Севастополь

Севастопольские учёные придумали способ защитить корабли под водой

Из-за природного балласта суда теряют маневренность и расходуют больше топлива.

Севастопольские учёные придумали способ защитить корабли под водой
Фото:
pexels.com
Новый метод поможет меньше загрязнять окружающую среду химикатами.

Сотрудники лаборатории «Молекулярная клеточная биофизика» СевГУ нашли возможность более эффективно защитить суда и другие находящиеся в воде объекты от обрастания и при этом вдвое снизить количество используемых для этих целей вредных веществ. Об этом сообщает пресс-служба вуза.

За образование нароста на погружённых в воду предметах нужно «благодарить» бактерии, водоросли, беспозвоночных животных и прочие организмы, а также содержащиеся в воде минеральные частицы. В результате у обросшего судна увеличивается расход топлива, а скорость и маневренность, напротив, снижаются. Его приходится ставить в док на механическую очистку, после которой на подводную часть наносят новое покрытие, призванное защитить корпус от наростов.

От эффективности и долговечности краски, в которую добавляют медный купорос или закись меди, зависит величина временного промежутка между двумя очистками. А значит, и затраты на эксплуатацию судна.

«Но проблема в том, что медь и её производные токсичны абсолютно для всех гидробионтов. Частицы меди, а это тяжелый металл, попадают в микроорганизмы, в рыбу и так далее по всей пищевой цепи, что несет негативные последствия для всех её звеньев», – говорит заведующий лабораторией «Молекулярная клеточная биофизика» Андрей Мосунов.

Лаборатория входит в состав Института перспективных исследований СевГУ. Три года её сотрудники бились над задачей снизить содержание вредных добавок в красках и тем самым сделать их более экологичными. Работа велась в рамках гранта Российского научного фонда. Однако в итоге учёные пришли к выводу, что первоначальный план по созданию антиобрастающих агентов для красок на основе наночастиц не годится: такая технология слишком затратна.

«Чтобы добиться высокой эффективности, нам надо обеспечить очень высокую концентрацию наночастиц, что экономически совсем невыгодно», – поясняет Андрей Мосунов.

Зато выяснилось, что добавление наночастиц в уже имеющиеся составы способно более чем в два раза снизить содержание в них токсичной закиси меди или медного купороса.

«Закись меди добавляется сейчас в большинство красок как основной антиобрастающий агент. В современных красках её доля составляет от 30 до 50% по массе. Согласно нашим предварительным исследованиям, добавляя всего лишь полпроцента синтезированных в ходе работ наночастиц, мы можем снизить содержание закиси меди в прототипе покрытия до 20%. При этом эффективность покрытия не только не снизится, но даже, возможно, увеличится», – подчеркивает завлабораторией.

Проверить идею, по его словам, уже согласился один из крупнейших в России производителей красок.

«Они пошли нам навстречу, добавили в свою краску синтезированные нами наночастицы и сами провели натурный эксперимент», – рассказал Андрей Мосунов.

Полученные результаты, по его словам, обнадёживают.

«Визуально покрытие со сниженным количеством закиси меди и с очень небольшим добавлением наночастиц работает эффективнее, чем покрытие, которое они сейчас производят», – говорит завлабораторией.

Итогом этой работы, надеются учёные, станет практическое применение ее результатов.

«Ёмкость мирового рынка антиобрастающих покрытий исчисляется огромными суммами и только растёт с ростом объема морских перевозок», – подчеркивает пресс-служба СевГУ.

Ольга Смирнова

9682
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (17)

Profile picture for user КРЫМЧАК
15427

Главное, "небольшое добавление наночастиц" и дело сделано. Дело НАНО-Чубайса, который "изобрёл нано-велосипед" за миллиарды бюджетных средств, - живёт!

Profile picture for user ulogin_google_103009607536817671657
360

Такую нано аэрозоль, если память не изменяет "нано-про" еще называют сухой водой, уже лет 15 производят в Питере. Обработка дна яхты обычно хватает на сезон. Раньше в небольших флаконах продавалась в Метро. Обрабатывал торцы тормозных дисков при замене резины, чтобы ржавчина не появлялась и колесо плотно садилось. Теперь несколько лет не вижу, впрочем в интернете есть, но большие (ссылка).

Profile picture for user Левентик
545

 Не надо изобретать велосипед. Необрастайка, которая не вредит морю давно используется. И для быстроходных судов и для тихоходных.  Её минус - дороговизна. Вредных составляющих вообще нет. После очистки днища наносится специальный грунт. Сама краска после высыхания образует многослойное покрытие. При прилипании микроорганизма от основного слоя отрывается микронная чешуйка краски. Краска самополируется. Некоторые необрастайки так и называются "Микрон". Есть даже краски для гребных винтов. Однако есть еще и требования Морского и Речного регистров. Т.е. краска должна быть сертифицирована. И наши изобретатели столкнутся с вопросом сертификации. 

Profile picture for user 90777
556

Ерунда все это, самое эффективное средство об обрастания - движение, встал не месяцок - оброс, при любой покраске и в любом месте (где больше где меньше). Очередной способ понянуть под эту тему денег из бюджета и подняться на краске. Тот же млак напишут на банке с наночастицами и цену в 2 раз вверх, кто их там искать будет. А оброс - значит нарушил технологию покраски.....

Profile picture for user 90777
556

to Левентик:  болямбус бьет все слои насквозь и цепляется к металлу, а в средиземке гадость есть растет на любой краске как плющ по составу как твердая накипь. Так что цена и марка краски далеко не ключ к решению проблемы. 

Profile picture for user Александр Царицын
8303

Три года , всем коллективом бились ...и "результаты обнадёживают"! Ай молодцы,ай-да умнички! Плеснули в краску какой-то хрени и готово! 

Profile picture for user Galaxe
8292

Пусть лучше изобретают нанороботов, которые будут ползать по корпусу и объедать все, что к нему прицепилось biggrin

Profile picture for user Мицуко
2939

Севастопольские учёные придумали способ защитить корабли под водой

Прочитав заголовок, подумала про защиту от подводных дронов...

Profile picture for user Вик Мар
1591

 Прочитав заголовок, подумала про защиту от подводных дронов...

 Аналогично! 

Profile picture for user Левентик
545

 

болямбус бьет все слои насквозь 

 

to 90777:   болямбуса не бывает в природе. Есть Балянус - морской желудь. При нормальном покрытии Интернейшелом смывается. Если стоять у стенки пару месяцев, то с солнечной стороны да, могут нацепляться. Так не надо стоять.  

;

Profile picture for user 90777
556

to Левентик:  Главное что Вы поняли о чем, мы называем это балямбусом или общим словом шайза. Смывается водой аж до раковин в металле, а необрастайка месяц - два работает пока купорос не испариться и все....а док 2-3 года. Особо порадовало смывания микрослоя краски с наростом.... Так что все это атака на непосвященных, как говорил классик. Лучший способ не обрасти - движение...или частая смена сред св - пв, хотя обрастайки уже наверное ко всему приспособились.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3967

 

to Левентик:  Главное что Вы поняли о чем, мы называем это балямбусом или общим словом шайза. 

 

Слово шайзэ - шазя- шайза сильно устаревшее)) многие не поймут.

Ученые пошли по пути маркетига- лучше всего продаются магические и невидимые(приписываемые) свойства.

А вообще вредительство,нет что бы доки севастопольские загрузить работой

 

 

 

Profile picture for user Левентик
545

to 90777:  Вот в том и проблема. Что уже пару десятков лет эту необрастайку используют. И у нас она тоже продается. Но Свидетельства РМРС на тот-же интернейшнл нет. Рейсовые катера ей не покрасишь. И вообще РМРС очень туго следуют инновациям.  Владельцы же яхт любого метража не красят ядовитой краской. Только самополирующейся. Про собственный опыт рассказывать не буду. Гугль в помощь. "Необрастающая краска купить". Отечественной там практически нет. В основном импортные. А с Вашим мнением о поднятии бабла на слове НАНО абсолютно согласен. 

Profile picture for user seva zelay
2314

нам надо обеспечить очень высокую концентрацию наночастиц

Дело чубайса живёт и празднует! Достаточно одного слова из его лексикона и сразу магическим образом потекут как в бездну денежные потоки... Ну, а там дело "техники" по их "освоению".

Profile picture for user seva zelay
2314

Севастопольские учёные придумали способ защитить корабли под водой

Вообще-то заголовок дал пищу вольной мысли развиться в свете сегодняшнего дня... Оказалось как в пословице про "войну" и "мать родну". А других учёных у вас нет? Чтобы наши корабли ходили в безопасности.

К примеру. Новые акустические станции, чтобы ТХ их значительно превосходили западные образцы.

Главное за день

Человек, создавший легенду: настоящий севастополец Валерий Володин отмечает 76-летие

Губернатор рассказал об отношениях с директором 35-ой береговой батареи.
19:00
8
1400

Больше всего ATACMS этой ночью летело в Крым

57 беспилотников уничтожили и перехватили над территорией Краснодарского края.
07:40
16
5022

На севастопольском пляже «Учкуевка» работает тяжёлая техника

Только к середине мая у пляжа окончательно определился оператор.
14:07
12
10753

Как в Крыму замещают импортные трубы для коммунальных служб и аграриев

Сырьё везут с материка или используют собственные отходы.
18:17
1
527

Стали известны подробности инцидента с выпадением из окна крымского гимназиста

Выпавший из окна ребёнок госпитализирован с серьёзными травмами.
14:15
3
2418