ср, 13/04/2022 - 18:08

Судьбу земли Севастополя на слушаниях часто решает всего один человек

Как правило, он со всем безоговорочно согласен.

Общественные обсуждения в Севастополе могут состоять из одного человека, мнение которого оказывается определяющим для судьбы земельных участков, одобрения строительных проектов и других инициатив, влияющих на комфорт всех севастопольцев. К такому выводу можно прийти, изучая опубликованные на сайте правительства Севастополя отчеты о проведенных публичных слушаниях.

Так, на проходящих с 28 января по 28 февраля общественных обсуждениях «Проекта межевания территории в районе ул. Горпищенко, 2» был отмечен всего один участник, предложивший идеи по межеванию земельного участка под котельную. За месяц общественных обсуждений «Проекта планировки и проекта межевания территории кадастрового квартала 91:01:073002 в районе ул. Раенко, г. Севастополь» поступило одно замечание, автор которого в полном объеме поддержал проект, и его мнение по поводу целого кадастрового квартала было увековечено протоколом.

Бывают случаи, когда количество зафиксированных мнений больше одного, но разницы в конечном итоге никакой. Обсуждение «Проекта планировки и проекта межевания территории в районе пр. Октябрьской Революции – сквера им. Астана Кесаева» в г. Севастополе» принесло 21 замечание от граждан, которые, все как один, сводились к фразе «поддерживает в полном объёме».

По словам директора департамента архитектуры и градостроительства Севастополя Максима Жукалова, нижний порог числа участников слушаний действительно не установлен, и общественное обсуждение из одного человека считается легитимным.

«Федеральное и региональное законодательство эти отношения не регулируют никак», – пояснил Максим Жукалов.

Задача департамента, подчеркнул он, сводится к обязанности обеспечить надлежащую публикацию о предстоящих общественных обсуждениях и проинформировать население.

Более того: нельзя исключать, что в обозримой перспективе общественных обсуждений будет в принципе меньше. По словам Максима Жукалова, 2 апреля этого года правительством РФ был принят подзаконный акт, который позволяет субъектам установить случаи, при которых общественные обсуждения вообще не проводятся.

По мнению председателя постоянного комитета законодательного собрания по градостроительству и земельным вопросам Вячеслава Горелова, всё происходящее может говорить о попытках вывести севастопольцев «за скобки» обсуждения проектов, влияющих на весь город.

Он напомнил, что изначально регламенты общественных обсуждений утверждались для того, чтобы устранить от принятия решений по межеванию и другим земельным вопросам людей, аффилированных с застройщиком.

«Застройщик приводит толпу своих сотрудников, за полчаса-час до обсуждения, приходят граждане – им говорят, мест уже нет. «Участники слушаний», представляющие самого застройщика, принимают то решение, которое ему нужно», – описал случаи из практики принятия градостроительных решений в Севастополе Вячеслав Горелов.

Однако, объяснил парламентарий, идея допускать к обсуждениям только тех граждан, которые являются правообладателями находящихся в границах проектирования участков, тоже не свободна от уязвимостей.

«Рисуется некая граница земельного участка, в отношении которого разрабатывается проект межевания и планировки. Границы специально выбираются так, что в них попадают только те, кто заинтересован в этом проекте», – описал ситуацию Вячеслав Горелов.

Даже в тех случаях, если на обсуждения попадают люди с альтернативным мнением, они по итогам всех административно-организационных мероприятий оказываются в меньшинстве. Здесь можно вспомнить общественные обсуждения планирования мыса Хрустальный – первое общественное обсуждение с большим числом участников показало категорическое неприятие идей «культурного кластера» при нескольких жилых домах при нем. На повторных слушаниях уже привлекались только те, кто по новым правилам считается относящимся к обсуждаемому земельному участку – и результаты оказались прямо противоположными.

Возникает исключительно удобная ситуация, когда мнение по поводу судьбы земельного участка выражает только тот, кто на этом участке планирует проект и выступает заказчиком планировки.

«Вся история публичных слушаний и обсуждений превратилась в профанацию», – считает Вячеслав Горелов.

Под красивым флагом, предупреждает глава комитета, от принятия решений по судьбе города отстранили большое количество людей, которые живут в Севастополе и имеют вполне конкретное отношение к этой территории.

Вызывает большую тревогу, отмечает Вячеслав Горелов, что политика игнорирования мнения севастопольцев становится общепринятой практикой: формально позиция может быть выслушана и даже зафиксирована, но на процесс она не влияет никак.

«Когда люди пришли и высказались «против» по мысу Хрустальный, что сказали в департаменте архитектуры? Мнение людей «носит рекомендательный характер», – напомнил Вячеслав Горелов.

Интересно, что общественных обсуждений в ближайшем будущем может стать ещё меньше.

«2 апреля этого года принят подзаконный акт правительства РФ, который позволяет субъектам право установить случаи, когда общественные обсуждения вообще не проводятся», - сообщил директор департамента архитектуры Максим Жукалов.

Николай Сведски

 

Читайте также: