Новости мира

Украина и Швеция: что стоит за меморандумом о закупке истребителей Gripen

Зеленский подписал в Швеции меморандум о намерениях приобрести до 150 Gripen.

Фото:
Sora AI|ForPost

Занимающий пост президента Украины Украины Владимир Зеленский во время визита в Швецию подписал меморандум о намерениях, предполагающий будущую закупку до 150 шведских многоцелевых истребителей JAS 39 Gripen. Документ не является контрактом в классическом смысле: речь идёт о политико-техническом соглашении, которое фиксирует интерес Киева к шведской машине и задаёт рамки для дальнейших переговоров между украинским правительством и концерном Saab. Однако даже на уровне меморандума эта инициатива вызывает вопросы — прежде всего финансовые и производственные.

Сколько может стоить закупка Gripen

Стоимость одного истребителя Gripen E/F в зависимости от комплектации оценивается в диапазоне от 85 до 230 миллионов долларов. Минимальная сумма отражает базовую версию без вооружения и инфраструктуры, максимальная — включает полный пакет: ракетное вооружение, запасные двигатели, наземное оборудование, обучение пилотов и техников, а также создание сервисной сети.

При пересчёте на заявленный объём в 150 машин общая стоимость проекта может составить от 12 до 30 миллиардов долларов США. Для сравнения, это сопоставимо с половиной годового бюджета Украины или почти с трёхлетним объёмом всей иностранной военной помощи, полученной страной с 2022 года. Даже если поставки и оплата будут растянуты на десятилетие, финансовая нагрузка останется колоссальной.

По состоянию на осень 2025 года дефицит государственного бюджета Украины составляет около 1,64 триллиона гривен, что эквивалентно порядка 40 миллиардов долларов США. Более 50 % всех государственных расходов покрываются за счёт внешнего финансирования — грантов и кредитов стран-партнёров. В этих условиях самостоятельная оплата столь масштабного контракта без целевого финансирования со стороны союзников практически невозможна, а о таком пока не сообщалось.

Когда могут быть готовы 150 самолётов

Даже при наличии средств вопрос сроков остаётся ключевым. Saab с 2021 года серийно выпускает истребители Gripen E для ВВС Швеции и Бразилии. Производственные мощности завода в Линчёпинге позволяют собирать примерно 18–25 самолётов в год. Даже при условии полной загрузки и открытия дополнительных линий в Бразилии объём в 150 машин потребует 6–10 лет производства.

Помимо сборки корпусов, в сроки войдут интеграция вооружения, сертификация оборудования под украинские стандарты, обучение пилотов, а также подготовка инфраструктуры для обслуживания самолётов. С учётом этих факторов первые Gripen могут появиться в украинском небе не ранее второй половины десятилетия, то есть после 2028–2030 годов.

Реализация подобного проекта в текущих условиях будет возможна лишь при условии широкой международной кооперации: участия стран ЕС в финансировании, предоставления льготных кредитов, а также политического решения Швеции на экспорт боевых самолётов в зону конфликта. Пока меморандум лишь открывает дорогу для таких переговоров, не гарантируя их успешного завершения.

«Это соглашение не направлено на какие-либо конкретные новые поставки в этот момент, это о долгосрочном сотрудничестве и возможности получить большое соглашение между нашими странами. Что-то около 100—150 истребителей Gripen E. Это позволит построить очень серьезные воздушные силы на Украине», — сообщил премьер Швеции Ульф Кристерссон на совместной пресс-конференции с Зеленским. 

При этом Зеленский заявил, что самолёты эти начнут использоваться уже в следующем году.

Меморандум о намерениях по Gripen — скорее стратегический сигнал, чем реальная сделка. Он демонстрирует стремление Киева закрепить технологические связи с Европой и выйти за рамки американской программы F-16. Однако финансовые, производственные и политические ограничения делают быструю реализацию проекта маловероятной. Даже при оптимистичном сценарии разговор о поставках пойдёт не ранее конца десятилетия, а сама стоимость — десятки миллиардов долларов — станет одной из крупнейших оборонных программ в истории Украины. Кроме того, непонятно, как в украинских ВВС будет уживаться дальнейший "зоопарк", где есть самые разные модели самолётов от различных производителей.

Главное за день

Словакия грудью встала на защиту российских денег от Еврокомиссии

Теперь уже две страны выступают против передачи российских активов Киеву.
18:49
0
304

Квартиру с «сюрпризом» в исторической вилле продают на юге Крыма

Эксперт рассказал, кого может заинтересовать такая недвижимость.
18:30
0
1145

В России разработан технологический сбор, который уже окрестили «утильсбором на стиралку»

Когда сбор начнёт действовать, кто будет платить, как его оценивают эксперты?
18:19
5
695

Аксёнов отчитался Путину о новых тенденциях развития Крыма

Социальные проекты, экотехнопарки и модернизация дорог: о чём сообщил Сергей Аксёнов на встрече с президентом РФ.
17:26
1
452

Редкую коллекцию ретроавтомобилей хотят переманить из Севастополя в Крым

130 военных и гражданских машин живут под открытым небом и ищут крышу над головой.
19:02
9
2390
Туризм

Страшное ДТП грузовика и автобуса с российскими туристами произошло в Египте

Одна россиянка погибла и, как минимум, четверо граждан госпитализированы в тяжёлом состоянии.
14:15
0
612

«Пансионаты Севастополя» станут акционерным обществом

Консенсус о реорганизации ГУПС в форму АО уже принят в правительстве региона.
12:01
4
966

120 лет спустя: новая галерея искусства открылась в старом доме художника в Крыму

Новое арт-пространство в межсезонье работает только по выходным.
12:32
0
1240

Какую память хранят экспонаты музея электротранспорта Крыма

В трёх залах экспозиции выставлены сотни артефактов.
18:28
0
2509

Евросоюз планирует ещё больше ужесточить выдачу виз россиянам

Право на въезд в любую страну Шенгенской зоны будет выдаваться лишь в крайне ограниченных случаях.
14:55
0
493