Нестабильная экономическая ситуация привела к снижению спроса на займы, в том числе и в МФО. Не случилось его ожидаемого восстановления и в предновогодние дни. Эксперты отмечают усиление конкуренции за потенциальных клиентов с одновременным сокращением количества доступных инструментов по продвижению. Все это ведет к возрастанию цены привлечения потребителей.
Среди МФО обостряется конкуренция
Третий квартал 2022 г. показал среднюю итоговую стоимость привлечения займов в МФО 3700 руб., что на 19% превысило предыдущий квартал (3 тысячи руб.), отметили в сервисе по альтернативному кредитованию Moneyman, и сравнялось с уровнем 4 квартала 2021. Традиционным пиковым сезоном по займам становится завершающий год квартал, что объясняется возрастанием предпраздничных трат клиентов.
В Moneyman отметили, что в минувшем году сегменту пришлось пережить «уникальную ситуацию к наступлению высокого сезона».
Из-за геополитической обстановки снизилось количество одобрений по заявкам. А падение спроса за третий квартал достигло 15%. Это вызывает усиление конкуренции, следом за которым увеличивается стоимость привлечения.
По уточнению Moneyman, не каждый из игроков активно участвует в конкуренции из-за нестабильности рынка. Около 45% МФО ограничивают вложения для привлечения одного заемщика 1–3 тысячами руб., почти 40% готовы платить за эти действия 3–5 тысяч руб. и только 5 крупнейших компаний вкладывают свыше 5 тысяч руб.
Мнения участников рынка
Рыночные игроки подтверждают тенденцию. Вопреки формально «высокому сезону» до завершения года значительных изменений спроса на рынке микрозаймов не ожидалось, поделился руководитель МФК «Займер» Р. Макаров. Поэтому не случилось снижения стоимости привлечения клиентов. Компания по итогам квартала зафиксировала рост этого показателя на 20%.
Макаров отметил небольшой подъем спроса к Новому году, но он почти вдвое ниже обычного: напряженность среди россиян не спадает, условия для ухода поведения от сберегательной модели пока не работают.
Сейчас это подтверждают более «дорогие» сегменты потребкредитования типа автомобильных или потребительских кредитов, но это относится и к МФО, уверен один из директоров ГК Eqvanta И. Меринов.
Он предположил увеличение стоимости привлечения в 4 квартале минувшего года из-за обострения конкурентной борьбы за клиентов среди кредиторов, рассчитывающих нагнать недополученную прибыль вследствие упавшего спроса.
Проявление глобальной тенденции к изменению стоимости привлечения следует ожидать лишь к концу марта 2023, предположил эксперт МФК «МигКредит» М. Аббясов. Наряду с общеэкономической ситуацией, вызывающей сберегательную модель поведения людей, причина и в регуляторных изменениях — ожидаемое снижение ежедневной ставки до 0,8% приведет к снижению маржинальности рынка микрофинансирования. Это отразится на стоимости привлечения клиентов.
Привлечь потребителей становится труднее и ввиду ограниченности выбора доступных инструментов продвижения из-за блокировки или ухода из РФ некоторых соцсетей и онлайн-сервисов. В связи с этим кредиторы прибегают к зарекомендовавшим себя ранее способам привлечения клиентов. Некоторые МФО предлагают взять первый займ бесплатно, другие - проводят различные акции к праздникам, третьи – расширяют список возможных способов получения денег, в том числе на собственные виртуальные карты и электронные кошельки.
По заявлению гендиректора экосистемы Unicom Д. Африканова, цены растут, предъявляются более высокие требования к качеству трафика. Ряд МФО приступил к пересмотру своих рекламных портфелей и увеличению доли инструментов, способных и снижать стоимость привлечения, и сохранять качество.
Поэтому вопреки поиску компаниями более бюджетных каналов привлечения в первые три квартала прошедшего года отмечено увеличение абсолютных маркетинговых затрат у большинства публичных МФО на 10–20%, рассказал главный эксперт ИК «Иволга Капитал» М. Савиченко. Он уверен в возрастании ценности каждого клиента МФО в текущих условиях.