Ключевая особенность Севастополя – быть не просто городом-форпостом, морской крепостью Юга России. Город изначально создавался таким, и с каждым новым вызовом только наращивал свои «доспехи» – каменные, а затем и железобетонные укрепления.
Береговые батареи Севастополя – носители его ДНК. Без них невозможно рассказать эпопею города, почувствовать его силу и дух.
Некоторые крепости приведены в порядок. Там приятно прогуливаться, впитывая живую историю. Однако большинство каменных стражников Севастополя, увы, находятся в удручающем состоянии.
Давайте вместе с ForPost посмотрим на заброшенных «воинов», вспомним их боевой путь и повангуем о будущем. А начнём наш цикл с береговой батареи №10.
Батарея двух оборон
В исторических справках упоминаются разные даты основания 10-й батареи. Например, в книге Юрия Скорикова «Севастопольская крепость» говорится, что земляные укрепления в Карантинной бухте для защиты входа на рейд Севастопольской бухты стали возводить в начале XIX века. Укрепление состояло из четырех фронтонов и располагало примерно 60 орудиями. В материалах Русского географического общества утверждается, что батарею соорудили в 1834 году.
В 1841 году был утвержден план реконструкций севастопольских батарей, благодаря чему укрепление в Карантинной бухте получило укрытия для личного состава и каменное обрамление.
Во время Крымской войны это позволило 10-й батарее успешно вести бой с англо-французской эскадрой 5 октября 1854 года. Укрепление выдержало мощнейшую бомбардировку при минимальных потерях и причинило большие повреждения кораблям противника.
В конце XIX века 10-я батарея перестроена из бетона под восемь 11-дюймовых (280-мм) 35-калиберных береговых пушек образца 1887 года. На тот момент это был самый мощный форт Севастополя.
В годы Первой мировой войны батарея участвовала в отражении атаки германо-турецкого крейсера «Гёбен».
После революции 1917 года укрепление было разоружено. Но в годы Великой Отечественной войны услуги форта вновь потребовались городу. Здесь была устроена зенитная батарея, вооруженная двумя спаренными 76-мм корабельными установками.
В 1942 году отступающие защитники Севастополя подорвали погреба боезапаса батареи, чем нанесли укреплению серьезный урон. После войны на территории батареи находились части Черноморского флота, в том числе лаборатория изучения РЛС и связи.
В 2023 году Российское военно-историческое общество объявило планы обустроить на территории 10-й береговой батареи военно-исторический сквер. Однако пока к реализации проекта не приступили.
Что батарея представляет собой сегодня – смотрите в нашем видео.
Андрей Киреев
Видео и монтаж: Дмитрий Еремеев, Дмитрий Ларин
Обсуждение (14)
Я вот считаю что если хотят ещё и туристическим городом Севастополь сделать, то надо из таких мест музеи делать. Батареи, корабли-музеи, Исторический, Малахов Курган и подобное. Дома старые в порядок привести. Ковку старую отреставрировать и беречь. А не оперы-балеты. Вот по настоящему исторические места. Интересные. Взять тот же новый музей "Подземный Севастополь", там интересно. А новодела везде полно. Тут дух Севастополя и его история. В исторических местах. И это было бы очень патриотично. Воспитывало бы.
Музей-подводная лодка, музей-корабль, сделать копию брига "Меркурий". Вот что было бы интересно.
UINSHEDOW,
копия всегда малоинтересна
Из окон нашего дома на ул. Катерной было видно слева одно из таких сооружений с остатками колючей проволоки, окружавшей его, а справа вдалеке над бухтой- огромные сдвоенные "уши" радиолокаторов. Такая картина мне запомнилась с детства...
Хороший цикл , но вот информацию "Здесь была устроена зенитная батарея, вооруженная двумя спаренными 76-мм корабельными установками" стоило бы перепроверить. Во время Великой Отечественной войны на вооружении ни в КА, ни в ВМФ СССР, спаренных зенитных орудий такого калибра не было. Были опытные спарки 37-мм, но они были установлены на Константиновной батарее, т.е. через бухту от 10-ки. Возможно речь о том, что в составе батареи было всего два орудия - пара.
Верещагин,
Две двухорудийные щитовые зенитные установки 81К, калибром 76 мм. Уникальные щитовые установки 81К (их было произведено всего 6 шт.) предназначались для линкоров. Оставшиеся в Севастополе после начала войны, предназначались для ЛК "Парижская коммуна".
madagarova,
О том что одна из таких опытных установок ( при том, что до весны 1941 их действительно изготовили шесть) возможно была смонтирована на лидере "Ташкент"знаю, хотя по документам это была 39К с ЭМ "Огневой". Знаю что четыре до июля 1941 -го точно проходили испытания на ЛК "Марат" и "Октябрьская Революция" (БФ), а вот о том что еще две Завод № 8 им. М.И. Калинина передал на ЧФ для "Парижской коммуны" никакой информации не имею, не попадалось. Поделитесь источником?
Верещагин,
https://cheslav-kara.livejournal.com/89330.html
d dd,
и вот тут молодые люди пытаются коммерческие рельсы строить
https://xn----ktbhct7azcny.xn--p1ai/objects/10-beregovaya-batareya
Верещагин,
Лет 5-6 назад читала у Неменко. Точнее, увы, не вспомню.
madagarova,
Спасибо, я уважаю Неменко за то что он делает, но не встречал конкретных документов, а, к примеру, случись немцам захватить эти установки (пусть даже выведенные из строя), весьма велика вероятность что были бы и какие то следы от них (есть например их фото спарки 37-мм на Константиновской), и в тех воспоминаниях участников обороны, которые мне встречались, тоже не увидел упоминаний (может конечно пропустил), а ведь это довольно примечательные системы, для тех времен, это как танк "Армата" на фронте для сегодняшних событий, трудно не заметить, если есть. Т.е. тут интересный сюжет закручивается: если реально были то куда делись? Развалили взрывом на атомы, или разобрали на винтики и разбросали по бухте, а может успели вывезти в самый последний момент, как-никак новая экспериментальная техника врагу не должна доставаться?
Часть батареи находится на территории лабораторий ИнБЮМа, в 90х годах подземелья использовали как склад всякого хлама.
Восстановить обваловку батареи, установить неприкосновенную зону по контуру батареи, почистить, обустроить - и получится большая выставочная площадка...