Причиной ремонта здания Византийской истории (бывшего настоятельского корпуса Херсонесского монастыря) стало устранение чрезвычайного происшествия природного характера – сильных ливней и ураганного ветра.
«Летом 2021 года во время непогоды аварийная крыша начала протекать, создав угрозу для музейных экспонатов, размещенных в здании, а также для электрооборудования и сотрудников, находящихся в этих помещениях. Напомним, здесь располагается постоянная византийская экспозиция музея-заповедника, посвященная истории Херсонеса в средневековую эпоху, где хранится более 3 тысяч уникальных экспонатов», – заявили в музее.
После обследования здания специалистами музея, министерство культуры РФ выделило соответствующие финансовые средства на противоаварийные работы, которые были впоследствии согласованы Государственным всероссийским центром экспертизы и сертификации в области охраны и реставрации памятников истории и культуры («Росгосэкспертиза»).
За всеми работами следит заместитель директора по музеефикации и охране объектов культурного наследия музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Сарапулкина.
«Настоящее здание никогда, ни в украинский период, ни в период нахождения под юрисдикцией Российской Федерации, статус объекта культурного наследия не имело. Более того, ещё в украинский период здание подвергалось различным ремонтным работам: большая часть оконных рам на первом и втором этажах была заменена на пластиковые, а также частично был покрашен фасад. Работы, которые проводятся сейчас, имеют статус противоаварийных», – сказала она.
В музее говорят, что с момента постройки здание регулярно ремонтировалось и реконструировалось, изменялась планировка помещений.
Поводом для очистки каменной кладки здания стала плесень.
«В некоторых местах система слива с кровли была собрана неудачно, и вода стекала прямо по фасаду здания, от чего камень позеленел, его начала поражать плесень. Сейчас, чтобы предотвратить разрушение стен, все эти участки необходимо очистить. После этого будем покрывать камень гидрофобным составом для его защиты от ветра, влаги и грибка, проще говоря – от разрушения. Гидрофобизирующий раствор зафиксирует натуральный цвет камня и сохранит его от негативного воздействия окружающей среды на долгие годы», – рассказал главный инженер музея-заповедника Иван Каплий.
Все исторически значимые элементы на фасаде обещают сохранить.
Нетронутыми останутся даже следы от пуль и надписи, сделанные защитниками Севастополя в период обороны.
Прохудившуюся кровлю ремонтируют и перекрывают, чтобы устранить все протечки.
Заменят и старые рамы советских времён, которые устанавливали во время восстановления здания после войны. Древесина на окнах давно сгнила и ее начал уничтожать шашель.
Кроме того, оконные рамы, установленные более 40 лет назад, уже не могли обеспечить необходимый температурно-влажностный режим, который крайне необходим для сохранности экспонатов.
«Заржавели и вышли из строя штампованные петли еще советского времени, поэтому проветривать помещения стало просто небезопасно. Сейчас подрядчик устанавливает одинаковые одностворчатые окна, цвет которых имитирует древесину и соответствует ранее установленным пластиковым рамам на первом этаже здания», – заявляют в музее.
Завершить противоаварийные работы планируется к лету, чтобы в высокий сезон византийская экспозиция вновь открыла свои двери для посетителей. Сейчас работы идут в соответствии с графиком.
Ранее заместитель председателя севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Степан Самошин заявил, что механическая зачистка фасада бывшего настоятельского корпуса Херсонесского монастыря несёт угрозу стенам знакового здания.
Евгений Трошкин
Обсуждение (17)
Двоечники и необразованные ( бескультурные) правят нынче культурой.
Кому вы лечите? На фото никаких следов действия шашеля нет, да и быть не может, потому как древесина давно уже обработана была. Лучшим средством борьбы с гниением древесины является обыкновенная эмаль ПФ-115. А на первом фото вообще окна пластиковые установлены в здании, просто коричневого цвета. Да и вообще, при чем тут окна и фасад? фасад тоже шашель подгрызает?
А ответ предельно прост, и ответ - единственный, как пелось у Высоцкого: бабло. Просто на ремонте можно неплохо нажиться, купить себе очередную хатынку на "югхах"
Судя по фото, древесина не сгнила. За рамами просто никто не ухаживал, как положено. Даже стёкла не везде есть.
Да, у музея крыша потекла. Это заметно.
Вчера я уже комментировал эти нелепые оправдания, приведу свой текст.
Тем временем руководство Херсонесского музея предприняло попытку оправдаться. Оказалось, после летних дождей крыша потекла, а фасады позеленели и заплесневели. Проблема серьёзная, но историческое здание требует совсем иного подхода – деликатного, а не топорного, который наблюдается сейчас. Шлифовать каменную облицовку, т. е. буквально срезать слой камня, в 21 веке просто дикость. Наберите в поисковике «СВАО» (струйно-вихревая абразивная очистка), и вы увидите, какие чудеса творят современные методы реставрации, позволяя счищать грязь, не травмируя даже самый нежный материал.
Деревянные рамы – «советских времён», акцентируют музейщики. Несомненно, часть из них была восстановлена после войны. При этом ваши предшественники, дорогие коллеги, потрудились воссоздать оригинальную расстекловку и сохранить фурнитуру, уважая исторический облик здания. Вы же гордо ставите «одинаковые одностворчатые окна, цвет которых имитирует древесину и соответствует ранее установленным пластиковым рамам на первом этаже здания». Вы ИМИТИРУЕТЕ и равняетесь на ПЛАСТИК. Но люди ждут от исторического музея подлинности, а не имитации. В Эрмитаже почти 2000 окон и все они деревянные.
Добавлю фото. Посмотрите, какую огромную роль играют оконные рамы в восприятии архитектуры здания.
Интересно, как списываются средства на ремонт? Указана реальная цена дешевых окон? А, стулья из Ливадийского дворца в кабинете директора случайно на пластиковые не заменили? Может, их то же шашель поел?
Та шо там окна! Раз не ОКН - снести и построить 5-этажку с облицовкой цветной плиткой, как в Форосском парке! (сарказм, если кто не понял...)
А "специалисты" музея на все руки мастера, даже здание обследовали, и вынесли приговор"только ремонт".Да, денежки всем нужны, да побольше. Д.Д.Д.
to Ольга Морская: А она уже не на одном сидит? Стулья из дворца
Опять этот шашель всему виной оказывается, а мы то думали ...
Нормальный хозяин никогда не будет укладывать плитку на пол, если течёт крыша. Аварийность здания оказалась большой неожиданностью? Может стоило начать с крыши, а не с настилов?
И таки да, кухарка может править государством, как сказали очень давно.
".... и жалкий лепет оправданья..."
Бездари. Даже текст в своё оправдание не смогли написать не такой уж топорный. Шашель! Сразу украинский старый анекдот вспоминается (... усё зъил шашель...) . А насчёт неработающих петель и шпингалетов?!! Поучитесь у немцев, например, как это всё можно сохранить. Там не только в музеях всё сохранено. Люди живут в фахверковых домах 16 века со всеми аутентичными деталями. Просто менталитет другой, а у нас в уникальных музеях работают равнодушные непрофессионалы. ( фото с немытым окном одно чего стоит! )
to tatarin67:
У кухарки тогда, пожалуй, лучше получалось. Сказывается разница в отношении: для ТОЙ кухарки всё вокруг было народное, а значит - своё, за которым смотреть надо и ухаживать, а для нынешних кухарок "своё" - это только то, что числится в собственности.
"....ее начал уничтожать шашель...." в голове у руководства заповедника шашель....и очень большой!!!
Вот что бывает, когда какие-то загадочные формы жизни имитируют руководство музея.
Говорите: механическая зачистка лицевой поверхности стен - противоаварийные работы? Ну-ну... Вы что, людей за идиотов держите? Это как разминирование с помощью экскаватора...
Шашель не дерево поел, а мозги.
На фото из подвала рама дубовая - шашель зубы обломает....., да и с ходами шашеля - это вообще раритет, итальянская мода. Больших денег стоит имитация мебели под шашель! Шипку стекла забыли вставить, да оно и к лучшему - лучше будет проветриваться подвал. А вред от металлопластика для вентиляции помещения уже давно известен! И для лёгких человека, кстати тоже.
Каков фасад 1963 года - загляденье! Спасибо общественнику Степану за фото! Это почти Италия! Венеция! Так и грезились бы на балконе этом Ромео и Джульетта, а не отморозова....
Витражи действительно - загляденье! К этому и надо приводить фасад, а не к пластмассе, которая сгорит на пекле нашем.
Брать бы пример с бескорыстных общественников, а не судиться с ними и не прелякаться...