вс, 28/04/2024 - 09:00

Севастопольцам пора отвыкнуть от парковки у моря

В вопросах экологии мы часто бываем непоследовательны.

В Севастополе с мая по сентябрь будет усилен контроль за соблюдением закона о водоохране. Об этом официально сообщили в департаменте природных ресурсов и экологии Севастополя.

Особое внимание во время рейдов будет уделено автомобилям, находящимся в водоохранных зонах не на твёрдом покрытии.

Движение и стоянка транспортных средств вне специально оборудованных мест противоречат Водному кодексу, и такие действия будут пресекаться в ходе совместных мероприятий с полицией.

Это должно защитить от загрязнения и засорения море и пресные водоёмы, а их обитателей — от вымирания.

Как и в прошлом году, главным инструментом пока что будут не штрафы, а предупреждения. В ведомстве обещают:

«К гражданам, которые самостоятельно прекратили правонарушение и перепарковали автомобиль на территорию, имеющую твёрдое покрытие, штрафные санкции применяться не будут».

И всё-таки тема недопустимости парковки у моря вызывает неприятие у многих автомобилистов. На фоне вопиющих примеров со свалками строительных отходов и регулярными попытками застройщиков освоить охранные зоны претензии к автомобилям им кажутся надуманными и преувеличенными.

Насколько же они обоснованны? ForPost обратился к кандидату биологических наук, заведующей лабораторией фиторесурсов ФИЦ «ИнБЮМ РАН» Наталии Мильчаковой. Журналисты издания попросили заслуженного эколога России пояснить, какие реальные угрозы может представлять припаркованный на пляже автомобиль и как жители Севастополя на деле демонстрируют заботу о природе родного города.

Скрытая угроза

Принято считать, что основные угрозы, исходящие от автомобилей, связаны с выхлопными газами, их маслами и топливом — то есть какими-то токсичными веществами, опасность которых как будто бы хорошо известна. Но после диалога со специалистом стало ясно: проблематика и шире, и глубже.

«На всех песчаных пляжах есть виды определённой псаммофитной (от греческого ψάμμος — песок) растительности. И проезд машин не только её уничтожает, но и нарушает целостность песчаных дюн. Они разрушаются, усиливается перенос песка в море, особенно в период штормов. То есть даже без какого-то разлива горюче-смазочных веществ или иного воздействия — просто колёсами и разъездами наносится колоссальный ущерб», — говорит Мильчакова.

На некоторых прибрежных участках в пиковые периоды расстояние между припаркованными автомобилями составляет не более метра. В качестве примера последствий специалист привела Бакальскую косу на северо-западе Крыма, об угрозе исчезновения которой журналисты писали как минимум с 2019 года.

Считается, что весомую роль в этом процессе сыграла активная добыча песка, однако параллельно с этим сотни машин, несмотря на природоохранный режим ООПТ, продолжали разъезжать по косе.

«Если раньше динамика наносов в пляжной зоне носила сезонный характер, то сейчас пляжи сузились настолько, что в районе Николаевки их, по сути, нет, в районе Евпатории и Сак они сократились, как и в районе Анапы. Почему? Потому что нагрузка от человеческой деятельности значительно возросла, а поступление песка из биоресурсов моря стало существенно меньше», — пояснила эколог.

Противоречивый Севастополь

В нашем городе на протяжении последних лет активно обсуждается проблема оползней и обвалоопасных зон. Государство вкладывает колоссальные средства в программы защиты побережья, однако люди продолжают строить дома на прибрежных участках, что, по словам Наталии Мильчаковой, — прямой путь к активизации оползней, особенно при отсутствии канализования.

«Последствия такой деятельности уже видны на спутниковых снимках, и можно, например, отследить отседание блоков Джангульского оползневого побережья на Тарханкуте, где всё разъезжено. В Севастополе можно также привести как пример мыс Лукулл за Андреевкой, где часто формируются стихийные стоянки у обрыва. Сейчас там можно наблюдать крупные трещины», — подчеркнула эколог.

Понимая всё это, учёный не поддерживает парковку у моря и выступает за строгое соблюдение природоохранного законодательства.

С другой стороны, Наталия Мильчакова, известная в Севастополе не только научной, но и общественной деятельностью, отмечает: внимание жителей к экологическим проблемам заметно возросло.

«Я считаю, что активность жителей Севастополя в экологическом плане очень повысилась. Свидетельств этому много: защита Ласпи, Караньского плато, фисташек у бухты Круглой. Благодаря просветительской деятельности учёных и средств массовой информации мы оказались в числе регионов с активной экологической повесткой», — добавила собеседница ForPost.

Действительно, в Севастополе много примеров того, как жители сами били в набат из-за свалки стройотходов или планирующейся застройки участка с краснокнижными деревьями.

Однако примеры прошлого года говорят о том, что инспекторы, обращающие внимание на припаркованные у моря автомобили, нередко сталкиваются с конфликтами и гневными сообщениями в социальных сетях.

Такая вот непоследовательность.

Андрей Гринев

Читайте также: