Президент России Владимир Путин побывал с официальным визитом в Монголии. Монголия признаёт юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), который в марте 2023 года выдал ордер на «арест» Путина.
Разумеется, интернет взвыл. Заукраинцы, либералы, просто антироссийски настроенные граждане зашлись в коллективном сладострастном вое — мол, сейчас-то поведут под белы рученьки «кровавого тирана». И что произошло дальше? Совершенно верно: это прекрасное ничего. Давайте разбираться, почему.
Сначала я скажу о международных организациях в целом. Что ООН, что родственные структуры являют собой что, если отбросить громкие названия? Это огромный пласт международных бюрократов, превратившихся в гирю на ногах у всего цивилизованного мира. Почему? Да потому что процентов на 80 они состоят из стран третьего мира, которые не в силах себя прокормить. Всякий раз, когда я слышу о демократии, справедливости и свободах в контексте международных сообществ, я вспоминаю стихи Филатова:
Перед кем ты, старый бес,
Тут разводишь политес?
Твой посол, я извиняюсь,
Третий день как с пальмы слез!
Будь на ём хотя б картуз,
Не такой бы был конфуз,
А на ём же из одёжи
Ничаво, помимо бус!..
Иными словами, никакие ООН и МУС не решают ровным счётом ничего, если мы говорим о событиях, происходящих вне зала их заседаний. И вне больничных стен! И обсуждать всерьёз ордер, выданный на арест российского президента даже, честное слово, неловко. Потому что ордер этот, как видим, не имеет ни малейшей фактической силы.
Но я озвучу базовую истину. В современной действительности лишь две вещи определяют сферы влияния того или иного руководителя государства. Это экономические рычаги и военная сила. Собственно, всё!
Остальное — разговоры в пользу бедных, как говорится.
Монголия — наш исторический геополитический союзник. Причём, мягко говоря, не очень сильный и в достаточной степени от нас зависимый. Ну какой арест?
Я уж не говорю об исторических и культурных связях.
С тем же успехом я могу пойти и выписать на заборе ордер на арест американского президента для Европы — в нём будет ровно столько же юридической силы, сколько в ордере МУС. Даже если я приведу подробнейшие неоспоримые аргументы и надёжные, как часы, доказательства. Европа в самом хорошем случае посмотрит на меня, как на безнадёжно психически больную, и, возможно, госпитализирует.
Вот также и для Монголии — абстрактный и бессильный МУС. В противовес живому и полезному экономически и геополитически Путину.
Но спасибо большое за этот ордер, если честно. Двое суток читаю интернет с непередаваемым удовольствием, и в голове крутится только одна фраза: «Украинцы. А что с лицом?».
Мария Дегтерева