WSJ сообщила о задержках в поставках США оружия Тайваню из-за помощи Украине.
На фоне событий на Украине то, что сейчас происходит в регионах Азии и Дальнего Востока, отходит на второй план, а между тем ситуация там накаляется. Китайская армия, не воевавшая ни с кем со времён Кореи, вполне отчётливо взяла курс на наращивание боевой составляющей. Америка, несмотря на явственные задержки и снижение объёмов помощи, продолжает накачивать Тайвань. Но в регионе есть ещё один игрок, который очень давно никак себя не проявлял, но фактор которого является очевидным «zero» во всём этом раскладе, — Япония. Может ли она прямо сейчас вписаться в происходящее на военном уровне?
На фоне роста напряжённости в Азии Япония весьма активно милитаризуется. В её планах создание на базе сил самообороны современной боеспособной армии.
Спецоперация на Украине вызвала резкое повышение озабоченности Японии на предмет вероятности военного вторжения КНР не только на Тайвань, но и на спорные острова Сенкаку, а это уже полностью японская проблема. И именно в сложившейся ситуации консервативные силы в японской политике резонно полагают, что появилась отличная возможность поднять вопрос о поправках в конституцию, которые бы сильно скорректировали полномочия японских вооружённых сил в сторону увеличения.
До этого рассуждать об активном участии Японии в чём-либо преждевременно. Ведь несмотря на весь «самурайский боевой дух», который там всё ещё присутствует, японская армия (силы самообороны) в данный момент, в целом, не способны вести боевые действия один на один с КНР. К примеру, по оценке самих японцев, немедленно подняться в рамках военного конфликта способно лишь около половины боевой техники в силах самообороны Японии, и такое положение дел характерно для вооружённых сил в целом, включая и сухопутные войска, и ВВС, и ВМФ.
В связи с этим Японией продолжают наращиваться вооружения. Например, ракетный потенциал, который Токио к 2030 году планирует усилить гиперзвуковым вооружением. А уже к концу текущего года японские военные планируют пересмотреть национальную стратегию безопасности: очевидно, что вооружённым силам Японии понадобится значительная реформа в плане оборонной доктрины, наличия возможностей действий и военных операций, в том числе и за пределами страны. И это также очевидно потребует ощутимого увеличения военных бюджетов и глубокой модернизации всей оборонной концепции в целом.
Население, что характерно, необходимость этого признаёт. Почти 90 процентов жителей Японии полагают, что их стране сейчас необходимо готовиться к китайскому вторжению на Тайвань. А действующий премьер-министра Японии г-н Кисида прямо говорит о том, что «завтрашняя Восточная Азия может превратиться в сегодняшнюю Украину».
Так что стратегический прицел Токио в общем понятен. Другое дело, что до реализации этих целеполаганий есть ещё какое-то время. Воспользуется ли этим Китай? Посмотрим.
Читайте по теме: Министр обороны Турции: наземная операция в Сирии будет проведена как можно скорее
Павел Кухмиров