пт, 18/06/2021 - 12:27

Велено забыть: зачем Россия вводит пластиковую ненависть к фашистам

​Разве общество забыло, что такое плохо?

Госдума запретила публичный показ изображений преступников, осуждённых в Нюрнберге. Исключения сделаны только для тех ситуаций, когда фашистов выставляют в неприглядном свете и формируют негативное отношение к ним, передаёт «Интерфакс».

Ранее ForPost приводил объяснение соавтора закона депутата Елены Драпеко, которая объясняла, что запрет стал ответом на появление одежды и сувенирной продукции, связанной с изображениями фашистов.

Однако журналист Николай Сванидзе отмечал, что если закон будет размыт, то это приведёт к двусмысленности толкования и непониманию, что делать можно, а что нельзя.

Помимо данного закона, в России вводятся и другие нормативы в сфере отношения к Великой Отечественной войне. Уже действует статься 354.1 Уголовного кодекса «Реабилитация нацизма». 9 июня этого года Госдума запретила отождествлять роль СССР и фашистской Германии. А штраф в 850 тысяч рублей, который присудили оппозиционеру Алексею Навальному за оскорбление ветерана, ещё раз показал жёсткую позицию государства в этом вопросе.

В попытке разобраться, как отразятся такие законы на нашем обществе, ForPost обратился к историку, заслуженному учителю РФ, кандидату психологических наук, доценту МГПУ, кавалеру медали «Патриот России» Александру Снегурову.

Мы задали ему вопрос: как он считает, эти законы помогут или помешают передавать детям объективные и адекватные знания и представления о 20-м веке, Второй мировой войне, причинах возникновения конфликта, из-за которого погибли десятки миллионов людей из разных стран мира.

«Я думаю, что принятие таких законов говорит о неблагополучии в данной сфере. Законодательные нормы, на мой взгляд, в области таких тонких вопросов — а это тонкий вопрос исторического сознания, самосознания, исторической памяти, — должны приниматься чуть ли не в экстремальных условиях. Ну неужели у нас сейчас такая ситуация?» — сказал Снегуров.

По мнению педагога, такие вопросы должны регулироваться моральными нормами и традициями неприятия фашистских образов и фигур. Снегуров считает: если такие законы принимаются, значит, мораль больше не останавливает людей, а это тревожный сигнал.

Действительно, за последние годы было множество историй, связанных с маргинальным поведением в вопросе Второй мировой войны. Это и многократный вандализм на монументах Вечного огня, и фотографии нацистов на сайтах Бессмертного полка, и много чего ещё.

«Мы должны понимать, что законы приняты вынужденно», — говорит кавалер медали «Патриот России» и объясняет, что ему ненавистны фашистская символика и главари Третьего рейха, но забирать у людей возможность мыслить самостоятельно и иметь разные точки зрения тоже не выход.

«Я не хочу быть человеком, который навязывает свою волю. У кого-то даже эстетические взгляды работают по-другому. Им кажется, что в форме немецкой или в символах может быть использовано в каком-то контексте, в искусстве, например.

И здесь как раз проявляется тонкость этого вопроса. Должна быть работа души, а она заменяется отчасти такими формальными регуляторами, как закон. У меня неприятие абсолютное этих лиц и символов, а другие должны это неприятие выработать, но не под прессом закона, а в силу развития мировоззрения, собственных суждений, обращения к разным источникам.

Но государство подтолкнуло к этим формальным регулятором. С одной стороны, это вынужденно, а с другой стороны — мы отнимаем возможность вызревания морального неприятия», — заключил учитель.

Читайте по теме: Познер нашёл в Советской России признаки фашизма: должен ли журналист извиниться?

Семён Гринберг

Теги:
Читайте также: