Севастополь
В Севастополе воссоединились разлученные войной части одной херсонесской реликвии
Очень печально, когда вещи, дошедшие до нас из глубины тысячелетий, теряются, но очень радостно, когда они находятся – говорит об очередной находке заведующий отделом «Городище и некрополь» Даниил Костромичёв. Что же стало поводом для радости на этот раз?
О неожиданном открытии, сделанном на территории Херсонеса Таврического, ForPost рассказал вчера, 4 декабря. От целого ряда остальных, даже очень ценных, эта находка отличается в корне: в руках археологов оказалось сразу более 220 предметов, пропавших из музея-заповедника в годы Великой Отечественной войны.
Один из найденных предметов – часть мраморной надгробной плиты, которая датируется III веком н. э. Именно тогда, по мнению ученых, на плиту была нанесена надпись, вырезанная на камне тонкими двойными линиями.
«Такая надпись в Херсонесе была известна только одна: о ней можно прочитать в книге «Латинские надписи Херсонеса Таврического» (эта книга Эллы Эдуардовны Соломоник вышла в издательстве «Наука» в 1983 году – ред.)», – рассказывает Даниил Костромичев.
Согласно переводу сохранившейся части надписи, она говорит о том, кто именно был здесь захоронен и сколько лет он прожил. В верхней части надгробия находилось традиционное для захоронений Херсонеса изображение загробной трапезы, от которого «осталась лишь фигурка слуги в левом углу и часть ложа».
Из книги "Латинские надписи «Херсонеса Таврического»
В этой же книге говорится, что найденный в 1913 году фрагмент с надписью пропал – в фондах остался лишь один фрагмент этого надгробия с изображенной на нем фигурой слуги.
«Мы обратились в фонды, нашли этот фрагмент и сейчас попытаемся присоединить его к камню, который был потерян, ориентировочно, 70 лет назад», – говорит ученый в ролике, снятом пресс-службой «Херсонеса Таврического».
После этого на наших глазах происходит практически чудо: камни, разлученные на протяжении семи десятилетий, встречаются. И сомнения в том, что они некогда были единым целым, отпадают.
Теперь части надгробной плиты воссоединились
«Результат хоть и ожидаемый, но от этого не менее волнующий: обидно, когда какие-то вещи теряются, но очень радостно, когда они находятся», – констатирует Даниил Костромичев.
Напомним: вопреки обычному ходу вещей, более 220 предметов из камня были обнаружены не при раскопках, а во время прокладки водовода. И не в земле, а в стене, которая была построена в середине прошлого века.
«Когда часть стены разобрали, оказалось, что в кладку вмурованы несколько необычных камней. Из неё извлекли фрагмент надгробия, красивый акротерий с пальметтой (архитектурная деталь с орнаментом в виде листьев пальмы) и другие изделия из камня, которые относятся к античной эпохе», – рассказал об этом Даниил Костромичёв.
Тайна предметов несколько прояснилась после того, как на некоторых артефактах были обнаружены инвентарные номера: такие наносились ранее на экспонаты из фондов музея. Аналогичные номера в документах музея-заповедника помогли убедиться, что речь идет о предметах, считавшихся утерянными в годы нацистской оккупации.
На некоторых предметах номеров не было – есть лишь упоминания о них в полевой документации о раскопках 1939-1940 годов. Видимо, оформить их должным образом попросту не успели. В стену же каменные изделия могли попасть из-за неведения немецких солдат, которым поручено было возвести некую конструкцию для хозяйственных нужд. Не сумев распознать их историческую ценность, немцы использовали предметы античного периода как обычный стройматериал.
Ольга Смирнова
Обсуждение (2)
Удивительно
Не сумев распознать их историческую ценность.... Не сумев распознать много чего немцы застрелили, повесили, сожгли, задушили газом сколько- то десятков миллионов советских граждан.