Севастополь

«Сегодня стало стыдно быть порядочным человеком». Разговор с «ракетчиком по национальности» из Севастополя

Больше моря и любви к Родине, меньше лени и корысти — призывает Олег Глебович Сухопяткин.

«Сегодня стало стыдно быть порядочным человеком». Разговор с «ракетчиком по национальности» из Севастополя
Фото:
из личного архива Олега Сухопяткина

Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова (ЧВВМУ) в Севастополе отмечает своё 84-летие — не юбилей, но цифра солидная.

Напомним: старт жизни учебного заведения был дан 1 апреля 1937 года приказом Наркома обороны СССР. Новому училищу было присвоено наименование «2-е военно-морское училище», а уже в августе 1937 года был проведён первый набор курсантов, которые в будущем должны были сформировать командный состав кораблей и частей флота.

За свою долгую историю вуз переживал разные этапы — от славы всесоюзной кузницы военных ракетчиков до украинского забвения этой важной профессии.

Славное прошлое

Олег Глебович Сухопяткин в военно-морском училище имени П.С. Нахимова преподаёт предметы по устройству и применению ракетного оружия с 1987 года. Он называет себя ракетчиком «по воспитанию, образованию и национальности» и убеждён, что только с возрождением этой специализации вуз ждёт новый расцвет.

Севастополь Нахимовское училище Нахимка

По словам ветерана ЧВВМУ, в советское время Нахимовское училище резко выделялось на фоне остальных военно-морских учебных заведений прежде всего специализацией. Все выпускники училища были в той или иной мере ракетчиками — береговыми, авиационными, корабельными и ракетчиками подводных лодок.

«Были небольшие группы сопутствующих специальностей, но так или иначе они все равно относились к ракетчикам. От слова „ракета” мы никогда не уходили», — отметил Сухопяткин.

Важность именно это военной специальности собеседник объяснил тем, что ещё со времен Лазарева и Нахимова лучшим командиром корабля считался тот, кто лучше всех умеет обращаться с корабельным оружием. Навигация в этом процессе играла второстепенную роль и решалась автоматическими устройствами.

«Совершенно очевидно, что, после того как флот стал ракетным, командирами корабля стали назначаться выпускники ЧВВМУ. Главное оружие флота — это ракеты, разных типов и классов. А кто умел лучше всех обращаться с главным оружием? Ракетчики. Именно их выпускало наше училище. До второй половины 2000 года 75–80% командиров кораблей и соединений надводных кораблей были выпускниками училища имени Нахимова», — подчеркнул он.

Учитывая, что в Советском Союзе существовало десять военно-морских училищ, это «сумасшедший показатель», считает Олег Глебович Сухопяткин.

Ракетчики без ракет

Как рассказал Олег Глебович, до 1993 года училище выпускало специалистов-ракетчиков, в которых нуждалось Министерство обороны России. А вот с 1994 года ситуация изменилась, и выпускать специалистов вуз стал для дальнейшей службы в подразделениях минобороны Украины.

«Зачем Украине нужно было столько ракетчиков? Ракет-то не было у них. Стало давиться главное — ракетная специальность», — вспоминает ветеран ЧВВМУ.

Именно тогда основной вектор образовательной базы училища стал разветвляться на множество сопутствующих специализаций, что, естественно, сказалось на качестве обучения, поскольку мелкие специальности не могут развиваться внутри одного вуза, убеждён Олег Сухопяткин.

«Ну невозможно в одном вузе и сельское хозяйство, и медицину, и технику развивать. Это слишком разные отрасли. Вот точно так же и получилось в единственном на Украине военно-морском училище. Там появилось много разных отраслей, и все они стали на два порядка ниже, чем было в Советском Союзе», — считает Сухопяткин.

Усугублял ситуацию тот факт, добавил он, что в военном командовании Украины в тот период не было ни одного ракетчика, поэтому там никто не имел представления об основах обращения с главным оружием — ракетами.

Возрождения не случилось?

В марте 2014 года после референдума Президент России Владимир Путин по предложению главы Минобороны РФ подписал распоряжение о возрождении Черноморского высшего военно-морского ордена Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова.

Севастополь Нахимка Нахимовское училище курсанты

Однако, по мнению Олега Сухопяткина, полноценного возрождения пока не случилось. Сегодня вуз занимается подготовкой офицеров и старшин по семи специальностям, но нужно ли такое количество специализаций в одном учебном заведении, преподаватель сомневается. Тревожит его и тот факт, что несколько корпусов училища находятся в аварийном состоянии и закрыты.

Помимо этого, есть у ветерана ЧВВМУ и вопросы к обучающимся, ведь от них в значительной степени зависит уровень самого вуза. Для кого-то важным  мотивом становится социальный - возможность получить бесплатное проживание, еду и одежду. Но бóльшая часть абитуриентов поступает в училище не по зову сердца, а чтобы избежать срочной службы, отмечает он, и именно это большинство сегодня задаёт основной тон «звучания» всего вуза. А вот уровень подготовки большинства абитуриентов сегодня оставляет желать лучшего, считает преподаватель.

По мнению Олега Сухопяткина, самое главное, чтобы у человека, пришедшего на обучение в военно-морской вуз, в глазах светилась любовь к морю — иначе всё зря.

«В лётное училище должен идти человек, влюблённый в небо, в морское училище — человек, влюблённый в море. Не в ракеты, а в море! А таких очень мало», — с грустью отмечает собеседник.

Севастополь Нахимовское училище

По мнению Олега Сухопяткина, сегодня важно возродить Нахимовское училище с акцентом именно на ракетной специализации. Сделать это можно только в том случае, если изменить соотношение учащихся в пользу тех, кто хочет стать настоящим моряком-ракетчиком, и вернуть престиж военной профессии.

Сегодня молодое поколение потеряло духовные ориентиры, и это наглядно показывают последние политические события, отметил Олег Сухопяткин, имея в виду недавние протестные события в Москве.

«Почему-то стало стыдно быть порядочным человеком, прожить жизнь, ничего не украв. А многие вещи, которых мы раньше стыдились, становятся героизированными», — отметил Сухопяткин.

Надежда жива

Тем не менее надежда на возрождение вуза с акцентом на ракетной специальности и престиже военных профессий жива, и поддерживает её небольшой процент светлых голов училища — они точно станут не последними людьми на флоте, убеждён Олег Сухопяткин.

Сегодня выпускники Нахимовского училища есть среди командующих военно-морскими флотами и флотилиями, среди начальников штабов флота и заместителей командующих.

«В какой-то мере традиции ещё сохраняются. Но это последние из могикан», — констатировал Олег Сухопяткин.

Ветеран военного училища верит, что светлое будущее для Черноморского высшего военно-морского ордена Красной Звезды училища им. П.С. Нахимова ещё может наступить. Нужно только вернуть молодым людям веру в патриотизм и военное дело.

«Есть патриотизм — есть желание служить Родине. Говорят, что надежда умирает последней. Наверное, соглашусь», — заключил Олег Сухопяткин.

Полина Ласькова

Фото ens.mil.ru

5916
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (29)

Profile picture for user ФТУСИК
1636

Сухопяткин Олег Глебович, нач. каф. боевого примен. РО, кап. 1-го ранга (1992)

Зачем нам этот "напутственный" рассказ человека,который сам принял не одну присягу?sorry

«Сегодня стало стыдно быть порядочным человеком»

Profile picture for user Тина Севастополь
8734

Очень важная тема сегодня.

Жаль, что школа и родители не справляются с воспитанием наших детей.

На телевидение нет никакой надежды.

Если в ящике обсуждается " кто с кем и от кого,

то что тут могут противопоставить родители?

Profile picture for user Аллегро
3532

to ФТУСИК:  он 37 года рождения. Потрудитесь посчитать что по чем.

Вам ни к чему его рассказ об истории училища, части истории города. 

Неуважение к жителям Севастополя??? Зачем вы тут пишите, если вам на них....

Попутного ветра

 

Profile picture for user Козьма П
363

В свете глобальности вопроса о "нужности порядочности" в современной России (да и в мире в целом) тема возможности светлого будущего отдельного учебного заведения мельчает и как то становится неоднозначной. Если же от широкой темы морали вообще, обратить взор на узко специальную сферу, то тут все еще менее оптимистично. Училище восстановили в структуре ВМФ РФ исключительно (извиняюсь что упрощаю, была там еще подзадача показать по медиа красивую картинку, что "мы возрождаем!") как раз благодаря ее выпускникам занимавшим авторитетные посты и из ностальгических чувств поспособствовавших, а не в связи с необходимостью выпуска конкретных специалистов для флота, т.к. и сам флот уже не тот (и не в том количественном составе когда училище первоначально создавалось) и замещение за прошедший период уже прошло. Но мне на днях показалось что дело еще хуже: А нужен ли России флот вообще, не в смысле потянет или нет, и не на, т-сказать, экзистенциальном уровне, а на уровне понимания  его нужности и полезности нынешними властями в государстве? Вот мелькнули  кадры "не имеющего аналогов в мире"(тм) тройного всплытия подводных лодок в Арктике, а на них главком ВМФ ...... в зеленом камуфляже!!!  И после обретения равновесия от возникшего когнитивного диссонанса, возникли у меня сомнения, что флот державе нашей нужен окромя вот таких медийных картинок, да красиво снятого, необычайным числом летающих камер канала возглавляемого г-ном Эрнстом, парада в последнее воскресенье июля.

Profile picture for user Южная дорожка
1356

Легендарное училище утраченной эпохи.  Его выпускники составляли фундамент обороноспособности страны. Есть что помнить, чем гордится.  

Profile picture for user ФТУСИК
1636

to Аллегро: он 37 года рождения

 Выпускник училища 1971 г. капитан 1 ранга в отставке Олег Сухопяткин. 

 

"Вернулся я в училище через 17 лет после выпуска.....Вернулся в разгар перестройки. На моих глазах происходило крушение лучшей в Союзе школы ракетчиков"  Флаг Родины 29.03.2012ok

 

В 1991 году училище перешло в подчинение Украине и продолжать службу без новой присяги он не мог!ok

Profile picture for user мерцание
5113

Уходят последние из могикан.Те кого не пронула гниль давно в меньшинстве.Рыба зеленеет с головы,а этому славному старику долгих лет жизни и многих преемников имеющих честь.Земля рано или поздно очистится от грязи,а армии будут не нефть и банки охранять,а достоинство собственных народов.

Profile picture for user zitramon
4262

to ФТУСИК:  

Мягко говоря, вы не во всём  правы. И вы это возможно понимаете.

Profile picture for user ulogin_odnoklassniki_830543372145
402

 

Он называет себя ракетчиком «по воспитанию, образованию и национальности» и убеждён, что только с возрождением этой специализации вуз ждёт новый расцвет.

Ииии 

«В лётное училище должен идти человек, влюблённый в небо, в морское училище — человек, влюблённый в море. Не в ракеты, а в море! А таких очень мало», — с грустью отмечает собеседник.

Скрип немолодого перепада на тему  " молодежь ныне не та..а, вот мы с Чапаем..." Ну как-то так

 

 

Profile picture for user ulogin_google_100385774298780770438
5

Автор, специально для Вас цитирую бред, котоырй Вы написали: "... предметы по устройству и ракетному применению ракетного оружия...". Этот ляп портит впечатление от такой хорошей статьи! Исправте пока не поздно... Напишите - боевое применение ракетного оружия.

Profile picture for user Аллегро
3532

Уважаемы модератор!

Просьба рассмотреть удалить коментарий фтусик как комент разжигающий межнациональную неприязнь.

Его комент касается Всех кто после 1992 года остался в Севастополе в Украинских формированиях, а также косвенно тех, кто принял решения продолжить службу России после 2014г. Его коментарий оскарбляет не только чувства военнослужащих вооруженных сил, но и в целом всех силовых подразделений, органов и структур Города.

Это недопустимо!

Profile picture for user 1985
122

Соловьева из вгтрк удали.. для начала.. 

Уважаемы модератор!Просьба рассмотреть удалить коментарий фтусик как комент разжигающий межнациональную неприязнь.Его комент касается Всех кто после 1992 года остался в Севастополе в Украинских формированиях, а также косвенно тех, кто принял решения продолжить службу России после 2014г. Его коментарий оскарбляет не только чувства военнослужащих вооруженных сил, но и в целом всех силовых подразделений, органов и структур Города.Это недопустимо!

 

Profile picture for user Аллегро
3532

to 1985:  а ,,караси,, мне постираешь - тогда и удалю

Profile picture for user КВВМУ
680

Факультет рвнк переведён в Калининградское училище в начале 90-х, там же уже в начале 2000-х на несколько лет прекращали набор курсантов вообще. Был 3-4 летний провал в выпуске офицеров, ракетчиков в т.ч. Сейчас выпускают по 100 человек где-то "на круг". Я согласен, к сожалению, с товарищем высказавшимся выше, что потребностей у ВМФ нет, и возрождение чввму это скорее медиа ширма. Надеюсь, что неправ

Profile picture for user Serggio
21691

to ФТУСИК:  

В 1991 году училище перешло в подчинение Украине и продолжать службу без новой присяги он не мог!

 В 1991 году определённые силы уничтожили страну, которой он давал присягу. Открою "страшную" тайну - с уничтожением государства от присяги автоматически освобождаются ВСЕ. Так что на момент перехода, а точнее - оставления Россией Украине ЧВВМУ, Севастополя и Крыма  он был свободен от любых присяг. И выбор НИКОМУ по этой самой причине не навязывался. Так и было заявлено, в частности, командованием ЧФ: "Делайте, что хотите". 

После этого военнослужащие совершенно спокойно, ПЕРЕВОДОМ по службе, отправлялись служить в ВМСУ (кто хотел), и никто на ЧФ им препятствий не чинил, секретной почтой пересылались личные дела, закрывались денежные и вещевые аттестаты... И тут вы - такой патриот, с претензиями! (Ночные преприсягания я здесь не беру - это было до решения вопроса на верхнем уровне, и однозначно гнусно, но основная масса перевелась именно так, как я описываю)

В состав СССР входило 15 республик, и вооруженные контингенты, дислоцировавшиеся в них, и составили ОСНОВУ национальных вооруженных сил новых государств. Хорошо это или плохо - оставим за скобками, но к тем военнослужащим (и русским по национальности в том числе), которые остались в вооруженных силах бывших республик, у вас тоже есть претензии?

И ещё раз напомню, что присяга давалась СССР, а не РСФСР. А в состав Союза входили и Украина, и Белоруссия, и Молдавия, и Грузия, и Армения с Азербайджаном. Так что давая присягу СССР, он одновременно присягал и им. Так что даже если не брать во внимание развал Союза - он вообще ничего не нарушил и никого не предал. Его предали - да, это было.  С чего вдруг он должен был бежать за Россией, если она сама его бросила? Как настоящий севастополец, он остался с Училищем и с Городом. Или надо было съехать отсюда, оставив Город галичанам? И всем остальным, кто остался со своим Городом, но не приветствовал ни развал Союза, ни сдачу Крыма с Севастополем - тоже? Тогда бы в 14-м году точно никакого триумфального возвращения не было. И училища бы уже не было...

Profile picture for user Козьма П
363

to КВВМУ:  Увы - правы. Я вам даже больше скажу, с точки зрения того, что новое оружие при цифровизации все меньше требует каких либо манипуляций человека ("пустил-забыл"), а требования по сокращению времени и усилий на обслуживание и содержание этого оружия возрастают, эта потребность только уменьшится. В интересах государства было бы важнее возрождать Голландию, как училище военных механиков, с их наличием катастрофа (даже при сокращающемся флоте, т.к. в том числе и на гражданке они более самореализуемы), а обслуживание собственно кораблей со всеми их системами требует высокой квалификации и чем дальше тем больше, но среди тех кто причастен к принятию решений "голландских адмиралов" нет. 

Profile picture for user Аллегро
3532

to Козьма П:  позволю вас поправить, не вдаваясь в подробности вашей осведомленности. Нужны не просто механики, а больше электро-механики. Повсюду стоит автоматика и автоматизированное компьютерное сообщение, абсолютно всё опутано шлейфами цифрового управления. При поиске и  устранении неисправности ,,на месте,, механики бессильны.

Profile picture for user Shpaller
378

to Аллегро:  Вы абсолютно не правы.Механик-это механик,эл.механик-это эл.механик.Не надо никаких объединенений.Этими реновациями и оптимизациями и развалили весь тех.потенциал училищ,институтов.Пример-Севастопольский СПИ.А из ЧВВМУ сделали какой то институт благородных девиц,такая себе пародия на былое.Такое ощущение,что там сейчас  обеспокоены больше владением территорий,чем полноценной подготовкой.

Profile picture for user Veteran
2961

Усугублял ситуацию тот факт, добавил он, что в военном командовании Украины в тот период не было ни одного ракетчика

Уважаемый Олег Глебович, а адмиралы Ежель, Масимов, Князь, Фомин, Кабаненко ....в каком училище учились?

Profile picture for user ulogin_yandex_390929660
26

to Аллегро:

Его комент касается Всех кто после 1992 года остался в Севастополе в Украинских формированиях, а также косвенно тех, кто принял решения продолжить службу России после 2014г. Его коментарий оскарбляет не только чувства военнослужащих вооруженных сил, но и в целом всех силовых подразделений, органов и структур Города.

Ого, как вас поджало! Чувства каких военнослужащих он оскарбляет?Бывших вмсушников?sorry

Profile picture for user мерцание
5113

to Дачник-Дредд:  Согласен.Так и должно быть,но,увы,не доживем.smile

Profile picture for user КВВМУ
680

Тут ещё стоит отметить, что все таки немного перетянуто одеяло в сторону училища Нахимова, не умаляя, конечно, его роль: ракетчики для пл выпускались и выпускаются в Питере (там тоже расскажут за альмаматер, я думаю) , а все что касается зрк (а не пкр) - готовят на артиллерийском Факультете в Калининграде (несмотря на его название) и было так всегда. И в потоке там было по две роты параллельно по 4 взвода каждая, в отличие от 2 взводов на ракетном ф-те. Вот и считайте откуда все командиры кораблей, плюс штурмана из Фрунзе. Так что статистика скорее была приведена по чф.

Потом, училищ у нас было не десять, с одиннадцать. 

И чввму называется не Нахимовским, а им. Нахимова, а то и на фото почему-то парадный расчёт питонов вставили, не имеющих к нему никакого отношения

Profile picture for user madagarova
5859

to КВВМУ:  

Это фотка с парада на Красной площади. Фоном идет Государственный исторический музей.

Profile picture for user Аллегро
3532

to Shpaller:  вы бы не по клавишам строчили, а по месту на судне(корабле) современном ,,побывали,,. И может быть, если конечно получится, своё виденье обучения, дисциплиной и прочими вопросами ВУЗа и действительной работой на местах, необходимого направления уровня знаний для работы, не путали.

А там как будет угодно 

Profile picture for user Аллегро
3532

to олег пискун: да нет, меня не ,,поджало,,. 

Мне не нравится, когда отдельные личности, намекают на наших севастопольцев, будто они второсортные так сказать. 

А вы только знаете вмсушников? А пограничников, а милицию (разную причем), а всякие там ,,чекисты,, тоже по его логике ,,не кондиция,,?

Смешно и узколобо

Profile picture for user КВВМУ
680

 

to КВВМУ:  Это фотка с парада на Красной площади. Фоном идет Государственный исторический музей.

 Точно так, а на переднем плане - курсанты Ленинградского Нахимовского военно-морского училища из СПб. 

Profile picture for user ulogin_yandex_390929660
26

to Аллегро:  Севастополь-город русских моряков! РУССКИХ, не хохлятских!

Смешно и узколобо

Отойди от зеркала!

Profile picture for user Стас Новиков
13

с 90 хохлы стирали нашу историю теперь эти из-за моста принялись 

to ФТУСИК:  он 37 года рождения. Потрудитесь посчитать что по чем.Вам ни к чему его рассказ об истории училища, части истории города. Неуважение к жителям Севастополя??? Зачем вы тут пишите, если вам на них....Попутного ветра 

 

Profile picture for user ulogin_facebook_1346837492008618
1

 

to Аллегро: он 37 года рождения Выпускник училища 1971 г. капитан 1 ранга в отставке Олег Сухопяткин.  "Вернулся я в училище через 17 лет после выпуска.....Вернулся в разгар перестройки. На моих глазах происходило крушение лучшей в Союзе школы ракетчиков"  Флаг Родины 29.03.2012 В 1991 году училище перешло в подчинение Украине и продолжать службу без новой присяги он не мог!

Мог...не мог....к чему ваши умозаключения???  Олег Глебович в ВСУ не служил. Как многие офицеры остался в училище и преподавал. Что тут непонятного?

Главное за день

Власти Севастополя проиграли суд о сносе незаконного торгового центра

Как и в деле с шалманом на Хрустальном, – из-за истечения срока исковой давности.
16:04
13
3928

Проблема погибающих сосен распространяется по всему Севастополю

На этот раз гибнущая сосновая аллея обнаружена у памятника в Хмельницком.
15:03
9
1277

Под столицей Крыма загорелась железнодорожная цистерна

По предварительной информации, есть пострадавшие.
14:05
2
1219

В Севастополе стаи собак снова пытаются сожрать автомобили граждан

Очередное обострение старой проблемы возникло на Троллейбусном спуске.
12:02
24
3743