Билборды, стенды, вывески и наклейки. Черные пятницы, красные и зеленые ценники. Акции, скидки, адреса и номера телефонов. Все это реклама. Она окружает нас повсюду: от экрана смартфона до дорожного баннера. Сегодня так много рекламы, что ее уже не замечаешь, как бы парадоксально это не звучало. Полезная и интересная информация в теории на практике является визуальным мусором.
Севастополь кишит рекламой, которая чаще просто безвкусна и уродует город, реже является интересной или противозаконной.
У Центрального универмага Севастополя
С чего начинается знакомство с Севастополем? С Памятника затопленным кораблям? С Площади Нахимова? С театров и музеев? С центра города. Там дела обстоят лучше всего, но не идеально.
Эта часть города действительно преобразилась за последние несколько лет и сильно контрастирует с другими районами. Отчасти, в этом есть заслуга Полины Петренко – активиста и небезразличного севастопольца. Она ответила на несколько вопросов, связанных со своей деятельностью.
— Я бы сказала, я специализируюсь как раз на некачественной наружной рекламе. В том смысле, что отправляю обращения в случае незаконного размещения ее на фасадах зданий.
— Почему ты этим занимаешься? Как оцениваешь успехи?
— С переменным успехом… Не хочется жить в городе а-ля Шанхай, среди фавел и рекламы. Хочется комфортной городской среды с цивилизованной рекламой, которая бы не заглушала нашу архитектуру, а вписывалась, уважала и подчеркивала ее.
— Существует ли в Севастополе дизайн-код?
— В Севастополе приняты правила размещения информационных конструкций (читай: вывесок) постановлением Правительства Севастополя №396 в 2014 году. Они совпадает на 95-97% с московскими аналогичными правилами. Прямо дизайн-кодом назвать их нельзя, но по сути они его описывают. Также приняты Правила размещения рекламы (другое постановление Правительства Севастополя того же 2014 года). В целом, наши правила почти совпадают со столицей.
— Как оцениваешь деятельность власти? Как она отвечает на твои запросы?
— В целом, то с оптимизмом, то с пессимизмом оцениваю развитие городской среды, но касаемо именно рекламы и вывесок - считаю, что департамент архитектуры делает неплохую работу, освобождая город от незаконных вывесок и рекламы. Первые годы эта обязанность была возложена на ДГХ, и дело двигалось совсем медленно. После того, как полномочия передали депарху, стали приходить адекватные ответы на обращения (в срок и не отписки), а также вывески стали реально сниматься и меняться намного активнее. Причем работа стала вестись планомерно по адресам, а не только после конкретного обращения.
— Что говорят предприниматели?
— Не говорила напрямую с предпринимателями, хотя знаю позицию: «чем ярче, тем лучше, по-другому не продадим». Новые предприниматели в городе, приехавшие из столиц, с материка, как правило, уже более прогрессивны в своих взглядах, и сразу делают аккуратные вывески по правилам, и при этом выигрывают. К тому же многие уже давно знают о других видах маркетинга и поиска покупателей не путем наружной рекламы и ярких вывесок. Даже предприниматели, которые изначально сопротивляются, после замены вывесок на фасадах остаются в выигрыше, не приходится соревноваться за внимание прохожего в пёстрой массе.
Фото Полины Петренко
Проблему рекламы в центре Севастополя поднимал также Илья Варламов - известный журналист и блогер, занимающийся архитектурой и урбанистикой. Он в своем видео высказался о магазине на улице Большой Морской: «Вообще кошмар. Вы посмотрите, что они сделали!? В историческом здании первые два этажа изуродовали. До неузнаваемости изменили, полностью уничтожив архитектуру здания».
Это господину Варламову еще повезло, что он не поднялся вверх по улице и не «полюбовался» проспектом Генерала Острякова или не свернул направо и не вышел к Площади Восставших, там, конечно, меньше исторических зданий, зато обилие рекламы.
Центральные улицы, конечно, важны. Зачастую гости города большую часть времени проводят там и формируют представление о Севастополе. Но к счастью или к сожалению, местные жители бывают не только в центре, кто-то не бывает там совсем.
Спальные районы — вот место, где протекает жизнь современного человека, как бы печально это не звучало. И проблема рекламы стоит там куда острее.
Журналист «Новой газеты» Юлия Красникова прокомментировала примеры севастопольских вывесок и рекламы
— Очень скучно и провинциально.
— Рай – прикольно из-за вторых смыслов (на фоне путинского «они сдохнут, а мы в рай»), но тут все портит и убивает идею текст под *. Если можно без него, лучше без него. И нужен какой-то адрес Рая. Типа «нам всем надо в РАЙ. РАЙ находится на улице такой-то». Или можно qr-код или еще что-то типа нативное для печати («визитка» инстаграма, например).
— Визуально – г*****. С другой стороны, все понятно, что кому и куда)))
— Типа модненький шрифт, но совсем не модненькое изображение и фон. Скучно. Идея «доверия» не передается.
О решении проблемы и опыте других
Севастополь далеко не первый и не единственный город, столкнувшийся с этой проблемой. Москва, например, ее уже практически преодолела. Каким образом? В столице был разработан дизайн-код — архитектурно-художественная концепция размещения рекламно-информационных конструкций. В Москве стало меньше рекламы. Город обрел свой индивидуальный стиль.
Количеством «брать» было уже нельзя, поэтому предпринимателям ничего не оставалось, как «брать» качеством. Рекламой стали заниматься профессионалы — дизайнеры. Потенциальные клиенты переставали быть потенциальными, предприниматели получали прибыль, обыватели — товар или услугу, а дизайнеры — работу.
Кажется, все просто… Каждый должен заниматься своим делом. Правительство — правительственным, предприниматель — предпринимательским, а дизайнер — дизайнерским. Но у нас как-то плохо получается. Кто-то экономит силы, кто-то — деньги, кто-то — время.
Итог: нет ни адекватного спроса, ни адекватных предложений, только грязный город.
Олег Турчанович
Обсуждение (31)
Печально - но закономерно. Если учесть ту пену, что поднялась наверх и задает тон всему.
Больше всего бесит реклама шуб! уже на каждом столбу и дереве! Осталось эти шубы развесить по всему городу!
Рай, судя по всему, за этими воротами на улице Новороссийской
Кастрюлю Моложавенко обещал убрать ещё в 2017-ом
Севастополь - город бездарной рекламы, можно даже сказать, что город вывесок и оьъявлений
И закон есть и много болтовни по этому поводу - а город как был загажен разной рекламой , так и остался . Болтать - не работать . С меняйловских времен чиновники все ходят вокруг этих уродцев
Со стороны правительства города было множество реляций по борьбе с навязчивой рекламой в Севастополе. В итоге все закончилось словесной бравадой и победой рекламной мафии города.
Считаю, что этот фасад, изуродовавший историческое здание на Большой Морской, надо принудительно ликвидировать. Это ужас!
to Екатерина: Вместо того,чтобы убрать "кастрюлю" на пл,Восставших,в дополнение к ней втулили черные этажерки для цветов.Учитывая застройку многоэтажками апартаментов в виде гетто с нарушением зон застройки (ИЖС,среднеэтажная,высотная),понимаешь,что руководитель Департамента архитектуры руководствуется не Градостроительным законодательством,архитектурной гармонией и хорошим вкусом,а исключительно прибылью в долларовом эквиваленте.
Сюда же относится уродование города билбордами.
Реклама у нас как русский бунт - бессмысленная и беспощадная!
А это точно про Севастополь? Хотелось бы услышать о результатах борьбы с наклейками дерьма путем автодозвонов. Непонятно. Нарушение есть, адреса телефоны имеются. В чем проблема принять местный закон со штрафом тысячи три за каждое наклеенное объявление и выписывать протоколы. Готов устроиться на работу чтоб фиксировать нарушение, составлять протоколы и срывать объявления за половину штрафа))))) А что камер понаставили по всему городу и зарабатывают на этом (борьбой за соблюдение ПДД это назвать трудно), почему нельзя также заработать на тех, кто засирает город? Пока срываю наклейки бесплатно (сегодня сорвал 5 штук постеров) )))))))
А
А на ФОРПОСТе какие, интересно, расценки на рекламу и каковы огрничения на её размещение?
to Константин Ивасенко:
Я, по прочтению Вашего справедливого наблюдения, задался аналогичным вопросом. А уж по поводу общения с чинушей (как он представился - из Департамена Арх-ры Севастополя), и попыткой "заморочить, запугать и запутать", МЕНЯ на мой письменный запрос с фотофиксацией БЕЗОБРАЗИЯ с расклейкой незаконной рекламы и размещением незаконных билбордов на моем МКД... Я совсем ИНОГО МНЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ БЕЗДЕЙСТВИЯ этого департамента. Чинуши заточены защищать БИЗНЕС, а не ИНТЕРЕСЫ ГОРОЖАН И ГОРОДА.
Эффективно работает МВД и , в моем случае, сработал наш Участковый Уполномоченный. На мой МКД теперь ничего не клеют и незаконного не водружают.
Вся реклама г-но, задолбала в телеке, еще и в городе на нее любуйся. Берите пример с Барселоны! Рекламы в городе нет!
Есть ещё один способ - размещать телефоны этих мудозвонов на гей-ресурсах.
Вот хорошая реклама
to strelec: 100%!!! Видела ролик, где биллборд убирают, переносят на 10 метров вперёд и ...снова ставят:-((. Никак ссылку не найду.
Рай, судя по всему, за этими воротами на улице Новороссийской
Ужас. Подобное видел в некоторых районах Рио-де-Жанейро. Уровень упадка тот же.
Какой неумный человек пишет тексты с фразами "а-ля Шанхай"? Автор вообще давно видел Шанхай хотя бы на фотографии? Нашей дерЁвне до него как до Луны на тракторе... (
А у автовокзала такая же "кастрюля" как на пл.Восставших крутится. Сколько разговоров о них, смысла в них никакого, но никто не убирает. Сui prodest?
Это же цитата из интервью, а не мои слова.
все дело в деньгах!
to Comrade:
Наверное, имелся в виду такой Шанхай
Или такой
Этот Рай задрал своим тупизмом и пошлостью...
За каждую рекламную вывеску нужно взымать ежедневную оплату в бюджет. В европе за самовольную рекламу налагается штраф. Там нужно оформить проект, заверить в мери, заплатить налог.
Чистая правда, к тому же реклама идиотская!
Город вернулся в 90-е.
Самое удивительное сколько лохов разводят рекламщики ведь эффекта от такой реклам 0! Она практически не работает, зачем бабки выкидывают рекламодатели?
to Константин Ивасенко:
Наклейками с номерами телефонов обклеены все двери подъездов, причем в 2-3 слоя.
Функция АВТОДОЗВОНА видимо совсем не работает. От властей был лишь однажды писк что они решают эту проблему. На том все решалово и закончилось.....
Все столбы с электрическими проводами по городу обвешаны табличками на проволоке с объявлениями и телефонами.