США осудили удары Ирана по иракскому Эрбилю, которые он нанёс в ночь на 16 января.
В ситуации на Ближнем Востоке всё гораздо сложнее, чем может показаться. Казалось бы, Иран защищает Газу, и все должны ему помогать. Но тут же возникает «внезапный» вопрос: а что у Ирана с арабами?
Например, в отношениях его с арабскими королевствами Персидского залива. А там интересно. Иран и ОАЭ имеют собственный аналог Крыма — три острова, по поводу которых уже долгое время длятся суровые баталии на предмет их исторической принадлежности и по вопросу, кто из высоких сторон является оккупантом. Иранский суверенитет над островами был установлен только в 1971 году ещё шахом, который воспользовался переходным периодом, когда эмираты Шарджа и Рас-эль-Хайма перестали быть британскими колониями, — практически на следующий день после этого и за пару дней до объявления о создании ОАЭ.
Арабское население с островов попросту выгнали, и в данный момент там расположились в основном иранские военные объекты. Борясь за возврат островов, ОАЭ заручились поддержкой Лиги арабских государств. Иран же никем не поддерживается, но ему и самому неплохо — он и не с таким справляется. Ну а потом возле островов ещё и нашли нефть, что усугубило проблему.
А как Россия ухитряется выруливать между ними? Ведь оба — весьма важные партнёры. С трудом. К примеру, призывает Тегеран руководствоваться международным правом, уставом ООН и решать данный вопрос в международном суде ООН. Такую декларацию представители МИД РФ подписали недавно в Марракеше на форуме российско-арабского сотрудничества. После чего временного поверенного в делах РФ в Тегеране вызвали в иранский МИД и выразили решительный протест из-за поддержки «необоснованных претензий». Отечественному дипломату было указано на необходимость «уважать суверенитет и территориальную целостность».
Отметим, что на каждом мероприятии со странами арабского мира данный вопрос поднимается, и РФ периодически поддерживает ОАЭ, вызывая неизменную острую реакцию в Тегеране. Вслед за чем Иран получает уверения, что наша страна в душе не мыслит оспаривать иранский суверенитет и территориальную целостность.
Разумеется, указанная проблема дипломатически нерешаема в принципе. При первой же возможности ОАЭ тут же возвратят себе данные острова. При этом и Россия, и Китай продолжат призывы к сторонам начать «мирное урегулирование путём диалога». Разумеется, согласно уставу ООН. По большому счёту, России без разницы, кто из них контролирует данные острова. Наш интерес в сохранении добрых отношений и с арабами, и с иранцами.
При этом, в том случае, если йеменская заварушка вырастет в масштабную войну в регионе, то у арабов как раз и может появиться возможность поквитаться с персами за все обиды (старые и новые). А их немало. И совершенно не факт, на чьей стороне могут оказаться уважаемые партнёры из арабских стран. Вот это уже один из худших кошмаров для нашей страны: когда её ключевые партнёры сцепились друг с другом. В этом случае в выигрыше может оказаться только лишь Запад. Так что не факт, что России происходящее на 100 процентов выгодно. Однако, пока что это всё же в плюс. А что будет дальше — поглядим.
Читайте по теме: Удары по хуситам: что будет дальше
Павел Кухмиров