Новости мира

Украина и Швеция: что стоит за меморандумом о закупке истребителей Gripen

Зеленский подписал в Швеции меморандум о намерениях приобрести до 150 Gripen.

Фото:
Sora AI|ForPost

Занимающий пост президента Украины Украины Владимир Зеленский во время визита в Швецию подписал меморандум о намерениях, предполагающий будущую закупку до 150 шведских многоцелевых истребителей JAS 39 Gripen. Документ не является контрактом в классическом смысле: речь идёт о политико-техническом соглашении, которое фиксирует интерес Киева к шведской машине и задаёт рамки для дальнейших переговоров между украинским правительством и концерном Saab. Однако даже на уровне меморандума эта инициатива вызывает вопросы — прежде всего финансовые и производственные.

Сколько может стоить закупка Gripen

Стоимость одного истребителя Gripen E/F в зависимости от комплектации оценивается в диапазоне от 85 до 230 миллионов долларов. Минимальная сумма отражает базовую версию без вооружения и инфраструктуры, максимальная — включает полный пакет: ракетное вооружение, запасные двигатели, наземное оборудование, обучение пилотов и техников, а также создание сервисной сети.

При пересчёте на заявленный объём в 150 машин общая стоимость проекта может составить от 12 до 30 миллиардов долларов США. Для сравнения, это сопоставимо с половиной годового бюджета Украины или почти с трёхлетним объёмом всей иностранной военной помощи, полученной страной с 2022 года. Даже если поставки и оплата будут растянуты на десятилетие, финансовая нагрузка останется колоссальной.

По состоянию на осень 2025 года дефицит государственного бюджета Украины составляет около 1,64 триллиона гривен, что эквивалентно порядка 40 миллиардов долларов США. Более 50 % всех государственных расходов покрываются за счёт внешнего финансирования — грантов и кредитов стран-партнёров. В этих условиях самостоятельная оплата столь масштабного контракта без целевого финансирования со стороны союзников практически невозможна, а о таком пока не сообщалось.

Когда могут быть готовы 150 самолётов

Даже при наличии средств вопрос сроков остаётся ключевым. Saab с 2021 года серийно выпускает истребители Gripen E для ВВС Швеции и Бразилии. Производственные мощности завода в Линчёпинге позволяют собирать примерно 18–25 самолётов в год. Даже при условии полной загрузки и открытия дополнительных линий в Бразилии объём в 150 машин потребует 6–10 лет производства.

Помимо сборки корпусов, в сроки войдут интеграция вооружения, сертификация оборудования под украинские стандарты, обучение пилотов, а также подготовка инфраструктуры для обслуживания самолётов. С учётом этих факторов первые Gripen могут появиться в украинском небе не ранее второй половины десятилетия, то есть после 2028–2030 годов.

Реализация подобного проекта в текущих условиях будет возможна лишь при условии широкой международной кооперации: участия стран ЕС в финансировании, предоставления льготных кредитов, а также политического решения Швеции на экспорт боевых самолётов в зону конфликта. Пока меморандум лишь открывает дорогу для таких переговоров, не гарантируя их успешного завершения.

«Это соглашение не направлено на какие-либо конкретные новые поставки в этот момент, это о долгосрочном сотрудничестве и возможности получить большое соглашение между нашими странами. Что-то около 100—150 истребителей Gripen E. Это позволит построить очень серьезные воздушные силы на Украине», — сообщил премьер Швеции Ульф Кристерссон на совместной пресс-конференции с Зеленским. 

При этом Зеленский заявил, что самолёты эти начнут использоваться уже в следующем году.

Меморандум о намерениях по Gripen — скорее стратегический сигнал, чем реальная сделка. Он демонстрирует стремление Киева закрепить технологические связи с Европой и выйти за рамки американской программы F-16. Однако финансовые, производственные и политические ограничения делают быструю реализацию проекта маловероятной. Даже при оптимистичном сценарии разговор о поставках пойдёт не ранее конца десятилетия, а сама стоимость — десятки миллиардов долларов — станет одной из крупнейших оборонных программ в истории Украины. Кроме того, непонятно, как в украинских ВВС будет уживаться дальнейший "зоопарк", где есть самые разные модели самолётов от различных производителей.

225
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Главное за день

Крымчане продолжают мёрзнуть: на запуск отопления может уйти до 14 дней

Профильные службы не успели подготовиться к осени.
17:24
1
516

Вынесен приговор чиновнице и «известному» юристу Гефтману за «земельную аферу» в Севастополе

Разбирательства длились около года. Приговор в силу еще не вступил.
15:00
14
3931

Массированный удар по Ростовской области: опубликованы кадры последствий атаки БПЛА

Главный удар пришёлся на Батайск — город-спутник Ростова-на-Дону.
11:20
0
2143

Новое дело с хищением на полмиллиарда связано с Южным военным округом

По версии следствия, деньги Минобороны были похищены при выполнении госконтракта.
19:15
5
2126
Туризм

Спицы и краски: почему молодёжь выбирает «бабушкины хобби»

Пока одни нервно листают ленту, другие вяжут свитера и ловят волну медитации.
19:15
0
115

Какие поезда поедут в Севастополь в новогодние праздники

Глобальных изменений перевозчик не обещает.
19:01
0
282

Wildberries купила крупнейшего туроператора. Как это скажется на цене туров?

Интеграция маркетплейса с турбизнесом может снизить цены на туры благодаря политике скидок, считают эксперты.
15:20
0
361

Путешествия в Россию стали трендом для жителей одной из самых закрытых стран мира

Число гостей из страны с строгими традициями может вырасти в пять раз
17:43
0
1711

Инвестиция или проблема: чем отличаются апартаменты от квартиры в Крыму

«Доступное жильё у моря» потребует не только вложений, но и компромиссов.
17:28
5
4815

Новый глэмпинг на ЮБК получил иск от Севастополя

Сходные проблемы и у других севастопольских глэмпингов.
16:05
15
3148