ср, 10/04/2024 - 12:01

В Севастополе сдачу можно получить не только деньгами

Нормально ли это и как реагировать, выяснял ForPost.

Приобретение товаров в Севастополе порой напоминает натуральный обмен. Правда, вряд ли равноценный и уж точно не устраивающий одну из сторон процесса.

Странная и, казалось бы, давно забытая практика из прошлого – давать сдачу чем угодно, но не деньгами, грозит стать нормой в одном из магазинов Гагаринского района.

Там местным жителям недостающую сумму сдачи регулярно дают… конфетами. Каждый раз делается это под предлогом отсутствия денег и в ультимативной форме: либо конфеты, либо ничего.

Ладно бы так случалось раз или два, рассказывает одна из покупательниц, но история повторяется каждый раз, когда она расплачивается наличными.

«Раза три уже на сдачу мне давали конфеты. У продавца стоит целая корзинка этих конфет. Неделю назад мне выдали три карамельки вместо 30 рублей, потому что денег не было», – поделилась женщина.

При этом так «везет» не только собеседнице, но и другим покупателям этого магазина.

«Передо как-то мной стоял мужчина, видно, работяга, покупал хлеб, масло –много всего. И продавец на сдачу ему дает шесть конфет.  Ничего себе, думаю. Для него это тоже деньги, возможно, 60 рублей —это же целый хлеб. Но тот мужчина отказался, не взял, и продавец эти конфеты обратно в корзинку бросила», – вспомнила случай она.

Справедливости ради отметим, что с подобной ситуацией, наверняка, хоть раз в жизни сталкивался каждый.

Казалось бы, мелочь, не стоящая внимания. Но когда единоразовая акция превращается регулярную практику, это уже настораживает.

В подобных обстоятельствах, если следовать логике продавца, и покупатель может расплатиться за покупку теми же конфетами, которые получил ранее на сдачу. Только что-то подсказывает, что этот вариант развития событий в магазине явно не рассматривают.

«Я уже просто перестала ходить в этот магазин с наличными, только с картой. Тогда такой возможности – отсыпать мне конфет – у них нет», – заключила жительница Севастополя.

Отметим, это не единственный способ бороться с нарушителями прав потребителей. Достаточно напомнить им элементарные правила торговли и договора купли-продажи.

Поскольку любая покупка в магазине – это форма публичного договора, то отказать вам в покупке, согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ, там не имеют права.

«Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается», – гласит Гражданский кодекс.

При этом отсутствие денег для сдачи в магазине – это проблема не потребителя, а магазина. И решать ее продавец или собственник магазина обязан сам, не перекладывая ответственность на покупателя.

«Вы даете деньги и получаете за это товар. Продавец обязан по правилам торговли и расчетно-кассовых операций давать сдачу только деньгами», – подчеркнул юрисконсульт центра по защите прав потребителей Артур Бадалов.

В свою очередь обеспечить продавца или кассира наличными деньгами для сдачи, уточнил специалист, обязан владелец или администрация магазина.

Так что не всегда лицо, стоящее по ту сторону прилавка, является причиной всех бед покупателя. Возможно, продавец, тоже всего лишь заложник неприятной ситуации. Но, по крайней мере, сообщить о ней своему руководству он должен.

К тому же, выдавая вместо денег сдачу конфетами (или предлагая докупить какой-то товар на недостающую для сдачи сумму), продавец навязывает покупателю ненужный товар и ущемляет его свободу выбора.  Это опять же незаконно.

«Получается, магазин таким образом реализует свой продукт и навязывают вам ненужный продукт. А это нарушение статьи 16 закона «О защите прав потребителей», – уточнил Артур Бадалов.

В этом случае покупатель может спокойно отказываться брать конфеты на сдачу, требовать деньги, а заодно и жалобную книгу.

«Отреагировать на жалобу обязаны в течение десяти дней», – уточнил юрисконсульт.

Если решить проблему на месте не получается, покупатель вправе записать все происходящее на видео или сделать фотографии и обратиться в Роспотребнадзор. Приложенные к обращению фото- и видеоматериалы, а также показания свидетелей станут основанием для проведения проверки ведомством.

«Покупатель имеет полное право снимать на видео и фотографировать, он не нарушает закон о персональных данных, а снимает продавца как должностное лицо», – уточнил Бадалов.

Ну а уж если и Роспотребнадзор не помог, остается один путь – через суд.

Конечно, все это, вероятно, не поможет покупателю решить проблему мгновенно и иногда проще просто пойти в другой магазин. 

Однако, если это, скажем, удобно расположенный магазинчик у вас под  домом и вы намерены продолжать туда ходить за покупками, тогда, скорее всего, имеет смысл раз и навсегда отстоять свои права, считает Артур Бадалов.

Может и к лучшему, что сегодня все чаще покупатели расплачиваются за покупки картами, а не «живыми» деньгами. По крайней мере, на сдачу вам никто не навяжет ненужные конфеты.

Полина Ласькова
Фото автора, Татьяны Воробьевой

Читайте также: