чт, 14/12/2017 - 17:27

В Диалоге США с Россией Крым останется разменной монетой, – политологи

В США снова заговорили о статусе Крыма. По мнению политологов, это лишь повод для давления на Россию, и на самом деле разговор идёт о существовании Украины.

Позиция США в отношении статуса Крыма остаётся неизменной: это территория Украины, и её целостность должна быть сохранена. Об этом заявил посол США в России Джон Хартман.

«На этот вопрос может ответить любой человек, знакомый с международным правом: Крым – это Украина. Для улучшения российско-американских отношений восстановление территориальной целостности Украины совершенно необходимо», – сказал на официальной странице американского посольства в Twitter.

Представители экспертного сообщества полагают, что заявление американского посла в большей степени касаются судьбы Украины, развитие же дипломатических отношений зависит от того, сумеют ли Россия и США заинтересовать друг друга.

Плацдарм для давления

По мнению крымского политолога Александр Форманчука, позиция американского руководства в его нынешнем составе в отношении статуса Крыма останется неизменной и периодически будет всплывать с целью политического давления на Российскую Федерацию.

«В том коридоре, в котором сейчас развиваются отношения между Россией и США, это означает, что Соединенные Штаты не признáют и при нынешней администрации – не будем загадывать дальше – не будут признавать Крым частью российской территории. Они сегодня в этом плане используют Украину как удобный плацдарм для давления на Россию. Это их стратегическая задача была тогда ещё, когда Нуланд раздавала печенюшки, и был Майдан, и сегодня это всё сохраняется. Поскольку Трамп сегодня абсолютный заложник политики американского истеблишмента, то, естественно, они время от времени озвучивают такую позицию», – сказал он.

Виктория Нуланд на Майдане в Киеве, февраль 2014. Фото: РИА Новости

В то же время, полагает политолог, США вынуждены будут вести диалог по ряду других вопросов, стратегически важных для обоих государств.

«Всё-таки Трамп понимает, что такая политика не должна допустить лобового столкновения с Россией, поэтому по каким-то острым другим вопросам в мире, таким как Сирия, допустим, Северная Корея и так далее, всё равно Соединенные Штаты вынуждены будут вступать в контакт с Россией для решения этих проблем. А украинская проблема будет использоваться как разменная монета для стратегического курса», – подытожил Александр Форманчук.

Надо повышать ставки

В свою очередь, политолог Андрей Никифоров считает, что заявление посла Соединенных Штатов следует расценивать не с позиции обсуждения исключительно статуса Крыма, а с точки зрения перспектив украинского государства.

«Мне кажется, что уже совершенно чётко обозначено, что необходимо в этом диалоге с Соединенными Штатами Америки просто повышать ставки. Собственно говоря, эти американские заявления следует именно так и расценивать. То есть надо вести диалог не о судьбе Крыма, а о судьбе Украины. Если они так пекутся о территориальной целостности Украины, то задача может быть поставлена таким образом, чтобы этого государства – я подчеркиваю: не людей, не страны, а именно государства – вообще как бы и не существовало в итоге этих переговоров», – сказал он.

Кроме того, отметил Никифоров, нужно учитывать те события, которые сегодня происходят на Украине, а также наличие атомных электростанций на территории государства и межконтинентальных газовых и нефтекоммуникаций: «Вообще, на самом деле, когда у тебя под боком скачет обезьяна с гранатой, это, наверное, просто небезопасно».

«По сути России дают понять, что надо говорить о том, что делать с Украиной, как осуществлять её денацификацию, демонополизацию, декриминализацию этой территории. Думаю, что здесь как раз, может быть, не сразу, не через год или два, но может быть достигнуто какое-то вполне конкретное решение. Ну когда-то Германию смогли перевоспитать совместными усилиями Запад и Советский Союз, почему бы в перспективе то же самое не сделать с Украиной? В таком контексте и крымский вопрос, и вопрос Донбасса, и вопрос федерализации решаются автоматически. Вот эту проблему надо ставить, потому что, собственно говоря, ИГИЛ как бы мелко плавает по сравнению с тем, что зреет в этом диком поле», – убеждён политолог.

Антанта –3

Что же касается российско-американских отношений, то перспектива их развития хоть и «достаточно туманная», но зависит от того, смогут ли оба государства найти поле для взаимопонимания, которое «сделает эти страны более интересными друг другу».

«Соединенные Штаты сейчас России более интересны хотя бы потому, что у нас ходит доллар США, а у них рубль практически нет. Если Россия найдёт такие форматы, в которых она Соединенным Штатам интересна, то, собственно говоря, диалог появится. Это не значит, что нужно подстраиваться. Надо гнуть свою линию, и когда у нас совпадут проблемы, тогда и обозначится совершенно новая линия этих отношений», – полагает Никифоров.

В качестве примера эксперт привёл ситуацию времён Второй мировой войны, когда Россия и США объединили усилия в борьбе с единым врагом – нацистской Германией.

«Сказать, что таких потенциальных общих врагов сейчас нет, нельзя. Они есть, мало того, они повсеместно. Если приглядеться, то в глобальном плане все потенциальные враги Америки являются потенциальными врагами России. Если не впадать в амбиции, истерики, снять пелену российской угрозы и информационной агрессии, то окажется, что на самом деле в реальном мире есть масса общих интересов, но они не актуализированы на сегодняшний день», – считает политог.

Андрей Никифоров уточнил, что, помимо соблюдения своей линии, российской международной политике важно не упустить этот момент актуализации, «когда какая-то Антанта – состоится»: «Надеюсь, можно будет обойтись без третьей мировой войны для этого», – заключил эксперт.

Полина Ласькова

Теги:
Читайте также: