вт, 07/12/2021 - 19:00

За и против: кто на самом деле выиграет от объединения Севастополя и Крыма?

Ищи, кому выгодно: откуда рождаются эти разговоры про объединение разных субъектов?

Идея об объединении Севастополя и Крыма в единый субъект  одна из самых резонансных и болезненных для регионов тем, периодически её очень настойчиво перезапускают в публичную плоскость через местных и федеральных политиков. Вот и накануне очередная волна «хайповой» темы всколыхнула относительно спокойное информационное пространство полуострова.

Триггером стало броское высказывание сенатора Сергея Цекова на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» об опасности тяги к самостоятельности регионов. Сенатор провёл параллель с развалом Советского Союза в 1991 году — тогда отдельные республики тоже стремились суверенитету и независимости, напомнил он и нашёл уместным упомянуть в этом контексте особый статус Севастополя.

Как правило, подобные политические заявления ради заявления ни к чему не приводят, кроме повышения медиарейтинга высказавшегося — собственно, эта цель Цековым точно была достигнута.

Но всё же попробуем разобраться, есть ли на самом деле хоть какие-то плюсы от объединения Республики Крым и Севастополя в одно административное образование с точки зрения экономики, государственного управления или федерального финансирования.  Идея настолько живуча, что недолго и заподозревать, что подаётся она исключительно с целью рекламы, вдруг перестанет быть категорически неприемлемой для общества?..

Матрёшечные регионы?

Один формальный плюс от слияния Республики Крым и Севастополя для федерального центра точно есть — это предположительное упрощение механизма управления ими. Эту идею уже давно лелеют в определённых политических кругах, считает политолог Павел Салин.

Причём смотрит таким образом централизованная власть не только на два новых субъекта, а на все подобные «матрёшечные» регионы.

«Неважно, там один регион внутри другого или один регион — экономический локомотив, окружённый регионами-реципиентами. В федеральных элитах много сторонников идеи привести к общему знаменателю политический статус регионов и экономический: если регион экономически представляет из себя величину, то он должен и в политическом, административном плане выступать локомотивом», — пояснил логику мышления во властных структурах Салин.

Тем не менее, несмотря на то, что часть политического сообщества такие идеи давно и активно прорабатывает, персонального решения об укрупнении по Севастополю и Крыму приниматься не будет — это возможно только в рамках глобальной административной реформы по всей стране.

Какие выгоды приобретут или потеряют оба субъекта от такого слияния, зависит от целей — у федеральных и местных властей оно, естественно, разное, подчеркнул Павел Салин.



Самое очевидное, чего лишится часть политических элит на местах с изменением административно-управленческого механизма, — это статусных позиций и, соответственно, неформальных сфер влияния, которые заново будут переделены.

«Произойдёт определённое сокращение должностей с соответствующим сокращением неформальных сфер влияния. Примерно так происходило в некоторых регионах, когда упразднялась двухуровневая система местного самоуправления», — привёл пример политический эксперт.

Когда в товарищах согласья нет

О том, что в некие плюсы (прежде всего экономического плана) объединения Севастополя и Республики Крым всё-таки верят отдельные специалисты, говорит и политолог Алексей Зудин.

«Если постараться как-то суммировать дискуссию на эту тему, она в значительной степени велась в экономических терминах», — утверждает он.

Правда, перечислить эти аспекты довольно трудно; как правило, они сводятся к расплывчатым формулировкам об удобстве совместной работы и снижении административных барьеров — видимо, имеется в виду документально-разрешительные бизнес-формальности.

Примеров подобных объединений в истории было немало — одни были удачные, другие нет. Зависело это от общественных настроений. В тех случаях, когда элиты и обычные граждане сливающихся субъектов выступают за такое объединение, опыт был удачным.



О ситуации на полуострове такого не скажешь.

«Когда согласия нет, толку не будет, будут только негативные последствия в различной форме. Насколько мне известно, Севастополь очень ценит свой особый статус, и если будет очень сильный настрой, то без согласия элит и простых граждан вряд ли что-то будут делать», — оговаривает Зудин.

Дивиденды для чиновников

А на местах, похоже, не верят ни в какие-либо выгоды такого слияния, ни в саму идею о нём. По крайней мере, говорить о каком-либо развитии как Крыма, так и Севастополя в условиях объединения точно не приходится, считает политолог Вадим Колесниченко.

Единственные, кто может выиграть от слияния субъектов, — это чиновники, чьи дивиденды значительно вырастут. Да и мысль о каком-то сокращении численности управленческого аппарата выглядит абсурдной, по мнению Колесниченко.



Наоборот, чиновников станет ещё больше, а вместе с ними разрастётся и количество бюрократических проблем.

«Повышение заработной платы и возможность манёвра бюджетными средствами <принесёт объединение чиновникам>, ничего более. Это вопрос личных выгод, выгод для развития территорий это не даёт никаких», — убеждён Колесниченко.

Что же касается неких «экономических выгод», которые сулят некоторые специалисты, то и они кажутся крайне сомнительными — никто не привёл никакого конкретного примера, напоминает Колесниченко.

И опять же: определённая выгода есть, если это, конечно, можно так назвать.

«Выгода есть. На самом деле, вообще всей Россией удобно управлять только из Москвы. Знаете, какие экономические выгоды!» — многозначительно отметил политик.

К разговорам об отсутствии точек соприкосновения и совершенно разных исторических задачах двух субъектов — Севастополь создавался как военно-морская база, а у Крыма есть аграрный, рекреационный и промышленный потенциал — следует прибавить взаимную ревность крымчан и севастопольцев, и получается та самая гремучая смесь, способная привести к внутренним конфликтам на полуострове.

«Я работал в системе власти в Крыму лет двадцать и в системе власти Севастополя лет двадцать, могу вам одно сказать: крымчане недолюбливают севастопольцев, севастопольцы недолюбливают крымчан», — со знанием дела сказал политолог.

Медиарейтинг — и ничего личного

Собственно, и повода для серьёзного обсуждения вопроса нет — дальше «досужих размышлений» разговоры об объединении субъектов не идут, убеждён Вадим Колесниченко. Даже физически это сделать будет непросто — нужно вносить изменения в Конституцию, проводить референдумы.

Нынешнее же высказывание Сергея Цекова связано только с одним — приближающимися итогами медиарейтинга политиков в 2021 году. На что только не пойдёшь ради высоких результатов на этом поприще.

«У нас странно сегодня оценивают работу как политиков, так и чиновников — по количеству их упоминаний в социальных сетях. Никаких последствий подобное высказывание Сергея Цекова не несёт и не планировалось», — отрубил Вадим Колесниченко.

Не исключает варианта банальной информационной «утки» и политолог Алексей Зудин.



Ведь если единодушного согласия по этому вопросу даже между местными элитами субъектов не наблюдается, о чём вообще тогда говорить?

Полина Ласькова

Читайте также: