чт, 02/11/2023 - 16:32

Россиян заставляют платить за отопление, которого не было

Что делать, если коммунальщики и чиновники тянут деньги за то, чего не было, рассказали эксперты.

В России управляющие компании при поддержке чиновников требуют деньги за услугу, которую людям не предоставили. Граждане на вопрос, почему должны оплачивать то, чего не было, получили от властей ответ: обязаны, потому что есть нормативы.

Законно ли это и как поступить жильцам, узнавал ForPost.

Услуги нет, а счёт есть

Жилищно-коммунальный скандал разразился в Краснодаре в среду, 1 ноября. Жильцы многоквартирных домов получили от управляющих компаний квитанции на оплату услуг за октябрь. В частности, за отопление.                               

Однако отопления не было весь прошлый месяц и нет сейчас — к счастью, установилась тёплая погода. Хотя официально отопительный сезон в столице Кубани стартовал 16 октября.

Получение квитанций подтвердили СМИ и местный житель, с которым пообщался ForPost.

Он показал документ от ООО «Городская управляющая компания — Краснодар». В нём указано: хозяину квартиры площадью 22 кв. метра выставлен счёт — 1062 рубля за октябрьское отопление. Хотя услуга не оказывалась.

Краснодарцы потребовали объяснений. Администрация города, возглавляемая Евгением Наумовым, передала им ответ: «Собственники, в домах которых нет приборов учёта, должны оплатить данную квитанцию».

Потому что в Краснодаре — южном городе, где холодно от силы с ноября до апреля, — «количество месяцев отопительного периода, принятое при расчёте норматива, составляет 7 месяцев — с 1 октября по 30 апреля включительно», уточнили местные власти.

ForPost направит запросы мэру Краснодара Евгению Наумову и прокурору города Александру Лихонину. 

Читайте также: «Дороже не на 9%, а на все 60%!»: россияне получили неподъёмные счета за «коммуналку»

За что платить-то?

У жителей кубанской столицы есть товарищи по несчастью. Астраханцев, башкир, татарстанцев и других, у кого отопления не было, также заставляют платить за «воздух» под предлогом существования оторванных от жизни неких нормативов.

Севастопольцы тоже борются с бедой — их заставляют оплачивать централизованное отопление подъездов без батарей и квартир с автономным отоплением.

При этом люди не понимают, за что они должны отдавать свои кровные, нужной информации днём с огнём не сыскать. В лучшем случае управляющая компания даст отписку — мол, сами разбирайтесь. В худшем — даже не ответит на обращения граждан.

И, как показала жизнь, нередко УК далеки от того, чтобы оказывать услуги, за которые собирают деньги. Поэтому дом, например, разрушается, а виновная в этом управляющая компания отделывается штрафом. Или же вообще «управляшки» превращаются в личные кошельки своих руководителей.

Читайте по теме: Бывший севастопольский депутат вскоре ответит за нечистоплотную любовь к деньгам и автомобилям

Нюансы регулирования

Начало и окончание отопительного периода ежегодно определяется выпуском постановления органа местного самоуправления, напомнил соучредитель Ассоциации «Управленческие кадры городского хозяйства» Глеб Гилинский.

Таким образом, уточнил он, оплата за отопление начинается с даты начала отопительного периода и заканчивается датой его окончания.

Но есть вопрос расчёта стоимости отопления в жилом доме без коллективного и индивидуальных счётчиков.

Оплата для такого дома происходит в течение отопительного периода по формуле из приложения № 2 к постановлению правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, пояснил собеседник ForPost.

«Зрительно формула — достаточно сложная, но для ответа на вопрос в ней важен один показатель — NТ, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению. Он рассчитывается региональным органом власти, уполномоченным устанавливать тарифы, исходя из физических характеристик дома и числа дней отопительного периода, по правилам, установленным правительством региона в соответствии с федеральными нормами. Иными словами, должен утверждаться ежегодно. Понятно, что комитеты по тарифам, что называется, не утруждают себя и принимают этот норматив один раз, исходя из продолжительности отопительного периода ровно 211 дней», — рассказал Глеб Гилинский.

А если коротко, выставлять счёт за отопление в периоды до начала и после окончания отопительного сезона нельзя, но, как правило, это делается, отметил наш собеседник.

Читайте ещё: Россияне пожаловались на разорительные счета за коммуналку: «Это жесть»

Что делать?

Люди, получившие от управляющих компаний квитанции со счётом за непредоставленное отопление, могут начать с подачи заявления в организацию, выставляющую единый платёжный документ, и потребовать перерасчёта, считает Глеб Гилинский.

«Дальше можно обратиться с иском в суд или пожаловаться в прокуратуру либо государственную жилищную инспекцию. Прокуратура инициирует внеплановые проверки организаций только по заявлению граждан или организаций либо в рамках мероприятий, проводимых Генеральной прокуратурой РФ. Для внеплановой проверки госжилинспекции также нужна жалоба гражданина, причём поданная с подтверждением личности», — сказал соучредитель Ассоциации «Управленческие кадры городского хозяйства».

По его мнению, речь идёт о довольно сложном правовом регулировании, в котором участвуют как минимум два федеральных и один региональный нормативный акт.

И разобраться в ситуации так, чтобы суд принял решение в пользу жильцов дома, а не департамента госрегулирования тарифов Краснодарского края, например, — скорее, сдать экзамен на профессиональную компетенцию юриста из сферы ЖКХ, чем применить практический инструмент защиты прав, констатировал собеседник ForPost.

Поэтому он всё-таки порекомендовал получившим квитанции со счётом за отопление, которого не было, заплатить.

Правила перерасчёта за неоказанные или оказанные некачественно коммунальные услуги прописаны в том же постановлении правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, добавил директор по продукту компании «Мой Дом Онлайн» Алексей Шильников.

При этом, добавил он, автоматически пересчитывать суммы ресурсоснабжающие организации не обязаны.

«Побороться с управляющей компанией шансы есть в тех домах, где отопление фактически ещё не дали. Для этого приглашают представителей УК и генерирующей компании на составление акта, что по состоянию на текущее число отопления в доме нет. На основании акта пишут заявление на перерасчёт. Важно пригласить представителей либо электронным письмом, либо через диспетчерскую службу, но обязательно сохранить номер обращения. На актирование представители коммунальных служб обязаны явиться в течение двух часов. Если не прибыли, можно зафиксировать акт отсутствия отопления вместе со старшим по дому, например. А вот если акта нет, то перерасчёт, увы, не сделают, ссылаясь на нормативы», — рассказал Алексей Шильников.

Читайте также: «Управляйка» сделала перерасчёты за отопление на лишних 20 тысяч рублей

Заявления в УК и прокуратуру

Жильцы многоквартирных домов обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ, в свою очередь напомнила доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции университета «Синергия» Лариса Крушанова.

Начисления за услуги производятся по факту потребления, а граждане до 20-25 числа каждого месяца подают показания приборов учёта в управляющие компании либо организации, предоставляющие услуги, для начисления платежей именно за фактически потреблённый объём, продолжила она.

«Закон запрещает управляющим и генерирующим компаниям производить начисления за коммунальные услуги авансом», — отметила собеседница ForPost.

Лариса Крушанова уточнила, что объявление о начале отопительного сезона не равно началу отопительного сезона.

Обратив внимание на пример Краснодара, она отметила: по постановлению администрации города от 16 октября отопительный сезон может начаться не позднее дня, следующего за днём окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже +8 градусов по Цельсию. Но на 1 ноября температура в Краснодаре была 17 градусов, а 2 ноября — 22 градуса.

Наша собеседница считает, что краснодарцам, получившим квитанции со счётом за отопление, которого не было, стоит обратиться с заявлением в свои управляющие компании и требовать составления акта об отсутствии теплоснабжения квартир. А также направить заявление в прокуратуру на неправомерные действия управляющих компаний, заключила она.

Читайте по теме: Стало известно, кому повысят платежи за коммуналку по новым правилам

Алексей Лохвицкий

Читайте также: