Который день с изумлением наблюдаю в лентах соцсетей фотографии: президент Украины Владимир Зеленский позирует вместе с супругой для западных изданий.
Атмосфера на снимках мрачная: укрепления из мешков с сахаром, серый, тусклый свет, скорбные лица. Смотришь на эти фото – словно на кадры из голливудского кино. Становится понятно, что у людей горе. Да и фотографы, разумеется, ставят задачу – показать не чиновника, а человека.
И все-таки, это гламур.
Самый настоящий гламур, выстроенный по всем законам жанра: модная одежда, нарочитая небрежность, однозначность композиции. Легкость, с которой воспринимаются эти снимки – результат многочасового труда фотографов, осветителей и художников.
Здесь же, в ленте, вижу – обстрелы, взрывы, гибель мирных в Донецке.
Не углубляясь в политику, хочу озвучить вот какую мысль. Мне кажется, все эти фотосессии для западного глянца – и есть самая главная и метафора правления президента Зеленского.
Совершенно очевидно, что картинки не оставят равнодушным западного обывателя. Они и сделаны таким образом, что исключают многозначность трактовки, использованы очень простые, повторюсь, голливудские технологии.
Если бы я была западная пропаганда – я бы так и снимала: вот маленький человек на фоне большой беды, вот его жена.
Сверхзадача ясна: вызвать максимальное сочувствие и участие смотрящего.
Листаю ленту.
Под Донецком разорвался кассетный снаряд. А вот подруга, специальный корреспондент, публикует кадры из Изюма. Взрывы.
На супруге Зеленского – платье от модного дизайнера, стилем она неуловимо напоминает Меланью Трамп. Изящество, легкость, статность.
Щелчок мышью – «Аллея ангелов» в Донецке. Всякий раз пытаюсь увеличить мемориал на фото и вчитаться в имена. Я эти имена вряд ли запомню, но мысль о том, что для кого-то жизнь переломилась надвое – будет фоном пульсировать в голове, как зубная боль.
Листаю дальше – опять Vogue, Елена Зеленская с солдатами на фоне аэропорта Антонов в Гостомеле, кутается в плащ от кутюр на фоне обгоревшего самолета.
Есть такой художественный прием – показать контраст между внешним миром и героем, поставить человека в центр большого разрушения, чтобы «подсветить» его внутреннюю силу. Кто смотрел «Сталкер» режиссера Тарковского – тому не надо объяснять.
Но тут фотографы показали, кажется, гораздо больше, чем планировали. Пытаясь снять горе и боль, они показали такого масштаба цинизм, который ни в один кадр не вместится.
Что это – глупость, подлость? Запредельная степень равнодушия? Не знаю.
Закончить этот текст хочу словами, которые написала однажды, пытаясь ответить себе на вопросы о происходящем:
А вот представьте, выходит президент Зеленский к журналистам и говорит:
- Главный приоритет для нас - жизни мирных людей и государственная целостность тех территорий, где нет гражданской войны. Все эти годы совершенно напрасно гибли люди в восставших республиках. Не сепаратисты, а люди, дети в том числе, поэтому я принимаю решение, которое давно должен был принять: мы прекращаем обстрел Донецка и Луганска ради сохранения жизней, в том числе, наших граждан - из Харькова, Изюма, Киева. Мы прекращаем военную конфронтацию.
Мы поняли, что вступление в НАТО никак не гарантирует нам безопасность, ведь НАТО поддерживает нас преимущественно в твиттере. Мы будем придерживаться внеблокового статуса и пытаться достигать договоренностей с соседями.
Мы признаем результаты референдума в самоопределившихся республиках, насильно мил не будешь. Гораздо важнее сейчас - сохранение жизней мирных граждан и государственности Украины.
Да будет мир! Нет ничего важнее мира!
Представили? Вот и я нет.
Мария Дегтерева