пт, 27/07/2018 - 19:15

Севастополь не принял Овсянникова: итоги двух лет губернаторства

Два года с Дмитрием Овсянниковым в качестве руководителя города — такая дата стоит в календаре Севастополя 28 июля.

Напомним, назначение молодого технократа на должность исполняющего обязанности губернатора Севастополя произошло 28 июля 2016 года и было воспринято горожанами с воодушевлением.

В тот момент севастопольцы — кроме самых осторожных и пессимистичных по жизни — искренне думали, что любой другой метод управления городом будет успешнее армейского подхода прежнего губернатора Сергея Меняйло.

Отношение севастопольцев к не оправдавшему надежд губернатору за прошедшие два года кардинально изменилось. Но, как известно, нет пророка в своём Отечестве, и, быть может, взгляд близких и не очень соседей будет объективней.

За оценкой двухлетней работы Дмитрия Овсянникова на посту губернатора Севастополя ForPost обратился к крымскому и столичному эксперту.

 «Не убедил», — крымский общественник

Заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым Александр Форманчук регулярно приезжает в Севастополь как по служебным, так и по личным вопросам. Анализируя итог двухлетних трудов Овсянникова на посту губернатора, он в первую очередь отметил позитивные изменения в качестве дорог. Они по-прежнему остаются главным козырем Овсянникова в ответах на вопрос о результатах работы, которые севастопольцы ощутили.

«Недавно был в Севастополе и увидел, что кое-что сделано в плане дорог. Но я не вижу какого-то большого прорыва в результате прихода Овсянникова. Что-то, безусловно, делается, но в то же время, как я заметил, севастопольцы достаточно критически относятся к некоторым его шагам, и высокого должностного авторитета у Дмитрия Овсянникова среди них нет», — говорит Александр Форманчук.

Заработать авторитет невозможно, если с пренебрежением и превосходством относиться к особенностям и традициям региона, за который отвечаешь, отмечает Форманчук.

«Иногда складывается впечатление, что некоторые люди, приезжающие к нам из материковой России, из федерального центра, как бы считают нас в чём-то ущербными, будто мы где-то чего-то недопонимаем. А Севастополь — это город традиций, связанных с тем, что это город-герой, база флота. Так сложилось исторически. Здесь нужен особый подход, должна быть бόльшая открытость. И понимания этого у уже двухлетней администрации Овсянникова, по-моему, по-прежнему не хватает», — считает зампредседателя крымской Общественной палаты.

Среди причин, которые, по мнению Александра Форманчука, стали источником негативного отношения к губернатору, — непрекращающийся конфликт с заксобранием Севастополя.

«Раскол между исполнительной и законодательной властью вызывает уже не просто недоумение, а открытое раздражение севастопольцев. Если ситуация остаётся такой же острой, то тогда, мне кажется, федеральный центр по-прежнему недопонимает специфику города-героя Севастополя», — считает крымский общественник.

Александр Форманчук допускает, что у губернатора при этом могут быть вполне благие намерения, но очевидно, что выбранные методы приводят вовсе не к развитию и процветанию.

«Может, Овсянников со свойственной для него прямотой наводит порядок, но если это так, надо тогда умело объяснить это горожанам свои цели, свои действия. Но какого-то эффективного диалога между властью и городским сообществом, кроме раскола, который неприятен сам по себе, я не вижу. Хотя что-то полезное уже сделано, и, наверное, есть желание сделать город лучше, но было бы эффективней реализовывать это желание вместе с севастопольцами, а не в противоборстве с ними», — считает он.

Диалог с городом мог бы сложиться, если бы Дмитрий Овсянников вёл иную кадровую политику, предполагает Александр Форманчук.

«Проблем было бы меньше, если бы в окружении Овсянникова и в органах исполнительной власти было больше севастопольских представителей, а не тех, кого он привёз из России. Это, на мой взгляд, самая главная ошибка губернатора. Мне сложно говорить, насколько она осознанна или неосознанна», — не строит домыслов крымский общественник.

По его мнению, двух лет достаточно для того, чтобы горожане могли оценить эффективность работы управленца.

«Я понял, что сегодня Дмитрий Овсянников не убедил сообщество в том, что его правление эффективно», — заключает Александ Форманчук.

«На севастопольцев нельзя топать и шикать», — политолог

Московский политолог Максим Шевченко, анализируя два года руководства Дмитрия Овсянникова Севастополем, обозначил чёткий «водораздел» между периодом, когда он возглавлял правительство города в должности исполняющего обязанности, и последующим — в роли избранного губернатором города.

Сам «водораздел», по словам участвовавшего в проведении выборов политолога, уже продемонстрировал методы, которыми будет пользоваться будущий губернатор: его подписной лист был заполнен с использованием «административного ресурса» муниципальных депутатов и в ущерб другим кандидатам в губернаторы.

По словам политолога, если до того, как закрепиться в губернаторском кресле, Дмитрий Овсянников активно демонстрировал способность к диалогу, строил партнёрские отношения с заксобранием и декларировал задачи по развитию города, то сразу после выборов резко изменился.

«Когда человек получил мандат губернатора, его как подменили просто. Хотя тогда уже были подозрения, что он говорит одно, а подписывает другое. Возникли охотничьи угодья, непонятные земельные договоры… Переговоры вообще прекратились. Он рассорился с заксобранием, в котором депутаты — это те, кто возвращал Севастополь в Россию, кто не побоялся СБУ и армии, те, с кем в этом городе стоит дружить в первую очередь», — напоминает политолог.

По мнению Максима Шевченко, это — как и то, что Овсянников генерирует вокруг себя многочисленные конфликты с персоналиями и целыми ведомствами, — говорит о политической недальновидности Овсянникова.

Одной из ключевых проблем эксперт видит отношение Дмитрия Овсянникова к городу-герою как хозяина, которому в качестве бонуса передали в ленное владение кусок земли: делай там, что хочешь!

«„Золотой мальчик” из Ростеха, как только он в кресло сел — все должны пасть и подобострастно записывать, что он соизволит надиктовать. Так ведут себя губернаторы в некоторых других регионах, но так нельзя себя вести в Севастополе, это фундаментальная ошибка. Дмитрию Владимировичу пытались рассказать об этом, но он не хочет понимать, не верит, что есть какой-то дух Севастополя, он считает, что это всё частные конфликты интересов, что ему мешают решать его вопросы, его дела и реализовывать договорённости», — говорит Максим Шевченко.

Главная фундаментальная договорённость, которая должна быть у губернатора Севастополя — не с высокопоставленными чиновниками и стоящими за его спиной корпорациями, а с самим Севастополем, настаивает политолог.

«Севастополь — это особый город, потому что севастопольцы — это наследники людей, которые выдержали оборону против западной коалиции в XIX веке, которые пережили страшное нашествие немецко-румынской армии и освободили потом свой город, которые, в конце концов, в 2014 году подняли восстание за то, чтобы Севастополь вернулся в Российскую Федерацию. На таких людей нельзя топать, шикать и указывать им, что и как. С такими людьми надо разговаривать и быть честным — прежде всего. И быть политиком», — уверен Максим Шевченко.

Он настаивает: губернатор города-героя должен стать севастопольцем по духу — если он действительно хочет договориться с городом и служить ему.

«Поэтому главная проблема Овсянникова — это не проблемы с Солдатским пляжем и охотничьими угодьями, а то, что, несмотря на два года, он остался Севастополю чужим по духу человеком. Все его действия приводят к конфликтам, в которых, я считаю, виноват он, потому что нельзя говорить городу русской славы: „Моя воля такая, и будет только по-моему”. Такой голос Севастополь готов слушать от командующего в момент войны, но точно не от молодого мальчика, поставленного крупной корпорацией в город-герой!» — отмечает политолог.

По мнению Максима Шевченко, опыт работы с такими пиарщиками, как Тина Канделаки и Василий Боровко, должны были как минимум научить Дмитрия Овсянникова технологиям, как добиться того, чтобы люди тебя приняли.

«А его не приняли. Плюс к этому он окружил себя людьми, которые абсолютно ничего не смыслят в Севастополе. Какие-то странные менеджеры, как говорят, с несколькими паспортами в кармане, какие-то странные советники по пиару, которые прибежали сюда, потому что большие бюджеты даёт Ростех. Там, где деньги, сразу оказываются разные элегантные пиарщики. Но какое отношение это имеет к Севастополю?» — удивляется Шевченко.

В политике Овсянникова по отношению к севастопольцам эксперт видит намерение переформатировать самосознание города, изжив из него главное — дух внутренней свободы.

«Свою свободу севастопольцы продемонстрировали в 2014 году, и сегодня начальство хочет именно это сломать, лишить людей этого качества. А это качество — способность не стоять в одной шеренге — главное у севастопольцев. Я против того, чтобы это ломать», — говорит московский эксперт.

Итог такого двухлетнего отношения — крайне медленное, несмотря на выделяемые средства, развитие города.

«Бывая в Севастополе, мне больно видеть, как он не только не развивается, а деградирует. Нас кормят сказками про какие-то проекты, которые, возможно, будут, но что-то пока мы не видим ничего серьёзного. Доступ к морю ограничивается, пляжи делаются платными. Пробки в городе, развязок нет. Увеличили фактически налоговую, финансовую нагрузку на людей, а никаких политических преференций людям не дали при этом. Мне кажется, это совершенно неправильный политический подход», — говорит политолог.

Направление развития Севастополя, превращающее его в курортный город, история которого вторична по отношению к климату и географии, — это оскорбление, считает Максим Шевченко.

«Севастополь был, есть и будет базой флота — то есть местом проживания высокотехнологического, образованного, культурного, связанного с армией населения. Нельзя относиться к нему как к месту, в котором „давайте построим рестораны — и пусть все гуляют!”. Пусть гуляют, но при этом не забывают, что рядом в земле лежат сотни тысяч погибших солдат и что здесь же стоит флот с серьёзной разрушительной мощью», — настаивает он.

«Должны быть люди, которые прежде всего с уважением будут относиться и к севастопольцам, и к крымчанам. И это главное качество, которым должны обладать руководители этой особой территории Российской Федерации», — заключает Максим Шевченко.

Светлана Косинова

Читайте также: