пт, 21/07/2023 - 11:15

В Севастополе хотят изменить закон о выборах губернатора

Право самовыдвижения должно быть у каждого.

Законопроект о внесении изменений в закон Севастополя о выборах губернатора появился на сайте Заксобрания буквально на днях, и даже юридического заключения на него пока нет. Но предлагаемые изменения, на первый взгляд, кажутся существенными: автор документа предлагает разрешить участвовать в выборы самовыдвиженцам.

Выбор не богат

На сегодняшний день такая возможность в Севастополе, как и в большинстве регионов России, отсутствует, хотя федеральный закон гласит, что субъект федерации может предусмотреть ее в своем законодательстве. Однако воспользовались этим шансом единицы регионов: в остальных право выдвигать своих кандидатов есть только у политических партий.

Обычно подобные законопроекты разрабатываются группой депутатов (иногда – в сотрудничестве с представителями исполнительной власти, иногда – только правительством). Однако на этот раз автор у законопроекта один – глава комитета Заксобрания по экономике Евгений Дубовик. Свои цели он сформулировал в пояснительной записке к документу. И главная из них, подчеркивает автор, - обеспечить «альтернативность выборов».

Действующий закон о выборах губернатора, напомним, был принят в Севастополе в январе 2017 года. Этому предшествовали общественные обсуждения, которые оказались не слишком многолюдными, но весьма бурными. Что не удивительно - самостоятельно выбирать главу города севастопольцы мечтали четверть века.

В Ленинском районе обсуждения вел экс-замгубернатора Вячеслав Гладков (ныне успешно занимающий пост губернатора Белгородской области). В самом начале мероприятия он рассказал, что за основу севастопольского закона взят «модельный» закон, разработанный Центральной избирательной комиссией РФ, и напомнил, что самовыдвижение существует лишь в четырех регионах России из 76, жители которых на тот момент могли избирать губернаторов самостоятельно. Однако именно этот пункт вызвал наибольшее количество споров и горячих выступлений.

Многие участники обсуждений сходились на том, что без самовыдвиженцев выборы станут просто фикцией. Был среди выступивших на общественных обсуждениях и Евгений Дубовик.

«Если такой закон будет принят, у нас на выборах будет один известный кандидат и два технических, и Севастополь не пойдет голосовать», – предсказал он.

Первые в истории Севастополя прямые выборы губернатора, состоявшиеся в 2017 году, подтвердили его правоту: Дмитрий Овсянников был избран при явке 34,2%, что для политически активного Севастополя оказалось более чем неожиданно. На следующих выборах, принесших победу Михаилу Развожаеву, явка была значительно выше - 48,28%. В очередной раз севастопольцы будут избирать губернатора в 2025-м. И, если инициатива будет поддержана, выборы пройдут по новым правилам. Вопрос в том, имеет ли она смысл и шанс быть поддержанной.

Все течет, все меняется

Ситуация для появления таких инициатив, заметим, не самая благоприятная: общероссийской тенденцией стал как раз-таки отказ от самовыдвижения. Как сообщает РБК, 2023-й станет первым после 2017-го годом без самовыдвиженцев на выборах губернаторов. Правда, речь, как становится понятно после знакомства со статьей, идет о самовыдвигающихся представителях партий. В прошлые годы были и такие: в том числе, в 2013 году как самовыдвиженец победил на выборах мэра Москвы Сергей Собянин. А годом, ознаменовавшимся наибольшим количеством таких случаев, стал 2019-й: тогда из 16 избранных глав регионов шестеро шли на выборы самостоятельно.

Не все подобные истории закончились хорошо: примером тому может служить ныне отбывающий срок губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. В феврале 2023 года он был приговорен к 22 годам колонии строго режима. И рискнем предположить, что история его избрания тоже повлияла на общероссийский тренд.

В марте 2023 года поправки, запрещающие самовыдвижение, внесли в региональное законодательство парламентарии Приморского края. И это при том, что губернатор Приморья Олег Кожемяко тоже избирался как самовыдвиженец - ради этого региональное заксобрание быстро одобрило поправки, по сути своей прямо противоположные нынешним.

«Я принял решение идти на выборы как самовыдвиженец, представляющий интересы всех приморцев без политических пристрастий. Более того, я призываю кандидатов последовать моему примеру, не прятаться за политические партии, а представлять интересы всех жителей Приморья», - цитирует сказанные тогда слова Кожемяко Коммерсантъ.

Теперь, как видим, смысл «не прятаться за политические партии» куда-то испарился. Ну а что же все-таки Севастополь? Неужели у нас получится сломать общую тенденцию?

Абсолютно бесперспективной считает эту затею политолог, экс-депутат Верховной Рады Украины от Севастополя Вадим Колесниченко.

«Это бесполезная и бессмысленная работа, потому что Центризбирком и высший законодательный орган страны сделали все, чтобы максимально ограничить число участников избирательных кампаний», - говорит он.  

Сам Колесниченко, напомним, 2017 году выдвигался в качестве кандидата в губернаторы от регионального отделения партии «Родина», которая затем внезапно аннулировала принятое решение. Эти метания были им оценены как одна из «беспрецедентных мер» по его недопущению до участия в выборах. После этого Колесниченко зарегистрировался как кандидат от «Партии Великое Отечество», но пройти необходимый для регистрации муниципальный фильтр не сумел и участия в выборном процессе не принимал.

Именно муниципальный фильтр (а в Севастополе, напомним, он один из самых высоких в стране) не позволит самовыдвиженцу дойти до реального участия в выборах, - уверен политолог. 

«Фильтры никто не отменит, а с их помощью процесс жестко контролируется, - констатирует Колесниченко. – Поэтому возможность участия самовыдвиженца в выборах – чисто теоретическая, никакой практической реализации у нее не будет».

Бессмысленно и не полезно

Нереальным считает избрание кандидата-самовыдвиженца и председатель комитета Заксобрания по законодательству и государственному строительству Василий Зубенко. Причина – все тот же муниципальный барьер. Помимо этого, принятие поправки он считает нецелесообразным.

«Есть федеральный закон №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти», где четко сказано, что кандидатами на пост главы региона могут быть кандидаты от политических партий. По решению региональных законодателей допускается и самовыдвижение, но кто будет отвечать за кандидата, которого никто не выдвигал? Никто. За кандидата от партии – будь то «Единая Россия», КПРФ или «Справедливая Россия» - несет ответственность эта партия. А так – ну избрали, ну, не справился, давайте просто скажем, какой этот человек плохой. Но это мое личное мнение. Законопроект же мы, разумеется, рассмотрим, свои доводы члена комитета выскажут, и будем принимать решение», - прокомментировал инициативу Дубовика Василий Зубенко.

Удивительно, но это мнение практически дословно совпадает со словами Вадима Колесниченко. Он тоже считает избрание человека, никакой партией не поддержанного, малополезным для горожан. 

«За деятельность того или иного лица, занимающего выборную должность, должна нести ответственность какая-то политическая сила, на которую он будет опираться, - говорит политолог. - А на кого будет опираться самовыдвиженец, за которым такой крупной политической силы нет? Кто будет реализовывать его программу и помогать ему сотрудничать с населением? Поэтому инициатива эта бессмысленна и, думаю, не будет поддержана даже комитетом по законодательству и государственному строительству».

«Потолком» для людей, идущих на выборы самостоятельно, Вадим Колесниченко считает муниципальный уровень власти – администрацию МО или местный Совет. Тут смысл еще может быть.

«Но должность губернатора – нет. Какая политическая сила будет поддерживать такого главу региона? Какое громадье планов сможет предложить савовыдвиженец и как сможет их реализовать? Это даже не детский сад», - ещё раз подчеркивает он.

Однако даже муниципальную высоту, как показывает практика, самовыдвиженцы брать не рвутся. Как недавно сообщал ForPost, ни один из них не зарегистрировался на выборы депутатов в Терновском МО – состязаться будут только представители политических партий.

Еще один источник – на этот раз пожелавший остаться неназванным – рассказал ForPost, что юристы свое заключение за законопроект еще не подготовили, однако наличие множества чисто юридических огрехов в нем очевидно. Удивительным считает этот человек и тот факт, что авторство принадлежит именно Евгению Дубовику, возглавляющему региональное отделение партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду». В этом качестве, подчеркивает собеседник, шансы Дубовика удачно выступить на выборах гораздо более реальны, чем в качестве самовыдвиженца. Так что на первый взгляд кажется, что он действует себе во вред, открывая дверь независимым конкурентам.

«Если бы это была инициатива какого-то независимого депутата, это можно было бы понять. Но Дубовику этот законопроект совершенно не нужен», - говорит собеседник.

Можно, конечно, возразить, что человек старался для других. Но поверить в это, по словам нашего источника, мешают два обстоятельства: очевидная бессмысленность затеи с учетом все того же муниципального фильтра и небрежность в подготовке документа, которую можно объяснить как раз-таки заведомой бессмысленностью задуманного. Таким образом, говорит собеседник, можно предположить, что речь идет о чисто популистском шаге: во время грядущей предвыборной кампании такое радение за самовыдвиженцев может добавить Дубовику политических очков.

Надеемся, что Евгений Георгиевич за это предположение не слишком обидится. И, видимо, пора начинать думать о грядущих выборах.

Ольга Смирнова

Читайте также: