Более 1,8 тысячи заявок о пропавших людях поступило в добровольческий поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» за четыре года работы отряда в Крыму. И сегодня волонтёры продолжают свою непростую работу. О запомнившихся случаях поиска и планах на будущее «ForPost» рассказал региональный представитель «Лиза Алерт» в Крыму Иван Зуянов.
Поиски и потери
С 2018 года в крымский отряд поступило 1873 заявки о пропаже людей, из них 364 — дети и подростки (до 18 лет). Найдены живыми 1337 человек, в том числе 328 детей. За этой цифрой стоит огромная работа волонтёров.
Но есть и другая цифра, за которой лишь усталость, боль и слёзы близких. Найдены погибшими 194 человека. Семеро из них дети. Ещё есть неподтверждённые заявки, различного рода ложные звонки. Таких более 200, в том числе более 20 поступали по детям.
Читайте по теме: В убийстве пропавшей в Крыму пятилетней девочки признался отчим
Отдельный разговор — разборки между родителями во время развода или прекращения отношений, отметил Иван Зуянов. Речь о случаях, когда один из родителей забирает сына или дочь к себе. А второй родитель, паникуя, а то и желая «проучить» бывшего сожителя, поднимает на уши всех, сообщая о пропаже ребёнка.
Такие случаи неприемлемы, подчёркивает волонтёр: обоим родителям надо учиться выстраивать диалог так, чтобы интересы ребёнка не страдали. Он не должен превращаться в инструмент давления или сведения счётов.
И наконец, ещё одна цифра — 80 человек в Крыму остаются в поиске. То есть эти люди пропали, их искали, но не нашли ни живыми, ни погибшими.
«Ненайденных детей, которые были бы несовершеннолетними, на сегодня в Крыму нет», — сообщил Иван Зуянов.
Ещё в двух случаях происходил своего рода «поиск наоборот». Это когда находили людей, которые не помнили, кто они. Личности обоих в итоге установили.
Поддержка с высоты
В отряде на сегодня около 350 человек.
«Но это не значит, что они все могут одномоментно приехать на поиски. У всех семьи, работа, дела. Кто-то просто предпочитает числиться в рядах отряда», — отметил Иван Зуянов.
Новых, предпочтительно активных добровольцев в отряде ждут всегда. Для участия в отряде надо заполнить анкету на странице крымского отряда «Лиза Алерт». Желающих обучат по одному из 24 направлений.
В этом году в крымском отряде заработало направление беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это незаменимая помощь при поиске потерявшихся в лесу. В отряде на сегодня есть один коптер и три аттестованных пилота, рассказал Иван Зуянов.
«Заключены соглашения с КФУ им. В.И. Вернадского, в стадии подписания ещё несколько, проведены масштабные межрегиональные учения, отработаны алгоритмы взаимодействия с МЧС. Для поддержки поискового волонтёрства и отряда «Лиза Алерт» в Крыму создан «Центр поиска пропавших людей Республики Крым», — добавил представитель «Лиза Алерт».
Волонтёры, по коням
Ещё одно перспективное новшество — поиск верхом, на конях.
«У нас есть партнёры. У них конюшни. Пока выезжают сами, но постепенно учим своих волонтёров передвигаться на лошадях», — рассказал Иван Зуянов, пояснив, что таким образом волонтёры смогут охватить большие зоны поиска, но при этом меньше уставать.
Конные поиски помогут волонтёрам экономить силы.
Несмотря на все новшества и активное оснащение отряда, поисковикам в Крыму ещё многое бы не помешало.
«Хорошо бы помещение для офиса, там можно было бы проводить обучающие мероприятия, да и вообще был бы уголок, в который заявители могли бы прийти и обратиться лично за помощью, — мечтает Иван Зуянов. — Обращаемся к бизнесу: отряд принципиально не берёт денег. Но если есть желание помочь, можно передать нам оборудование, которое пригодится в поисках. Список нужд отряда опубликован на странице отряда в соцсетях».
Поиски, которых не забыть
К сожалению, это в первую очередь трагически окончившиеся поиски детей, поделился эмоциями представитель «Лиза Алерт».
Нередко такие истории вызывают общественный резонанс, и за поисками следит много людей через новости и соцсети. Но волонтёры сами участвуют в этом, и поэтому особо переживают, «пропускают через себя» такие случаи.
Но запоминаются не только трагедии, но и казусы или хэппи-энды.
«Был случай, когда искали мальчика. Как выяснилось по итогу, он ушёл из дома, но потом вернулся. И увидел у своего дома всё это движение, незнакомых людей. И, видимо, испугался того, что это всё из-за него. Он не стал подходить, начал следить за этой «движухой», а потом пошёл за нами. То есть мы искали его, а он шёл за нами следом, соблюдая дистанцию», — рассказал Иван Зуянов.
Читайте по теме: Лидер «Лизы Алерт» в Крыму: «Быть ребенком в мире взрослых очень сложно»
В другом случае девочка всё время поисков пряталась непосредственно на территории своего дома.
«У коллег в другом регионе был схожий случай, ребёнок спрятался за диваном», — добавил волонтёр.
Советы близким пропавших
Эти азы, казалось бы, все уже должны знать от и до. Но всё равно волонтёры снова и снова о них напоминают.
«Могу посоветовать не тянуть с обращением за помощью к нам и в полицию. В случае с пропажей человека время играет не на нашей стороне», — отметил представитель «Лиза Алерт».
Размещая фото пропавшего и оставляя телефоны, родственники могут столкнуться с мошенниками, готовыми поживиться на чужом горе.
«Отряд отслеживает все комментарии под своими ориентировками, информация обрабатывается, прозванивается, на указанные нами телефоны звонят свидетели. Если же указаны в ориентировке не наши телефоны (а родственники сами дали информацию — ред.), информация может до нас не дойти или дойти в искажённом виде», — предупредил Иван Зуянов.
Читайте по теме: В Крыму пропавшего особого ребёнка выставили из детской комнаты ТЦ — версии и мнения
Андрей Брегов
Фото: Поисковый отряд "Лиза Алерт" Крым|ВКонтакте