во всем, даже в таких мелочах, как полотенца с логотипом и мыло. В нашей "Украине" сразу же у входа попадаешь в стойкий запах старого курева и общепита... Мрак... про остальные прелести даже вспоминать не буду...
Этот материал опубликован в №24 журнала Корреспондент от 24 июня 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена. - http://korrespondent.net/business/realestate/1232704-korrespondent-zvezdnaya-bolezn-na-ukrainskie-oteli-nezasluzhenno-pripisyvayushchie-sebe-zvezdy-svalil
Буквально на днях и мне предстоит испытать на себе всю прелесть сервиса киевских отелей. Отель "Русь" в центре Киева.
Мы к этому привыкши.
Посему, в отличии от глюпых европейских звездочётов, предпочитаем снимать посуточно квартирки.
Куда как лучше! И дешевле.
А вот гостиничный балкон в центре Киева студенту на голову - полный пипец!
И виноватых нет...
На самом деле обязательные требования Hotelstars Union Criteria 2010 - 2014 гораздо ниже, чем украинские из ДСТУ 4268:2003 "Услуги туристические. Классификация гостиниц".
Сравнить можно здесь:
http://virtual-sevastopol.ru/hotel-3-stars.html
Но система Hotelstars более гибкая по сравнению с украинской. Если в украинской нужно только выполнить обязательные требования, то в Hotelstars, кроме выполнения обязательных нужно еще набрать баллы на любых необязательных критериях.
В целом, могу предположить, что после введения у нас Hotelstars Union Criteria 2010 - 2014 количество звезд на наших гостиницах будет только возрастать, а не уменьшаться.