Новости мира

Украина и Швеция: что стоит за меморандумом о закупке истребителей Gripen

Служба новостей ForPost

Зеленский подписал в Швеции меморандум о намерениях приобрести до 150 Gripen.

Украина и Швеция: что стоит за меморандумом о закупке истребителей Gripen
Фото:
Sora AI|ForPost

Занимающий пост президента Украины Украины Владимир Зеленский во время визита в Швецию подписал меморандум о намерениях, предполагающий будущую закупку до 150 шведских многоцелевых истребителей JAS 39 Gripen. Документ не является контрактом в классическом смысле: речь идёт о политико-техническом соглашении, которое фиксирует интерес Киева к шведской машине и задаёт рамки для дальнейших переговоров между украинским правительством и концерном Saab. Однако даже на уровне меморандума эта инициатива вызывает вопросы — прежде всего финансовые и производственные.

Сколько может стоить закупка Gripen

Стоимость одного истребителя Gripen E/F в зависимости от комплектации оценивается в диапазоне от 85 до 230 миллионов долларов. Минимальная сумма отражает базовую версию без вооружения и инфраструктуры, максимальная — включает полный пакет: ракетное вооружение, запасные двигатели, наземное оборудование, обучение пилотов и техников, а также создание сервисной сети.

При пересчёте на заявленный объём в 150 машин общая стоимость проекта может составить от 12 до 30 миллиардов долларов США. Для сравнения, это сопоставимо с половиной годового бюджета Украины или почти с трёхлетним объёмом всей иностранной военной помощи, полученной страной с 2022 года. Даже если поставки и оплата будут растянуты на десятилетие, финансовая нагрузка останется колоссальной.

По состоянию на осень 2025 года дефицит государственного бюджета Украины составляет около 1,64 триллиона гривен, что эквивалентно порядка 40 миллиардов долларов США. Более 50 % всех государственных расходов покрываются за счёт внешнего финансирования — грантов и кредитов стран-партнёров. В этих условиях самостоятельная оплата столь масштабного контракта без целевого финансирования со стороны союзников практически невозможна, а о таком пока не сообщалось.

Когда могут быть готовы 150 самолётов

Даже при наличии средств вопрос сроков остаётся ключевым. Saab с 2021 года серийно выпускает истребители Gripen E для ВВС Швеции и Бразилии. Производственные мощности завода в Линчёпинге позволяют собирать примерно 18–25 самолётов в год. Даже при условии полной загрузки и открытия дополнительных линий в Бразилии объём в 150 машин потребует 6–10 лет производства.

Помимо сборки корпусов, в сроки войдут интеграция вооружения, сертификация оборудования под украинские стандарты, обучение пилотов, а также подготовка инфраструктуры для обслуживания самолётов. С учётом этих факторов первые Gripen могут появиться в украинском небе не ранее второй половины десятилетия, то есть после 2028–2030 годов.

Реализация подобного проекта в текущих условиях будет возможна лишь при условии широкой международной кооперации: участия стран ЕС в финансировании, предоставления льготных кредитов, а также политического решения Швеции на экспорт боевых самолётов в зону конфликта. Пока меморандум лишь открывает дорогу для таких переговоров, не гарантируя их успешного завершения.

«Это соглашение не направлено на какие-либо конкретные новые поставки в этот момент, это о долгосрочном сотрудничестве и возможности получить большое соглашение между нашими странами. Что-то около 100—150 истребителей Gripen E. Это позволит построить очень серьезные воздушные силы на Украине», — сообщил премьер Швеции Ульф Кристерссон на совместной пресс-конференции с Зеленским. 

При этом Зеленский заявил, что самолёты эти начнут использоваться уже в следующем году.

Меморандум о намерениях по Gripen — скорее стратегический сигнал, чем реальная сделка. Он демонстрирует стремление Киева закрепить технологические связи с Европой и выйти за рамки американской программы F-16. Однако финансовые, производственные и политические ограничения делают быструю реализацию проекта маловероятной. Даже при оптимистичном сценарии разговор о поставках пойдёт не ранее конца десятилетия, а сама стоимость — десятки миллиардов долларов — станет одной из крупнейших оборонных программ в истории Украины. Кроме того, непонятно, как в украинских ВВС будет уживаться дальнейший "зоопарк", где есть самые разные модели самолётов от различных производителей.

1601
Поделитесь:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (2 голосов)
Обсуждение (1)
gunner
1166
gunner

Откуда деньги, Карл???

Главное за день

Крупный пожар случился в российском порту после ночной атаки ВСУ

Огонь охватил резервуары с нефтепродуктами.
11:18
0
757

Федеральный центр не скупится на поддержку севастопольских виноградников

После таких субсидий закономерно ждать от винной отрасли хорошей отдачи.
11:05
8
306

В Крыму снова закрыли дорогу на Ай-Петри

Проезд со стороны Соколиного временно запрещён из-за ремонта всем видам транспорта.
17:26
0
2807

Какие поезда весной перестанут ходить в Крым

Продажа билетов на некоторые направления приостановлена.
11:24
2
9624

На что дорожному предприятию Крыма выделяют шесть миллиардов

Запланированные работы повысят безопасность на дорогах полуострова.
09:26
2
1197

Крым снова считает воду

Где ждать графиков и что изменится в 2026 году.
18:30
10
8506
Туризм

Как традиция из «Иронии судьбы» снова вошла в моду

Почему баня стала спасательным кругом для молодёжи.
10:15
0
263

Дорогой туристический маршрут по южному Крыму снова заработал

За семейную прогулку придётся отдать десять тысяч.
16:28
4
12057

С чем связан бум на зарубежный отдых среди россиян

Всё больше сограждан предпочитают отдыхать за границей.
15:19
1
972

В Севастополе из тени вышли менее полусотни гостевых домов

Остальные с 1 января не смогут оказывать и рекламировать свои услуги.
14:05
8
2049

Успех с неприятным привкусом: в какие регионы едет больше всего туристов

Только один из пяти топовых регионов показал прирост гостей, остальные — в минусе.
11:13
0
933