5 ноября в эфире «Севинформбюро» вышел сюжет об инициативе восстановления на Дворце детства и юношества утраченных скульптурных композиций. После этого в редакции раздался телефонный звонок. Звонящий мужчина рассказал историю, неизвестную до этого даже дочерям Станислава Александровича Чижа, считавшими отца единственным автором. Оказалось, что у скульптур над Дворцом пионеров сразу три автора. И все – добившиеся в будущем званий и наград.
«Принимали два эскиза. Двух авторов. Первый – это Станислав Александрович Чиж и второй – мой папа, Кошкин Константин Гаврилович. Там не вошла фамилия Миньковой Ольги Денисовны, это его супруга, моя мама. Но лепили они скульптуру вторую вдвоём… Вот эту, правую – это папа с мамой делали, а вот эту – Станислав Александрович Чиж» - рассказал Сергей Кошкин.
В Севастополе немало работ супружеской пары скульпторов. Есть они и в музеях. Большая коллекция – в художественном, имени Михаила Петровича Крошицкого. Это сейчас. А тогда с «пионеров» всё только начиналось. Модели были одобрены высокой художественной комиссией. Была одна «идеологическая» поправка.
«Одна из скульптур в этих композициях держала модель кораблика. И было написано: «В целях приближения к образованию заменить кораблик на книгу». Так появилась книга у одного из персонажей» - вспоминает Сергей Кошкин.
Сына родители-скульпторы брали с собой на крышу. Лестница к севастопольским небесам навсегда осталась в памяти.
Когда скульптуры стали разрушаться, Сергей Кошкин пошёл к Станиславу Чижу. Нужно было что-то делать.
«Я пошёл к нему на Володарского. Он сказал: Серёженька, ну тут дело в деньгах. Да потом я уже и не полезу наверх. Я говорю: будут утрачены! Ну, вот так они и были утрачены, эти скульптуры», - говорит Сергей.
Ещё дореволюционное здание было украшено скульптурами. Без них архитектурный ансамбль незавершён, Дворец не «взлетает» над Севастополем. Но работа по воссозданию композиций довольно дорога. «Пионерам» требуются спонсоры.
Сергей Кошкин предполагает, что собрать средства можно было бы по подписке: «Естественно, я бы поучаствовал в этом. И Яна с Сашей Чиж, наверняка бы и скульпторы, и художники. Найти средства, найти исполнителей – вот ряд задач, если это всё-таки дело закрутится».
Вот такие интересные истории бывают в биографии даже исчезнувших памятников.
Елена Анисимова, Дмитрий Лелеко, «Севинформбюро»
Обсуждение (27)
Идея по возврату скульптур отличная.
С деньгами швах! Много не пильнешь - интереса мало...Это не жилье у воды строить...
Любой Севастополец готов поучаствовать. Вопрос лишь в контроле за расходованием средств. Если создать такой фонд думаю все получится. Увы нынешних деятелей туда не подпускать и на пушечный выстрел.
Любой Севастополец готов поучаствовать. Вопрос лишь в контроле за расходованием средств. Если создать такой фонд думаю все получится. Увы нынешних деятелей туда не подпускать и на пушечный выстрел.
Согласна на все 100%! Выступаю за и готова поучаствовать при организации контроля над расходованием. А то дубовиков и меняйл не хотелось бы спонсировать
Какая приблизительная стоимость этого проекта?
Что же Соболев молчит? Выступил с инициативой, сказал "А", пора и "Б" говорить.
С удовольствием дам денег на такое дело.
Форпост, открывайте счет и публикуйте его реквизиты.
С удовольствием дам денег на такое дело. Форпост, открывайте счет и публикуйте его реквизиты.
Жирный плюсик будет! Форпост, не потеряйте инициативу!
Готов оказать посильную финансовую помощь
чтобы таким образом принять участие в восстановлении облика Дворца пионеров времён моего детства.
Ф/П, открывайте счёт.
P.S. К меняйловской чиновничей братии у меня
веры нет и не будет
до полной смены "плавсостава".
А там поглядим.
Дело хорошее, я присоединяюсь!
Давайте, действительно, соберём деньги и поставим скульптуры на Дворец.
to Алексей Процко (Севастополь (ЛДПР))
Алексей, спасибо! Недавно смотрели всей семьёй этот чудесный фильм, посмотрели на Севастополь 70-х годов - как хорошо было! Даже улицу свою увидела )))
А вот эту лестницу никак не могла сообразить, где она. Теперь нашлась
Какие скульптуры, какое восстановление неспециалистами в этой сфере ? Этого нельзя делать категорически не только на объекте культурного наследия , но и на обычной сталинской многоэтажке. Дичь и непрофессионализм...Объясняю как должны делаться подобного рода работы (пример- Москва и Санкт-Петербург).
1.Надо провести историко-кульлтурные исследования, куда входит весь комплекс архивных работ по истории здания со всеми архивными выкопировками и ссылками на них и литературу. Обычно, это-несколько томов альбомов и том текста к ним, во всех подробностях объясняющий историю здания "от" и "до" и историческими чертежами. Чертежи делаются по
строительным периодам.
2.Эти материалы даются на государственную экспертизу, которую проводят лицензированные минкультом РФ эксперты. Эксперты на заседании департамента культурного наследия дают оценку представленной документации, после чего она доделывается по их замечаниям.
3. В экспертизе указываются подробно те детали здания, которые нельзя менять, включая, например, историческое заполнение оконных проемов, архитектурно-декоративное оформление фасадов (подробно по частям) и которые послужили основанием для отнесения объекта к одной их трех групп: памятникам, исторически ценным градоформирующим объектам, объектам историко-градостроительной среды.
В заключение подробно обосновывается вывод экспертизы, в том числе на какой период стоит восстанавливать здание.
4. После этого Департамент культ. наследия Москвы объявляет конкурс на лучший проект, который выигрывает та или иная реставрационная мастерская.
5. Идет отслеживание использования денег и процесса реставрации по этапам.
6. Приемка реставрации по акту экспертами из Минкульта РФ.
Вам надо сделать такую же систему. Плюс, обязательно, в комиссию включать представителей архитектурной общественности.В Москве это-"Архнадзор". Он уже не один год "портит жизнь" московским чиновникам...
to Профессиональный историк (Москва)
Спасибо, уважаемый человек. Хорошая дорожная карта....и она нам, к сожалению, пока не по силам.
to Профессиональный историк (Москва)Дичь и непрофессионализм...Объясняю как должны делаться подобного рода работы (пример- Москва и Санкт-Петербург).
Спасибо за объяснение. Да, мы не профессионалы, но нами руководит сейчас только благородный порыв воссоздать в своём любимом городе то, что было утеряно. И такое движение по сбору денег на этот проект будет поддержано большинством севастопольцев.
Честно говоря, я тоже предположила, что процедура восстановления этих скульптур, а именно документальное оформление, не совсем проста, но было бы желание!:)
Нужно организовать инициативную группу и всё у нас получится.
Уважаемые , уверяю вас, все в ваших силах, если бы мы не боролись за именно этот порядок, в Москве и Питере объектов культурного наследия не было бы...Если есть необходимость, могу разъяснить базовые нормативные документы по этому порядку, критерии отнесения объектов культурного наследия, процедуру экспертизы и как оформляются эти экспертизы. Ни в коем случае не занимайтесь самодеятельностью, типа сбора денег и воодружения скульптур на уже существующее здание.Деньги вы всегда успеете собрать, если подготовите качественную исходную документацию. Сначала делайте ее. То же самое могу посоветовать вашей вменяемой законодательной власти-принять всю эту нашу московскую схему с экспертизами на законодательном уровне. Если нужны официальные московские материалы и методички, обращайтесь, поделюсь забесплатно.
Объясняю еще одну базовую вещь. Если вы соберете деньги и предложите поставить там эти скульптуры, то автоматически возникнет вопрос: скульптуры-часть архитектурно-декоративного оформления здания. Почему они делаются по состоянию на советский период, ведь более ранние, и поэтому, более важные части здания относятся к иной эпохе (т.н. грязелечебница). Т.е. фактически вы предложите игнорировать всю историю и архитектуру здания до времени постановки этих скульптур. К чему это ведет: в предмет охраны не попадут архитектурные периоды и особенности здания других времен, которые, следовательно, можно будет спокойно уничтожить.
Коллеги, будьте 1000 раз аккуратными и осторожными при предложениях по восстановлению или регенерации объектов культурного наследия. Иначе такого наворотить можно...
Почему дворец пионеров, а не Институт физических методов лечения им. И.М.Сеченова. Так, еще через 100 лет предложат установить мемориал Меняйле, вроде был такой, а что до него было-уже не важно
to Профессиональный историк (Москва)
У нас Меняйло "договорился" со штукатурами и они начали Графскую пристань "восстанавливать".
Это не шутка.
Еле-еле остановили это безобразие, в основном силами общественности.
Ну о Херсонесе, надеюсь, Вы в курсе...
".... несколько томов.."...
Поезд, стой раз-два. И поезд остановился. Такова логика наших не уважаемых рукамиводителей
to Воин Света (Севастополь) Готов оказать посильную финансовую помощь чтобы таким образом принять участие в восстановлении облика Дворца пионеров времён моего детства. Ф/П, открывайте счёт. P.S. К меняйловской чиновничей братии у меня веры нет и не будет до полной смены плавсостава . А там поглядим.
Думаю что оптимальным для вас будет, для начала, выяснение истории памятника. Это-обязательный пункт в гос. экспертизе, т.н. "Историческая справка". Она пишется подробно, тем более, что в основе здания-Институт физических методов лечения им. И.М.Сеченова. Изучите материалы по нему, его планировке и фасадам. Это, скажем, задание N 1 для желающих действительно сделать как надо. Должен получится связный текст об истории, структуре и архитектуре Института им. Сеченова. Кстати, этот текст вы потом сможете публиковать в СМИ и печатных изданиях. Дальше-задание N 2-История и архитектура дворца пионеров.
Поэтому, сберегите лучше непросто зарабатываемые вами деньги . Они понадобятся при копировании архивных материалов. Повторюсь, что если воодрузить скульптуры пионеров, это будет крупная архитектурная ошибка, сразу уязвимая и она может быть использована чтобы показывать "как не надо делать".Также лучше создавайте свой "Архнадзор".
Цитата: "Коллеги, будьте 1000 раз аккуратными и осторожными при предложениях по восстановлению или регенерации объектов культурного наследия. Иначе такого наворотить можно..."
Вот эти слова да нашему Градсовету в уши. А вот Гопсовет у нас уже был...
Сейчас приезжие "московские архитекторы" считают, что не все так плохо, -цитата - "Даже уже совершённые архитектурные ошибки в Севастополе можно обратить во благо", - известные российские архитекторы."
Создание своего "Архнадзора" при нынешнем составе Градсовета - миссия невыполнима. Уровень архитекторов не тот. Есть сайт "Деградация Севастополя", так его авторов игнорируют - мешают уродовать город дальше.
Опыт как сделать чудовищные копии - полюбуйтесь - два атакующих солдата у кинотеатра "Победа". А ведь хотели как лучше...
А о мечтах по объявлению КОНКУРСОВ на лучший проект по любой патриотической тематике можно забыть напрочь.
Главное - междусобойчик между заинтересованными людьми. И это в городе федерального значения.
Главное, чтобы такого не произошло.
Эти пионеры непропорциональны по отношению к зданию. Об этом много писали специалисты. Кроме того на дореволюционном здании тоже стояли скульптуры, повреждённые в войну. Их и надо восстанавливать. есть фотографии.
Всё дело в символах. Зачем восстанавливать медицинские символы, которые были специально сделаны для медицинского института? Тогда тут надо обратно выгонять и Дворец Пионеров и Театр Танца и делать институт. А так как здание всё-таки город подарил детям в 1959 году - все разговоры про дореволюционные знаки-скульптуры - ни к чему.
Всё дело в символах. Зачем восстанавливать медицинские символы, которые были специально сделаны для медицинского института? Тогда тут надо обратно выгонять и Дворец Пионеров и Театр Танца и делать институт. А так как здание всё-таки город подарил детям в 1959 году - все разговоры про дореволюционные знаки-скульптуры - ни к чему.
Уважаемый, я не один год проработал и сейчас консультирую крупнейшие московские реставрационные структуры. По всем правилам реставрации ОБЯЗАНЫ восстановить прежде всего архитектурно-декоративное оформление дореволюционного периода. Кроме того, вам надо выяснить, попал ли интересующий вас объект в список объектов культурного наследия. Эти списки легко найти в Инете, они открыты. Если не попал, надо написать заявление с просьбой о постановке на госучет как объекта культурного наследия. Далее он будет находится в таком статусе 1 год, после чего положено провести государственную экспертизу по вышеприведенному порядку. Тогда, объект станет памятником , или скажем, исторически ценным градоформирующим объектом и с ним уже трудно будет вашей власти чего-нибудь сделать.
to Профессиональный историк (Москва) По всем правилам реставрации ОБЯЗАНЫ восстановить прежде всего архитектурно-декоративное оформление дореволюционного периода.Почему именно дореволюционного? До революции там был институт физических методов лечения, который потом переехал в Ялту. А в этом здании Дворец пионеров 50 лет уже. Тоже достаточно большой срок, чтобы говорить об истории. Если бы в нём продолжал работать лечебный институт - тогда, конечно, надо было бы восстанавливать первоначальный скульптуры. Но у нас Дворец пионеров. Поэтому и говорим о скульптурах пионеров.
Институт там был и после революции. эвакуировали в войну, а вернули уже в Ялту.
to Профессиональный историк (Москва) По всем правилам реставрации ОБЯЗАНЫ восстановить прежде всего архитектурно-декоративное оформление дореволюционного периода.Почему именно дореволюционного? До революции там был институт физических методов лечения, который потом переехал в Ялту. А в этом здании Дворец пионеров 50 лет уже. Тоже достаточно большой срок, чтобы говорить об истории. Если бы в нём продолжал работать лечебный институт - тогда, конечно, надо было бы восстанавливать первоначальный скульптуры. Но у нас Дворец пионеров. Поэтому и говорим о скульптурах пионеров.
У вас не дворец пионеров, а институт физических методов лечения. Дворец пионеров-только один из строительных периодов. Соответственно вы ОБЯЗАНЫ изменить название на "Институт физических методов лечения, 1905 (?) г., далее фамилия архитектора.После этого, через точку с запятой пишется"Дворец Пионеров" с датами и архитектором, опять точка с запятой, после которой-названия тех учреждений, которые здесь были позже дворца пионеров по годам. Это-базовый федеральный принцип определения названия памятника. Соответственно восстановление идет по первому этапу, а от дворца пионеров берется только то, что не нарушает архитектрно-пространственное первоначальное решение. Так что лучше собирайте архивные материалы и копируйте их. Федеральные органы культурного наследия просто запретят такую реставрацию и еще и штраф наложат (в Москве-сплошь и рядом).