ср, 01/09/2021 - 17:25

«Стали прислугой»: учителя объяснили, почему «бегут из школы»

В некоторых регионах родителей предупредили о нехватке педагогов.

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в начале года заявил, что система школьного образования должна быть открыта для представителей бизнеса, политиков и учёных. Приглашённые спикеры должны рассказывать детям, что нужно сделать для достижения тех или иных результатов.

Возможно, привлечение специалистов извне поможет решить глобальную проблему, с которой столкнулись школы: во многих регионах не хватает педагогов. В некоторых городах родителей уже предупредили, что их детей некому учить — к 1 сентября российским школам не удалось утолить кадровый голод.

О том, почему учителя больше не хотят работать в школе, — в материале ForPost.  

Задача № 1: воспитать неравнодушных педагогов

Перед началом учебного года глава Минпросвещения Сергей Кравцов дал интервью журналу «Вестник образования», в котором заявил, что российские школы нуждаются в учителях, которые «никогда не утрачивают любознательности и стремления открывать что-то новое для себя».

Со слов министра, власти уже предпринимают шаги по взращиванию таких неравнодушных педагогов. Педагогические вузы и Ассоциация развития педагогических университетов разрабатывают концепцию «Ядра высшего педагогического образования», которая обеспечит единство при подготовке педагогов в разных регионах страны. Иными словами, в скором времени учителей будут одинаково готовить как для московских, так и для провинциальных школ. Педагоги станут универсальными и «смогут гибко выстраивать работу, совершенствовать свои навыки».

«Не менее важно уделять внимание ранней профориентации детей, которые проявляют интерес к профессии учителя. Именно с этой целью мы разработали и направили в регионы методические рекомендации по открытию классов психолого-педагогической направленности, в которых школьники смогут учиться по образовательным программам, реализуемым с участием преподавателей педагогических вузов. До 2024 года будет создано не менее 5 тыс. таких классов», — заявил в интервью Кравцов.

Министр подчеркнул, что «совершенствование системы подготовки учителей невозможно без обновления инфраструктуры». Поэтому президент Владимир Путин до 2023 года распорядился выделить 10 млрд рублей на ремонт и оснащение педагогических вузов.

«В 2021 году на проект модернизации материально-технической базы педагогических вузов, который мы назвали «Учитель будущего поколения России», выделено почти 5 млрд рублей. Часть этих средств пойдёт на создание уникальных образовательных пространств — межфакультетских технопарков универсальных педагогических компетенций, которые будут работать по самым разным направлениям — от проектной деятельности до формирования функциональной грамотности. Для этого в проекте предусмотрено и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов», — добавил глава Минпросвещения.

Также в рамках нацпроекта «Образование» в этом году откроются первые десять педагогических «Кванториумов», благодаря которым будущие педагоги смогут ещё во время учебы знакомиться с новейшим учебным оборудованием. В последующие два года такие площадки откроются и в других педагогических вузах.

Читайте также: Если надо — уколюсь: какие подводные камни таит вакцинация школьников

Задача № 2: удержать учителей в школах

Учителя внимательно изучили заявление министра по взращиванию неравнодушных педагогов. Работники среднестатистических школ уверены: чиновники от образования «далеки от педагогической реальности», а все вышеназванные шаги Минпросвещения «не способны остановить бегство учителей из школы».

Сегодня даже те, кто работал по призванию, вынуждены покидать образовательные учреждения, сообщила корреспонденту ForPost активист межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель английского языка Марина Булаева.

«Профессия учителя сегодня крайне непривлекательна для людей с педагогическим образованием и даже для тех, кто считает, что их призвание — учить детей. Я не понимаю, как миллиарды рублей, вложенные в подготовку педкадров, помогут решить проблему кадрового голода в школах. Я не вижу здесь никакой причинно-следственной связи, не понимаю, как это поможет улучшить ситуацию. Причина бегства из школы — это высокая нагрузка и мизерный заработок. Произошло низведение учителя до уровня прислуги. Он виноват во всех бедах и при этом ничего не решает», — уточнила в беседе с корреспондентом ForPost Булаева.

Она уверена: даже если план Минпросвещения РФ по подготовке неравнодушного учителя реализуется на «отлично» и молодёжь пойдёт в школы, то при действующей системе образования молодые специалисты либо откажутся от своего призвания, либо начнут работать по установленному шаблону.

«Даже самый квалифицированный учитель, если у него завышена нагрузка, не сможет реализовать все свои навыки и умения. Он будет только думать о том, как выполнить задачи в режиме ограниченного времени», — считает Булаева.

Заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1567 Лев Соболев придерживается иной точки зрения. Не имея педагогического образования, он почти полвека проработал с детьми и знает, что беда школы — равнодушные учителя, а не повышенная нагрузка. 

«Сегодня многие люди приходят в школу, чтобы пересидеть, перетерпеть. Они в учителя идут из-за безысходности — их больше никуда не берут на работу. Когда у таких педагогов появляется возможность, они охотно покидают систему образования. Несмотря на то, что профессия учитель массовая, на самом деле — она штучная. В школу должны идти только те, кому интересен предмет и дети», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Соболев.

Он не отрицает, что «мизерная учительская зарплата может отбить охоту у желающих работать с детьми». Педагогам обидно, что «девочка, которая только что окончила вуз, работая в офисе, получает значительно больше, чем они в школе при максимальной нагрузке».

Согласно данным интернет-рекрутмента HeadHunter, в Барнауле учителю русского языка и литературы предлагают заработную плату от 22 тыс. рублей. В Твери заработок учителя химии равен 15–20 тысячам рублям. В городе Свободный Амурской области преподавателю ОБЖ готовы платить 7615 рублей.

«Мизерные зарплаты — серьёзная проблема, которую необходимо решать. Но всё-таки на первом месте должен быть интерес к профессии, а не к тому, насколько у тебя толстый кошелёк. На следующий год будет 50 лет, как я работаю в школе, и я ни разу не пожалел о своём выборе — сколько бы мне ни платили. Я ни разу не подумал о том, что мне стоит заняться чем-нибудь другим», — уточнил заслуженный учитель России.

Читайте также: «Майские бюджетники»: учителя и врачи назвали тех, кто обманывает президента

Задача № 3: потратить миллиарды с умом

В средней школе всё меньше остаётся таких учителей, как Лев Соболев. Многие педагоги выбирают репетиторство либо ищут себя в более высокооплачиваемых профессиях. В результате школы испытывают дефицит кадров. По данным главы Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, в этом году кадровый дефицит в сфере школьного образования составляет 250 тыс. человек. В регионах лишь порядка 10-20% выпускников профильных институтов остаются в профессии, остальных отпугивают маленькие зарплаты, непонимание коллектива и пристальное внимание родителей, сообщила Клячко в интервью «Газете.ру».

Наиболее сложная ситуация с кадрами — на селе, отметил в беседе с корреспондентом ForPost директор Аликовской средней школы села Аликово Чувашской Республики Владислав Волков. Привлечь в сельскую школу хорошего программиста, химика или психолога невозможно. Зарплата, которую предлагают в деревне учителям, «не выдерживает никакой критики».

«Катастрофически не хватает математиков, учителей начальных классов, информатики, иностранного языка. Эти специалисты не боятся уходить из школы, так как знают, что будут востребованы на рынке труда. Безусловно, мы можем вести профориентационную работу в школе среди детей, которые хотят стать учителями, но это кардинально не изменит ситуации. Кадровый голод можно утолить только с помощью рыночных инструментов. Выход один — поднять учителям зарплату. Она сегодня не конкурентоспособна, мы не можем предложить достойный заработок молодым специалистам», — уточнил Волков.

Учителей не хватает не только в провинции, но и в городах-миллионниках. Так, например, в Екатеринбурге родители пожаловались на отсутствие учителей-предметников.

«На родительском собрании классный руководитель сообщила, что нет учителя по математике, и когда будет — непонятно. Наш лицей с физико-математическим уклоном, но вот парадокс: лицей с уклоном по физике и математике, но вот учителя по математике у шестиклассников нет!» — рассказала РИА URA.RU екатеринбурженка, чей сын учится в лицее № 130.

Активист межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель английского языка Марина Булаева считает, что 10 млрд, которые власти выделили на ремонт и оснащение педагогических вузов, «нужно было направить на повышение зарплаты учителям».

«Голодный учитель никогда не сделает детей успешными, умными и счастливыми», — резюмировала Булаева.

Оценивая ситуацию в школьном образовании, всё больше педагогов уверены: поговорка о сытом, который не разумеет голодного, становится реальностью. По версии чиновников от образования, во всех бедах в российских школах виновата Снежана Денисовна из «Наша Russia», а не власти, которые, уверены работники школ, экономят на учителях. Поэтому на Change.org появляются петиции «Спасите голодного учителя», а чиновники затем заявляют, что все трудности педагогов вырваны из контекста.

Как бы то ни было, учебный год начался. Школы вновь полны детского смеха, учителя стоят у доски, пытаясь отвлечься от мыслей о том, чем заплатить за кредит и как вежливо отказать директору школы в настоятельной просьбе проголосовать за определённого кандидата на предстоящих выборах в Госдуму. После уроков уставшие педагоги ещё раз внимательно изучат социальные сети на предмет аморального контента. Были случаи, когда педагогов увольняли за фото в купальнике. Никаких провокаций — только знания. Затем уставший учитель ляжет спать с надеждой на то, что утро вечера мудренее. Возможно, 2 сентября ему поднимут зарплату или пригласят политика, который облегчит его труд и расскажет детям о том, почему сегодня депутатом быть хорошо, а учителем… если и быть, то только по призванию.

Читайте также: Путин поручил проверить зарплаты бюджетников

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: