Ангарский перевал на восточном склоне горы Чатыр-Даг для многих поколений крымских туристов — это ворота к морю, на южный берег полуострова. Между тем современный вариант пути появился лишь в конце 1950-х годов, когда шоссе обновляли под запуск троллейбусной линии.
До наших дней дошло не много артефактов прежней дороги. Одним из таких напоминаний является арочный мост через ручей Батанын-Су, построенный в 1824-26 годах на южном склоне перевала.
Времён русско-турецкой войны
Неподалёку сохранился ещё один памятник тех времён — обелиск, сооружённый «в честь строителей первой шоссейной дороги из Симферополя через Ангарский перевал в Алушту, проложенной в 1824-1826 годах солдатами вторых батальонов Козловского и Нашембургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова». Именно так указано на табличке.
Те же подчинённые Шипилова строили и арочный мост через ручей, рассказал ForPost краевед, автор путеводителя «Дорога к морю» Иван Коваленко.
Рисунок моста под Ангарским перевалом (из фондов ГААРК, 1859 г.)
Однако сооружение может быть даже старше на несколько десятилетий. Таким мнением поделился с ForPost руководитель самостоятельного скаутского объединения «Следопыты, суворовцы Крыма» национальной организации российских скаутов-разведчиков (НОРС – Р) Анатолий Семенков.
По мнению алуштинского краеведа, именно здесь с Ангарского перевала могло спускаться русское войско в 1774 году навстречу сражению с турецким неприятелем — тому самому, в котором был ранен в голову будущий герой Отечественной войны 1812 года Михаил Голенищев-Кутузов.
«Всё равно какой-то путь был: по вьючной тропе пушку не потащишь. Может быть, мост построили до того войска [полководца Петра] Румянцева — не Шипилов, а ранее», — высказал мнение Семенков.
Впрочем, чьих бы рук ни был мост, сооружение дошло до наших дней в неплохом состоянии.
«Сухая кладка из известняка не рассыпалась в сыром лесу, и забутовка правильная. То есть как инженерное решение — класс!» — восхитился Анатолий Семенков.
Мост может стать отличной достопримечательностью на маршруте от перевала к морю, уверен крымчанин: мимо Сталинской груши, где, по преданию, любил останавливаться советский генералиссимус, мимо места битвы Кутузова с турками и дальше в Алушту.
Иван Коваленко в свою очередь сообщил, что в случае создания Большой Крымской тропы арочный мост на Батанын-Су удачно дополнит ветку маршрута с Чатыр-Дага на Демерджи.
Нужна защита
Анатолий Семенков предлагает пойти ещё дальше: не просто включить инженерное сооружение в маршрут, а придать ему статус объекта культурного наследия (ОКН). Сейчас алуштинец собирает всю необходимую документацию.
По словам Ивана Коваленко, такая инициатива могла бы помочь не только охранять, но и сохранять ценное сооружение.
«Статус ОКН предполагает не только охрану, а и реставрацию, и противоаварийные работы. Так что, думаю, это лишь спасёт мост», — поделился мнением крымский специалист.
Что касается повышенного внимания к этому месту, то, по словам краеведа, благодаря соцсетям туристы уже хорошо разведали дорогу сюда. Значит, чем больше людей приходит к нему, тем скорее нужно укрепить опоры сооружения.
А начать можно было бы с таблички с краткой историей строительства трассы к морю...
Однако статус ОКН сходу объектам не присваивается. О процедуре рассказала ForPost представитель крымского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Наталья Кармазина.
«Сначала необходимо включить объект в Перечень выявленных объектов культурного наследия на основании заявления, которое может подготовить любой гражданин и подать на рассмотрение Научно-методического совета Минкульта Крыма», — объяснила собеседница.
Затем обладающий необходимой аттестацией специалист министерства должен провести историко-культурную экспертизу. После чего будет приниматься решение о включении в реестр объектов культурного наследия.
ForPost продолжит следить за судьбой сооружения на Батанын-Су.
Между тем уже выявленный ОКН — маяк на мысе Ай-Тодор вблизи Ласточкиного гнезда — недавно предложили открыть для туристов.
Пелагея Попова
Фото: Анатолий Семенков|ВКонтакте; из архива Ивана Коваленко
Обсуждение (4)
Не учтен, поэтому не нужен.
у меня предложение,давайте не учтём всех чиновников)
срочно 20 лярдов выделить на реставрацию, после которой мост вообще исчезнет
Как писал Владимир Маяковский - "Нами оставлены от старого мира - только папиросы "ИРА"! "