В интерьере обсуждения проекта Генплана Севастополя, который обещают принять до конца 2024 года, инициативная группа граждан выступила с предложение кардинально пересмотреть сеть городского общественного транспорта. А именно: насытить транспортный каркас связанными маршрутами канатных дорог, которые смогут заменить привычные автобусы и троллейбусы.
К нашему удивлению, предложение горожан, с которым ознакомился корреспондент ForPost, на уровне идеи нашло поддержку в правительстве региона.
Как следует из предложений, разработчики хотят провести сеть канатных дорог по всему Севастополю, не затрагивая воинские части, центр города, морское водное пространство и учебные, дошкольные учреждения.
«Я думаю, что идея хорошая, для этого нужно обратиться в департамент архитектуры, который на сегодняшний день является ответственным за разработку Генерального плана. Мы этот вопрос обсуждали, и я думаю, что имеет место этому быть. Мы можем отправить запрос официальным разработчикам и уже посмотреть, где эту дорогу возможно будет сделать», — поделился и.о. заместителя губернатора Севастополя Павел Иено.
Внедрение канатной дороги в жизнь севастопольцев аргументируют по-разному. К слову, граждане считают, что это неплохой вариант разгрузить работу основного городского общественного транспорта, ведь метро, которое чисто теоретически могло бы урегулировать большой поток людей, построить не получается.
Впрочем, учитывая экстравагантность предложения активистов, даже эксперты смотрят на него по-разному.
«Изначально канатные дороги задумывались для регионов, где невозможны дороги, то есть проблема с альтернативой. Для общественного транспорта такое точно не подходит», — считает севастопольский общественник Никита Клышко.
Однако инициаторы уверены, что такой вид транспорта способен привлечь новых туристов в регион.
«Я думаю, что канатная дорога — это больше инвестиционная составляющая. Если появится инвестор и увидит в канатной дороге нечто привлекающее для туристов, то нам ничего не мешает обсуждать данные проекты», — считает Павел Иено.
По мнению разработчиков, канатные дороги в первую очередь могли бы появиться на Северной стороне и в Балаклаве. Последнюю, по их замыслу, можно «облагородить» фуникулёром на горе Таврос. Разработчики утверждают, что это возможно, и даже привели в пример ландшафтную «альтернативу» Балаклавы — озеро Комо в Италии.
Предложение по фуникулёру в Балаклаве
Также в предложениях есть пункт о том, что можно сделать «невидимую» канатную дорогу на крепость Чембало. Посадка будет осуществляться на площадке коммунального предприятия на ул. Исторической 5–7, а сама дорога будет проходить вдоль ущелья — между горами Кефало-Вриси и Крепостной. Ко всему прочему, разработчики добавили и вариант дороги к Золотому пляжу. Место посадки — крепость Чембало.
По Северной стороне города: там хотят провести канатную дорогу и соединить её с планируемой единой городской сетью. По проекту предусмотренная дорога протяжённостью в 24 км будет соединять мыс Лукулл с площадью Захарова, а ж/д станцию Инженерная Балка — с Константиновским равелином.
Фуникулёр на гору Таврос
Граждане также предложили также внедрить такой вид транспорта в парке Победы: от начала парка Победы на перекрёстке ул. Юмашева и до пляжа. Ну, видимо, на случай, если кто-то вдруг предпочтёт прогулке по парку и путешествие по воздуху.
Дебаты насчёт канатной дороги были, есть и, вероятно, будут. Этот вопрос не первый год поднимают как в социальных сетях, так и на заседаниях в правительстве.
«Не обязательно всё это обсуждать в рамках генерального плана. Генплан — это более стратегический документ, говорящий о более стратегическом развитии города. А канатная дорога — это один из элементов транспортной системы города, поэтому можно в любой момент вернуться к этому вопросу», — поделился своим мнением Павел Иено.
Напомним: Генплан Севастополя ещё не утверждён, так что любой житель города-героя может внести свою лепту и предложить решения городских проблем.
Арина Сурнова
Обсуждение (77)
Хватить строить. "песочные планы" ,на сегодня в Балаклаве в разруха связи со строительством Марины ...Тут про очистные в Балаклаве все больше молчат ,потому что не хотят строить....
А может для начала построить канатку или просто лифт на Яшмовый пляж и другие пляжи Фиолента? Я не экономист, но думаю подобное достаточно быстро окупится.
Lana Wolf,
Да лестницы бы для начала сделать и отремонтировать... 😃
Йено подготавливает почву для для нового попрошайничества миллиардов у ВВП, а жрец-историк пока позорно "мочит в сортире" Историк.
Срочные поиски «Где украсть» и быстро свалить…Как достали эти примитивные дебилы не способные решить элементарные проблемы затевающие очередную авантюру!
У Йено весеннее обострение?
Давайте начнем строить несколько раз поменяем подрядчиков, потом через суды искать виновнных в срыве контракта...Т.е. это сейчас самое необходимое? Может для начала пляжи подготовят к открытию сезона...
К нашему удивлению, предложение горожан, с которым ознакомился корреспондент ForPost, на уровне идеи нашло поддержку в правительстве региона.
А меня это вообще не удивляет. Там, похоже, готовы поддержать любую идею,где можно зарыть деньги.... Как там с Историческим? А ледовы
И снова здравствуйте,
Плохо, что теперь редактировать нельзя. Не дописал "А ледовый дворец уже продали?))
И почему после прочтения заголовка в памяти всплыл анекдот - "Ура!!! Нам купят собаку"?
Одни прохиндеи и жулики.
"В Севастополе предлагают построить сеть канатных дорог... предложение горожан... на уровне идеи нашло поддержку в правительстве региона."
Ничего удивительного: время показало, что чем больше идиотизма в очередной "идее" - тем больше шансов, что она найдёт поддержку в нынешнем понаехавшем правительстве, особенно учитывая возможность того, что
"... такой вид транспорта способен привлечь новых туристов в регион..."
бабки, бабки, бабки, куда еще бы эти бабки кинуть?
только бы не в развитие государства, только бы не в решение проблем СВО для скорейшего его завершения
только бы здесь и сейчас урвать побольше и уехать, а потом хоть трава не расти
Ну обозначь основные проблемы, которые нужно решить в первую очередь, прими ты план развития города на 10-20-50 лет, начни решать нехватку воды, электроэнергии, вопрос продуктовой безопасности города, вопрос развития промышленности и подготовку кадров, транспортную недоступность и строительство туннеля на Северную сторону, и еще куча вопросов важных для развития города как города-кормильца, а не города нахлебника с его туристическим и апартаментным вектором развития, который нам продвигают понаехи и прочие паразиты.
Нет, сейчас главное канатная дорога, а завтра еще какую нибудь чушь придумают
bonsay,
бабки, бабки, бабки, куда еще бы эти бабки кинуть?
С этим проблем как раз нет... Хотелок у семей наверняка много, а вот какую хрень придумать, что бы превратить в лапшу и очередной раз повесить при встрече кому то на уши и организовать "народную" стройку... тут нужны креативщики))
Иено уже "наладил" работу морского транспорта (катеров) в Севастополе!
сколько там катеров уже сверх срока в ремонте стоят после его тупых идей поменять отечественные дизеля на "кетайские"?
суржик,
мало ему Севэлектроавтокатеротранса, подавай приставки фуникулеро и канатнодорожного транса🤪
Может быть понтон утопленного причала поднимете на Малом Инкермане?
sevdeel,
Тут планов громадьё, а Вы с какой-то ерундой, ей-богу...😃
sevdeel,
В южной бухте возле вокзалов не могут поднять Пантон,а тут такие планы....После 90х коммерсанты быстро очистили кладбище кораблей в Инкермане,а тут возвращаемся к советскому безразличию...
Serggio,
А может привести в порядок Приморский бульвар,
А может привести в порядок пляж Хрустальный
А может снести бассейн им. Горлова, которые Юркевичи сейчас готовят к лету, а решение суда по боку.
Одни аферисты наехали в город.
А может уже йену и горлова привлечь к ответу за их махинации.
Горлов не видит, что Хрусталку не готовят к сезону , и про бассейн он забыл.
Палисадники , гаражи и туалеты вот его уровень.
Коррупцией не пахнет, ею воняет. Развожаев может уже проснется
Может быть катера из ремонта полуторагодового выведете уже?
"Пять обновлённых катеров", как назвал их Павел Иено - тогда, до своего повышения, в сентябре 2022 года - директора Дептранса.
Может быть хоть колдобины заделают перед зданием Росморпорта на площади Нахимова?
Год прошёл, как в марте 2023 случайно дозвонилась житель города и сообщила о проблеме лично губернатору. А воз и ныне там.
Э, нет! Ничего подобного "в первую очередь" на Северной стороне появиться не может.
Даже автобусы с кондиционерами не могут появиться вот уже десять лет в условиях контрактов, заключаемых Департаментом транспорта с исключительно частными перевозчиками по Северной стороне города.
Скользкий такой департамент.
Нет - говорит - у в условиях контрактов для СЕверной кондиционеров. А все, что есть - всегда исправны. У нас всё на контроле"...
А вопросы стоимости строительства и эксплуатации "сети канатных дорог" разработчики случайно не хотят разработать и потолковее изложить?
Линии цветные и визуализацию мы увидели, спасибо, не удивили.
Нам даже мосты над бухтой периодически показывают, и схему метро, и городскую электричку... И "вот до кучи вам канатка". Ну, ладно.
sevdeel,
А зачем заранее об этом думать? Думать будут при появлении проблем - обрыв тросса, лебедка вышла из строя. А то что нужно обеспечить надежным источником электропитания и что будут делать если кабинки застрянут над водой? Вернуть движение катеров не хотят выдумывают нереальные идеи. Потом как в филме Гостья из будущего флипера на площадях будут стоять и летать через бухту
А что сразу нет пишут?! Хуже не будет же... Можно попробовать.
Алексей Велесов,
Лучше не будет, уже много сделали и не доделали...
Алексей Велесов,
Получиться как в мультфильме недодел и передел...
zhenyas,
Не так немного....ПЕРЕНЕДОДЕЛ.😁
Что ! Опять Иено ?!
Всяческое облизывание конкретных мест (или места!) будущей яхт-марины в Балаклаве, ничего в общей части для большей части живущих в городе граждан Севастополя, НЕ НЕСЁТ!
КРЫМЧАК,
Такое впечатление что люди вобще не интерисуют правительство Севастополя. Сначала изымают земли в собственность города, потом оказываются в чьихто руках и нет допуска для жителей города!
zhenyas,
Почему "впечатление", это реальность!! Больше чем уверен в том, что гостиница, уже построенная в "новом Херсонесе" на 92 особы, "ягодки" одного и того же гнилого дерева, сами потом убедитесь и увидите своими глазами! Уверен, что и таблички "Вход низшему составу и собакам, - строго воспрещён", уже негласно изготавливаются.
Никаких канатных дорог, только метро. Да и суммы будут покруче.
Тем более, что одна станция уже имеется.
Канатную дорогу
Голландия- Троицкая (Жидилова)
ЯКОРЬ,
О током маршруте никто и не думал!
"Узбагойтесь!" (с).
Endemic,
Как кабинки при тревоги зависнут, вот будет треш 😱
Севастополь горит в иене огненной.
Понаехи уже не знают, на какой теме денег напилить.
Что там слышно о мегапроекте городских электричек?
Все деньги по карманам разложили?
Постовой,
А уже про это те кто предлогал забыли сейчас другие идеи приходят в их головы...
Вот идеи сказочников кому приходят такие нереальные идеи?
zhenyas,
Один уже всё сделал вывел из города миллиарды через Кипр сейчас под домашним арестом в Великобритани. Кто следующий туда же хочет?
zhenyas,
Это творческие люди. Владеют искусством освоения средств.
Только две буквы -ДБ ! Как можно поддерживать заведомо абсурдную идею. Да за одно это увольнять надо. Так, для справки: пару недель назад в Анталье авария на канатной дороге с жертвами. Основная спасательная операция была проведена НОЧЬЮ при помощи вертолётов , люди на тросе вместе со спасателем. И это канатка для развлечения, отдыха. А нам "чудаки" предлагают это городским транспортом сделать!
"Последние 43 пассажира из 174 человек, застрявших на канатной дороге высоко в горах на юге Турции, были доставлены в безопасное место почти через 23 часа после того, как одна из кабин врезалась в столб и разорвалась, убив одного человека и ранив 10, когда они упали на скалы внизу, пишет The Guardian.
Эта мутная идея впервые (может и нет) возникла году в 2014. Тогда по улицам ходили, раздавали буклеты, собирали подписи. Инвестор там покрыт мраком (видимо иностранный, ушли от ответа). На вопрос: каким образом и где собираются размещать нехилые такие опоры, сколько ещё угробят зелёных зон и ландшафта, как это согласуется с планом города, где собираются втулить всё это в центре (хотели и там строить) последовал ответ, что "места много опоры не займут и всё это мелочи(!)". Видимо, кто-то кому-то что-то уже давно пообещал и "порешал", и теперь пытаются в очередной раз пропихнуть проект.
Как подсказывает мне мое чутье, кто-то из градоначальников захотел в евросоюз....
А про городскую электричку уже забыли...???? А деньги-то на проектирование были выделены...
Давайте заканчивайте развязку "огурец" ... Смотрю : данную стройку уже продлили до 2029 года!!!! А обещали на будущий год сдать...
В канатке нет смысла ибо при хороших ветрах она будет останавливаться. (кабинки имеют свойство раскачиваться...)
sarchuk,
И при всех тревогах их будут останавливать и люди болтаться в воздухе.
Будни сумасшедшего дома!
Так вот зачем уничтожают наш морской и наземный городской транспорт.
Стесняюсь спросить, космодром "ЮЖНЫЙ", ой прошу прощения очистные уже на какой стадии сдачи ?
peka,
Движуха начнется перед продлением срока Развожаеву! С ярлыками, Он сделает... Единая Россия... Когда продлят срок, снова завянет!
Канатная дорога в качестве замены городского транспорта для перевозки пассажиров - это полный бред. Если уж реально развивать идею альтернативных видов перевозок - то это надземное метро в виде монорельса, например.
Порывы ветра будут раскачивать кабинки. Можно будет обалдеть без алкоголя. В проекте эвакуации необходимо обязательно предусмотреть эвакуационные парашюты.
Кто возьмёт верх в противостоянии троллейбусов и «летающих» кабинок.
Ротенберг!
"В Севастополе предлагают построить сеть канатных дорог... предложение горожан... на уровне идеи нашло поддержку в правительстве региона."
Видимо,правительство и организовало эту очередную аферу впридачу к "городской электричке" вдали от движения пассажиропотоков,подводному туннелю через бухту с 39-метровым слоем ила в сейсмически-опасном районе 8-9 баллов,к переносу жд вокзала на Северную сторону.Ну,надо же будет чем-то развлекать 100 000 туристов в день(36.5 млн туристов в год при нынешних 6 млн в Крыму и в Турции!
"Пусть безумная идея-не решайте сгоряча!Вызывайте нас скорее через гада-главврача!
P.S. В Москве переезд на канатке над речкой стоит 250 рублей в одну сторону.
Идея вполне здравая, учитывая рельеф местности. В частности, можно бросить канатную дорогу от Троицкой в Голландию. Высоты с двух сторон бухты позволят судам проходить под дорогой. Студенты и преподаватели смогут легче добираться до университета. Эту задачу можно было просто решить после сочинской олимпиады, когда предлагалось почти бесплатно взять демонтируемые лишние канатные подъемники из Сочи. Все негативные замечания на форуме сводятся к двум основным вопросам: сначала надо навести порядок в имеющейся транспортной инфраструктуре, а потом только браться за новые проекты, и недоверие к руководству, что опять распилят деньги и ничего не сделают.
Да... Манилов со своим мостом отдыхает!!🤣
"И рассказать бы Гоголю
Про нашу жизнь убогую!
Ей-богу, этот Гоголь бы нам не поверил бы."(Высоцкий)
Можно на гору (пример Ай Петри) зайти пешком или по дороге-на автомобиле, но есть и канатный подъёмник - лучше по канатной дороге. Каждый может сделать выбор - что пожелает. И чем больше видов транспорта для выбора - тем лучше. Жители предложили на будущее в Генплан до 2046 г - канатные дороги, как дополнительное средство передвижения, а не взамен троллейбусов и автобусов.
Нью-Васюки отдыхают....
Если Вы живёте в высотном доме на большом этаже, то предпочитаете лифт, а не пешком добираться по лестнице домой. Ваш выбор - лучше лифтом, быстрее и удобно. А по сути лифт- это разновидность канатной дороги, движущийся по вертикали, но закрытого типа и автоматически. Ведь кабину лифта тянет трос- металлический канат. А если движение кабины под углом или горизонтально-это уже и есть канатная дорога. В мире канатные дороги- это самый недорогой по строительству вид транспорта. А в Рио де Жанейро он и самый дешёвый - за поезду 0,5 доллара (смотрите сайт . https://trasyy.livejournal.com/812588.html 10 самых впечатляющих канатных дорог мире).
Канатные дороги в городах с горным ландшафтом -Тенденция Современного мира. Построенные и работающие канатные дороги в городах Мира, улучшают в них жизнь https://masterok.livejournal.com/2480974.html Крупнейшая в мире городская система канатных дорог. Город Ла-Пас в Боливии долго боролся с проблемами транспорта. Крутая местность, высокая плотность застройки превратили передвижение по узким улочкам в кошмар для водителей и пассажиров микроавтобусов и частных такси.Чтобы решить проблему, в последние два года правительство строит крупнейшую в мире городскую систему канатных дорог. В настоящее время в городе Ла-Пас есть три городские линии канатной дороги протяженностью более 10 км.
Практические выводы и наблюдения за работой и безопасностью при эксплуатации существующих канатных дорог мира. Интересные факты по строительству канат.дорог.
1. «Воздушный трамвай» Roosevelt Island Tramway вНью-Йорке, линия которого проходит над проливом Ист-Ривер вдоль моста Куинсборо, и соединяет остров Рузвельта с Манхэттеном- канатн.дорога, построенная в 2010 году, считается одной из самых совершенных и безопасных в мире.Например, в целях соблюдения требований, предъявляемых к городским пассажирским перевозкам, расстояние между несущими канатами, по которым движутся кабины, было увеличено до 4х метров. Это решение обеспечило исключительную устойчивость кабин при любой силе ветра. Даже во время урагана Айрин система продолжала свою работу с перерывом всего на несколько часов, в то время как движение всех прочих видов общественного транспорта (самолетов, поездов метро, автобусов)было остановлено на весь уик-энд.Статья:«Канатный транспорт – будущее городской инфраструктуры» 22 апреля 2015 г. https://artemspec.livejournal.com/487264.html
2.На Московкой канатной дороге Воробьевы Горы -Лужники.Не препятствие ли для поездки дождь и мокрый снег? В кассе успокоили: добирались мы не зря, остановка канатной дороги – редкое явление. Но такие ситуации действительно бывают, и главные причины – гроза и ветер выше 15 м в секунду.С любыми другими погодными условиями механизм справляется, метель и снегопады не несут больших рисков. Статья «Кабинка на две персоны. Поездке на канатной не помешает снегопад». Инна Алейникова. "Аргументы и Факты" № 46. 17.11.2021г. https://aif.ru/moscow/kabinka_na_dve_persony_poezdke_na_kanatnoy_doroge_ne_pomeshaet_snegopad
3.Харьковская канат.дорога - в 2014г. была замена только открытых кабинок на современные закрытые с 3х сторон. Качество троса и др.оборудования за длительное время эксплуатации (с 1971г.) не изменилось и замены не требуют. Видео. «Канатн дорога: новые кабинки. Харьков.» Robinzon.TV. https://www.youtube.com/watch?v=aXwGmG5XR9I
4. Как ранее писал NN.DK.RU, в мае 2023 г. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин поручил увеличить мощность канатной дороги через Волгу. Статья: «Число кабин увеличат вдвое. На модернизацию нижегородской канатки выделят 226 млн руб». 21.11.2023 г. https://nn.dk.ru/news/237193924
А для уменьшения закатов и откатов, увеличения безопасности - надо давать строительство мировым фирмам с большим многолетним опытом работ:
История канат.дорог насчитывает около 500 лет. Крупнейшие холдинги, специализирующиеся на производ-ве канатных дорог в мире, – группы Leitner-Poma и Doppelmayer-Garaventa. В первый холдинг входит, в том числе, и французская компания по проектированию и строительству канатных дорог Pomagalski S. A. или Poma S.A.S. Именно она стала основным поставщиком оборудования для российских горнолыжных курортов, развиваемых компанией «Курорты Северного Кавказа», – «Архыза», «Эльбруса» и «Ведучи». «Чтобы построить одну канатную дорогу, необходимо задействовать около 50 человек – инженеров, проектировщиков, монтажников, слесарей. Полгода уйдет на ее проектирование, еще три месяца – экспертиза, затем уже начинается стройка. Вся задумка, от листа бумаги до ввода конструкции в эксплуатацию, занимает где-то год-полтора», – рассказал гендиректор ООО «Пома» (филиала французской компании Poma S.A.S .в России) Антон Чудаев. https://tourism.interfax.ru/ru/reports/picture_story/54635/ .Статья: «Какие бывают канатные дороги и чем они отличаются» 5 декабря 2018, https://tourism.interfax.ru/ru/reports/picture_story/54635/
Общественный опрос жителей Северной стороны и города- жители хотели иметь канатную дорогу связи соединения катерных причалов со всеми пляжами Северной стороны.
Можно прочесть для сведения. https://kuban24.tv/item/kak-vyglyadyat-gorodskie-kanatnye-dorogi-v-rossii-i-za-rubezhom-189404 Как выглядят городские канатные дороги в России и за рубежом Интернет-портал «Кубань 24» собрал примеры строительства городских канатных дорог в РФ и за границей, которые используют в качестве общественного транспорта. В Краснодаре начиная с ноября одной из самых обсуждаемых тем стало канатное метро, которое предложил построить Стратегический совет при мэрии. Идею поддержал глава города Евгений Первышов. . Краевую столицу недавно посетили представители компании Doppelmayr, которая за свою 125-летнюю историю построила более 14,5 тыс. подъемников в 90 странах.
Проезд в одну сторону от «Лужников» до Воробьевых гор для взрослых старше 14 лет
Понедельник — 120 руб.
Вторник — 180 руб.
Среда — пятница — 250 руб.
Выходные, праздники — 450 руб.
strelec,
А рядом там есть альтернатива. Нет, не метро, а стульчак на тросе через Москву-реку. Только этот аттракцион на порядок дороже.
Кто мыслит Дальше- всегда в опале,
Кто мыслит Ближе - всегда в ударе.
Но удар то по себе,
Без прогресса - жизнь на дне.
IstinaGdetoRyadom,
Прогресс? Элементарная экономика через сколько лет окупится вложение в канатную дорогу? Дебит со скребитом?
Инициативная группа жителей г.Севастополя удивлена действиями журналиста неправильной подачей материала Сообщаем.что в статье информация подана неверно, это или журналистское недопонимание темы или ошибка; использовать канатные дороги как дополнительный вид.а не замена им троллейбусного и автобусного транспорта. Поэтому такая реакция комментирующих. П.Иено никакого отношения к идее не имеет, т.к.инициатива исходила от жителей г.Севастополя в Генплан г.Севастполя на общественных слушаниях.
Реализация Предложений -решений жителями г.Севастополя осуществляется не только на уровне идей, но и в реальном улучшении жизни города. И это идёт от правильности, продуманности, необходимости этого городу и людям что предлагается и обоснованием решений с доказательствами(в том числе и не один год). Так по транспортной инфраструктуре: провели и заасфальтировали грунтовую ползучую дорогу между Песочным пляжем и Солнечным с лестницей и тротуарами(лет 60 и более была в неприглядном виде); заасфальтированы ул.Краснодонцев(люди ждали 50 лет), ул.Сладкова между 29 школой и кафе Молодость, грунт.дорога без тротуаров ул.Репина- ул.Декабристов через балку, дорога возле магазина Туся на пр.Гагарина 14(гости и жители протоптали дорогу по газону, т.к была громадная лужа на дороге),а дороги по ул.Б.Шейнина, Донской и других на Красной Горке и т.д.н
Пешеходный переход между конечной трол.1 и фуражечной на другой стороне(для жителей домов по.Гагарина 31-49.которых сбивали авто без перехода и посадки на автоб.400).Лежачий полицейский на ост.Профтехучилище- не раз были дорожные происшествия. Даже Президент и город.власти помогли жителям ул.Г.Подводников заасфальтировать тротуары(лет 40-50 были в неприглядном виде). А транспорт -Тот же 76 маршрут нужен был много десятилетий, но никто и идею не подавал.А сейчас о незаменим для жителей. Спросите их. И т.д. В сфере здравоохранения: строят поликлинику для взрослых на ул. Молодых строителей(просили на Косарева заброшенный т.ц.-не удалось выкупить); поставка ультразвуковых скейтеров и бесплатно удаление зубных камней в гос.стоматологии на ул.Демидова и Надеждинцев.
Да ультразвуковые скейлеры.
В сфере медицины и образования-сделан и вклад жителей появился Медицинский институт в городе(но есть недочёты).
В сфере ЖКХ просили Губернатора и он помог повести централизованную канализацию для 2-х этажный домов по.Гагарина 31-49.
А немало помогли в этом депутаты, местные власти и города. За это благодарят их жители города.Да Ещё за другие нужные жителям города дела.