На территории храма Святителя Николая-чудотворца, что в Камышовой бухте Севастополя, открыт памятник иеромонаху Антонию, в миру – Василию Смирнову. А в его лице – всем прочим представителям военного духовенства, погибшим в ходе боевых действий.
Согласно военно-морской традиции, последним тонущий корабль или судно покидает капитан – если не остается на корабле навсегда. Однако 29 октября 1914 года возникло запомнившееся многим исключение из этого правила. Именно в этот день началась операция османского флота, получившая неформальное название «Севастопольская побудка», заключавшаяся в обстрелах русских портов и флота в акватории Черного моря с целью нанесения максимального ущерба.
Хотя операция была османской, её реализовывали немецкие линейный крейсер «Гебен» и лёгкий крейсер «Бреслау», формально вошедшие в состав турецкого флота под названием «Явуз Султан Селим» и «Мидилли». Несмотря на передачу кораблей турецкой стороне, команда на кораблях оставалась полностью немецкой, а адмирал Сушон — командиром эскадры.
После того, как «Гебен» около часу ночи обстрелял Одессу, около 5:30 утра линейный крейсер прибыл к Севастополю и с 6:28 по 6:58 продолжалась интенсивная перестрелка «Гебена» и береговых укреплений. Уже уходя от Севастополя, «Гебен» повстречал в море минный заградитель «Прут». Учитывая несовместимость «весовых категорий» — главный калибр «Гебена» 12х150-мм против 8х47-мм «Прута» и значительно превосходящую скорость крейсера, капитан 2-го ранга Георгий Быков приказал готовить корабль к затоплению — что в любом случае было неизбежно, «Гебен» немедленно начал обстрел корабля и поджег его. Команда открыла кингстоны и начала высаживаться на шлюпки.
Иеромонах Антоний, судовой священник минзага Прут
С 1909 году судовым священником минного заградителя «Прут» был отец Антоний. По многочисленным свидетельствам, иеромонах Антоний уступил своё место на шлюпке матросу, а сам, уже с тонущего корабля, благословлял отплывающих. За свой подвиг погибший вместе с кораблем иеромонах Антоний был посмертно награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.
В ходе открытия памятника иеромонаху Антонию собравшиеся помянули и всех прочих священников, достойно и до конца выполнявших свой долг.
Николай Сведски
Обсуждение (2)
При этом обстреле линкором "Гебен" погиб и мой прадед Хоменко,личный кок командующего флотом Эбенгарда,сохранилась даже "похоронка"
И это правиььно, вспомнили.